28
29
Автомобиль «ВАРТБУРГ-312» Выпускающийся с конца 1955 года Народным предприятием в Эйзенахе (Германская Демократическая Республика) легковой автомобиль «Вартбург» снискал себе заслуженное признание как один из лучших европейских автомобилей своего класса. З а последние годы конструкция его частично подвергалась модернизации. причем немалую роль в этом играли результаты многочисленных соревнований типа ралли, в которых этот автомобиль неизменно участвовал. В частности. следует назвать значительные изменения. произведенные в коробке передач ив тормозах автомобиля. В ксробке передач были взедены синхронизаторы для трех передач (из четырех). Изучение опыта эксплуатации и результатов многодневных ралли привело к созданию двухкруговой системы передних тормозов ик общему увеличению рабочей 2 поверхности всех тормозов до 220 см . В этом классе автомобилей едва ли какая-либо другая европейская модель имеет подобные размеры рабочих поверхностей тормозов. Особенно серьезной и существенной модернизации «Вартбург» подвергся в течение прошлого года, когда были созданы и испытаны опытные образцы нового двигателя для этого автомобиля. Ныне конструкция двигателя полностью отработана и освоена в производстве. В сочетании с другими нововведениями это означает практически создание новой MQ дели автомобиля, которая получила наименование «Вартбург-312». Новый двухтактный трехцилиндровый двигатель, рабочий объем цилиндров которого увеличен с 900 смз до 991 смз. развивает мощность 45 л. с. Максимальный крутящий момент двигателя возрос до 9,5 кг^м при 2200 об/мин. Такое повышение основных параметров двигателя повлекло за собой значительное улучшение динамических качеств автомобиля; особенно чувствительно улучшилась динамика разгона, а максимальная скорость автомобиля достигает теперь 125 км/час. При этом экономические качества автомобиля сохранились на прежнем уровне: он расходует от 7.8 до 9,5 литров топлива на 100 км пробега в зависимости от характера движения. Практически речь идет о совершенно новом двигателе, который соответствует старому лишь своими соединительными размерами, сохраненными для того, чтобы иметь возможность устанавливать его на шасси прежних моделей. Наиболее существенным конструктивным изменением в двигателе явилось усиление коленчатого вала, обусловленное заданным повышением мощности; на двигателе установлена новая головка цилиндров с цилиндрическими камерами сгорания и концентрическими вихревыми кромками; диаметр цилиндров увеличен с 70,0 до 73.5 мм. Новинкой является, кроме того. эластичная установка вала вентилятора в резиновых опорах, которая в со-«Вартбург-312».четании с применением полиамидных лопастей вентилятора весьма способствует уменьшению шума при работе двигателя. Кроме того, предусмотрен глушитель шума всасывания, устанавливаемый в зависимости от времени года, в разн ых положениях. На снимке показано расположение впускной трубы в условиях зимней эксплуатации. Летом верхняя часть глушителя с трубой отводится от радиатора и устанавливается по ходу движения автомобиля. Характерная для прежних моделей «Вартбурга» термо-сифонная система охлаждения заменена принудительной, при помощи водяного насоса. Это в значительной степени связано с разработкой новой системы отопления кузова и вентиляторного дефростера ветрового стекла. Конструкторы уделили особое внимание правильному сочетанию всех элементов системы водяного охлаждения (термостат, теплообменник, водяной насос и радиатор) и подбору соответствующих размеров проходных сечений, благодаря чему обеспечиваются необходимые условия для холодного пуска, благоприятный теплоЕой режим на всем диапазоне оборотов, меньший износ цилиндров и быстрый подогрев салона даже при низких температурах наружного воздуха. Испытания показали, что новая система отопления в «Вартбурге» отличается исключительной