Для единых правил — единые пособияФормула, Что легла в заголовок статьи, не нова. Уже неоднократно писалось о необходимости выпуска учебных пособий, которые содержали бы единые взгляды и толкования «Правил движения по улицам и дорогам Советского Союза». Предполагалось, что авторы новых изданий учтут критику, позаботятся об устранении допускавшегося ранее разнобоя. К сожалению, этого не произошло. Вышедшие в истекшем году книги по этим вопросам снова грешат ошибками и неточностями. Возьмем, например, новую книгу В. Владимирова*. Без преувеличения можно сказать: различные отступления от Правил щедрой рукой разбросаны по ее страницам. Начнем хотя бы с дорожных сигнальных знаков. Кому, как ни Владимирову, одному из специалистов службы безопасности движения, знать, насколько важен этот раздел Правил, в особенности для тех, кто их начинает только изучать. Но именно здесь допущено больше всего досадных ошибок и сомнительных рекомендаций. Автор, например, утверждает, что знак «Главная улица или дорога» устанавливается на автомагистралях, не имеющих пересечений в одном уровне. Но такое утверждение нельзя считать правильным. При отсутствии пересечений надобности в постановке этого знака нет. ГОСТ 2965—60 предусматривает, что этим знаком обозначается начало улицы или дороги с преимущественным правом проезда по отношению к пересекающим улицам или дорогам. Правильно характеризуя знак «Конец ограничений» и справедливо указывая, что он устанавливается для отмены действия знаков «Обгон запрещен», «Остановка запрещена», т. Владимиров совершенно неожиданно утверждает, что знак «Конец ограничений» может применяться также и по отношению к знаку «Мотоциклетное движение запрещено». Автор пособия не учитывает, что вряд ли может сложиться обстановка, когда потребуется поставить знак «Конец ограничений» для ранее запрещенного мотоциклетного движения. Ведь ясно, что в середине квартала, улицы или отрезка дороги не едущим здесь мотоциклистам он не нужен, а от перекрестка или площади отсутствие знака «Мотоциклетное движение запрещено» уже само укажет мотоциклисту, что ехать можно. Приблизительно такая же ошибка допущена и там, где речь идет о применении таблички «Зона действия знака». Сомнительно, что встретятся условия, при которых на дороге движение грузового автотранспорта будет запрещено только на двухсотметровом участке. Часто т. Владимиров вступает в противоречие с ГОСТом. Автор, например, считает возможным ставить знак «Сужение дороги» для предупреждения о ремонте проезжей части, хотя известно, что для этого есть специальный знак. На странице 134 автор говорит о возможности одновременной установки перед перекрестком трех предписывающих знаков: «Движение только направо», «Движение только налево», и «Движение только прямо», относя каждый из них к определенному ряду движения. С таким применением знаков согласиться нельзя. В приведенном случае вообще нет необходимости устанавливать ни один из трех знаков, так как ехать можно во всех трех направлениях, руководствуясь при этом правилами маневрирования, изложенными в части I ст. 58 Правил. Кстати, и ГОСТ не на стороне любителей большого количества знаков. В разделе IV «Технические требования» (§ 32) говорится, что перед любым участком улицы или дороги, как правило, должен устанавливаться только один знак, если нет явной необходимости установки нескольких знаков. Применение таблички «Время действия знака» автор иллюстрирует на знаке «Поворот направо запрещен». Пример неудачен, так как если и есть необходимость запрещения поворота вправо на два часа, то в таком случае чаще применяется переносный знак, выставляемый на это время, а не знак, висящий круглые сутки, но действующий лишь два часа. Ошибочно освещаются в пособии и другие вопросы. Допускается, например, возможность на перекрестке с трамвайными путями, расположенными не по оси улицы, одновременная подача зеленого сигнала и зеленой стрелки вправо. При таких сигналах автор рекомендует водителю поворачивать направо в сторону трамвайных путей, предупреждая лишь о необходимости пропустить трамвай, идущий в прямом направлении. На самом же деле при таком расположении трамвайных путей стрелка вправо (в сторону путей) при зеленом сигнале даваться не должна, так как пути трамвая и автотранспорта пересекаются. Для подобного поворота зеленую стрелку вправо здесь следует давать при красном сигнале светофора. Лишена смысла зеленая стрелка прямо при зеленом сигнале и на трехстороннем перекрестке (стр. 105 и рис. 88). Здесь достаточно зеленого сигнала обычного трехсекционного светофора. К линиям безопасности, как известно, относятся круг или кольцо диаметром до 1 метра, обозначающие центр перекрестка (приложение № 3 к Правилам, п. 9), Как в этом приложении, так ив части I ст. 62 Правил говорится, что при повороте влево, центр перекрестка должен оставаться справа. Как же трактует этот вопрос автор книги? Если диаметр круга или кольца не превышает одногометра, утверждает он, то водитель при повороте налево обязан оставлять его справа, а если превышает —• то слева. Неверно излагается также возможность встречного выезда на перекресток. Автор относит ее лишь к действию права преимущественного проезда с правой стороны. В действительности же встречный выезд может производится и при других признаках преимущественного проезда. Некоторые вопросы В. Владимиров излагает неполно, не исчерпывая содержания Правил. Так, в разделе «Проезд перекрестков» он упускает право преимущественного проезда перекрестка для транспорта, движущегося на подъем или под уклон. Рассказывая об учебной езде, он не говорит о том, что на ряде улиц и на отдельных участках дорог она может быть запрещена (примечание к ст. 100 Правил). Известно, какой непоправимый вред наносит безопасности движения пьянство. Оно — источник всевозможных нарушений и первопричина многих дорожнотранспортных происшествий. Автору книги следовало бы решительным образом осудить любителей спиртного, подчеркнув, что потребление алкоголя несовместимо с профессией шофера. А что же делает В. Владимиров? Пересказав статью 31 Правил, он буквально утешает пьяниц. По мнению автора «...водитель имеет право выпить не только пива, но и даже водки, когда он поставит машину на ночлег и не тронется до тех пор, пока действие алкоголя полностью не прекратится». Что и говорить — «мудрый» совет! При таких, с позволения сказать, рекомендациях любому пьянице предоставляется широкая возможность не спешить с работой, с выездом в рейс: ведь надо подождать, пока не выветрятся винные пары! Нет, товарищ Владимиров, не такими методами надо бороться с дорожными происшествиями, причиной которых являются, главным образом, пьяные или непротрезвевшие шоферы. Не менее сомнительным является совет автора книги о возможности использования порожних грузовых машин для перевозки попутных пассажиров. Неужели автор не знает, что правила движения вообще не предусматривают использования случайных машин для перевозки людей? В ряде мест т. Владимиров неправильно излагает обязанности ГАИ, а также в искаженном виде трактует вопрос о наложении взысканий за нарушение правил движения. В книге немало и других погрешностей, полностью перечислить которые мы не ставили себе целью. Важнее, как нам думается, в связи с этим поговорить о том, как в дальнейшем избежать выпуска недоброкачественных книг. По нашему убеждению, рукописи учебных пособий по правилам уличного движения необходимо подвергать квалифицированному рецензированию и редактированию. Без этого мы не будем гарантированы от появления новых работ, поразному толкующих те или иные положения Правил. А разнобою, сбивающему с толку шоферов и обучающихся этой профессии, пора положить конец, в особенности сейчас, когда существуют единые в стране Правила движения. Л. КУЗНЕЦОВ, зам. начальника ГАИ РСФСР.* В. В ладимиров . ния автотранспорта». М.. 1961 г.«Правила движеИзд-во ДОСААФ,26