эффективностью и необычно быстрым подогревом салона автомобиля. С помощью двух рычажков. расположенных под щитком приборов справа от рулевой колонки, можно дросселировать количество проходящей через отопитель горячей воды, а также подачу воздуха к дефростеру ветрового стекла ив кабину. Интересным нововведением в «Вартбурге-312» является так называемый «световой гудок». Благодаря ему отпадает необходимость подавать световые сигналы посредством включения и выключения ближнего и дальнего света; для этого достаточно лишь короткого нажатия на рычаг «светового гудка», расположенный слева от рулевой колонки. При нормальном положении рычага действует лишь звуковой сигнал, а если повернуть рычаг на 90 градусов, то сначала действует световой сигнал, а затем, при дальнейшем нажатии, звуковой.БАЧОК ВМЕСТО ЩУПА на автомобильной выставке во Фрапкфурте-на-Майне демонстрировалось приспособление для контроля уровня масла в картере двигателя, позволяющее осуществлять замер «автоматически», т. е. без помощи обычного масляного щупа. В моторном отсеке автомобиля устанавливается прозрачный, выполненный из пластмассы, резервуар, из которого к картеру двигателя подводится шланг. Вместо обычного щупа для замера уровня масла здесь применена трубка со скошенным отверстием на конце (наподобие того, к ак это делается в медицинских иглах для инъекции). Трубка соединена со шлангом и вставлена в картер двигателя так. чтобы мерный верхний край скошенного выходного отверстия находился на расстоянии 10—20 мм нинге минимального уровня масла. Таким образом, чтобы определить наличие и уровень масла в картере двигателя, достаточно лишь открыть капот и взглянуть на прозрачный контрольный бачок. «ВОЛЬВО», МОДЕЛЬ 1962 Выпускающиеся в Швеции автомобили «Вольво» привлекли к себе внимание за последние годы благодаря успехам, достигнутым шведскими спортсменами в ряде международных соревнований по ралли. Поэтому приобретают известный интерес сведения о модернизации этих автомобилей, осуществленной в начале текущего года. Все три модели автомобиля «Вольво» (две четырехдверные и одна двухдверная) имеют в этом году новый двигатель, рабочий объем цилиндров которого увеличен до 1780- см 3 . При работе с одним карбюратором новый двигатель развивает мощность 75 л. с. при 4500 об/мин. то есть на 11 л. с. больше, чем прошлогодняя модель; его максимальный крутящий момент увеличился с 11.8 кгм при 2500 об/мин до 14 кгм при 2800 об/мин. Двигатель с одним карбюратором устанавливается на стандартный автомобиль «Вольво-121». На двухдверный туристский автомобиль ПВ-544 и на четырехдверный спортивный «Вольво-122С» устанавливается двухкарбюраторный двигатель, максимальная мощность которого соответственно возросла до 90 л. с. при 5000 об/мин; максимальный крутящий момент (14,5 кгм) двигатель развивает при 3500 об/мин (для сравнения укажем, что устанавливавшийся ранее на спортивные автомобили «Вольво» форсированный двигатель развивал мощность 85 л. с. при 5500 об/мин и имел крутящий момент 12 кгм). Увеличение рабочего объема двигателя достигнуто лишь за. счет увеличения диаметров цилиндров (84,14 мм вместо 79.37 мм), в то время как ход поршня (80 мм) не изменился. Новым является также пятиопорный коленчатый вал с шатунными подшипниками, залитыми свинцовистой бронзой. Степень сжатия увеличена с 7,4 : 1 до 8,5 : 1, т. е. больше, чем у форсированного двигателя прошлогодней спортивной модели, двигатель которой имел степень сжатия 8,2 : 1. В связи с повышением мощности и крутящего момента двигателя значительно усилено сцепление автомобиля. Автомобиль «Вольво-122С» оборудован дисковыми тормозами на передних колесах. Среди других нововведений следует упомянуть переход на 12-вольтовое электрооборудование, увеличение мощности генератора с 300 до 360 вт изменение задних фонарей и введение нового рулевого управления, не требующего смазки и ухода. Передаточное отношение главной передачи на всех моделях автомобиля равно 4,1 : 1, что соответствует скорости 28,6 км/час на прямой передаче при 1000 об/мин коленчатого вала двигателя. На одну из моделей автомобиля может. по желанию покупателей, устанавливаться овердрайв, в этом случае изменяется также и передаточное число главной передачи (до 4,56 : 1). Во внешнем облике автомобилей «Вольво» изменений не произведено.Рулевое колесо автомобиля «Вартбург» На новый серийный «.Вартбург-312» устанавливается рулевое колесо, заимствованное с прошлогодней спортивной модели автомобиля. Оно несколько больше по диаметру и не имеет кольца звукового сигнала, благодаря чему водителю стали лучше видны приборы, размещенные на щитке перед рулем. В шасси автомобиля существенных изменений не введено, за исключением улучшения условий смазки в некоторых узлах переднего моста. Благодаря этому пробег автомобиля между профилактическими осмотрами доведен до 5000 км. Автомобиль «Вартбург-312» сходит с конвейера народного предприятия в Эйзенахе со 2 января 1962 года. Передняя подвеска и дисковый тормо автомобиля «Вольво».Размещение двигателя и аппаратуры подкапотном пространстве.28 ГАЗОВАЯ ТУРБИНА С РЕГУЛИРУЕМЫМИ НАПРАВЛЯЮЩИМИЛОПАТКАМИАмериканский автомобильный концерн Конструктивную основу газотурбинноКрайслер построил несколько опытных го двигателя Крайслер составляет стальобразцов газотурбинного двигателя, отной корпус, в котором размещаются личающегося некоторыми эксплуатационважнейшие рабочие элементы и пропуными преимуществами по сравнению с скные каналы (см. рисунок 1). Изнутри известными до сих пор конструкциями корпус покрыт внутренним теплоизоляцитурбин, созданных за последние годы в онным слоем, который выполняет также различных странах для установки на легфункции поглощения шума. Охлаждение ковые автомобили. В официальном сообкорпуса осуществляется окружающим щении концерна утверждается, что в новоздухом, а также воздухом, выходящим вой турбине частично решены следуюиз компрессора и выхлопными газами, щие три важнейшие проблемы применекоторые, благодаря высокому к. п. д. ния ее на автомобиле: работа на прометеплообменника, имеют низкую темперажуточных нагрузках при малом числе туру. В передней части корпуса двигаоборотов; удовлетворительный тормозтеля расположена" компрессорная групной эффект при прекращении подачи па, состоящая из одноступенчатого топлива и уменьшение интервала врецентробежного компрессора и осевой мени с момента нажатия педали акселеодноступенчатой турбины, которая обесратора до момента действительной отдапечивает привод крыльчатки компрессо чи мощности. р аи его аппаратуры. Перед компрессором имеется всасывающая труба, способКлючом к достижению этих необычных ствующая снижению шумов всасывания. качеств двигателя является устройство регулируемых направляющих лопаток тяВ задней части корпуса двигателя. говой турбины. Конструкция позволяет являющейся продолжением компрессорНепрерывно изменять угол установа лоного отсека, соосно с компрессором разпаток, т. е. наклона их по отношению к мещается тяговое турбинное колесо, втооси вращения ротсра, соответственно изрой ступени, выступающая кольцевая менению числа оборотов компрессора и деталь которого имеет регулируемые скорости автомобиля. Поток газа направнаправляющие лопатки. ляется на лопатки колеса тяговой турбины под оптимальным углом входа, благодаря чему достигается существенное улучшение динамики разгона я торможения. С возможностью изменять угол установа направляющих лопаток связано поддержание входной температуры газа в благоприятных границах также и при частичных нагрузках. В свою очередь, это обеспечивает повышение термодинамического коэффициента полезного действия двигателя, а также снижение расхода топлива на всем диапазоне оборотов. Новая турбина работает по двухступенчатому принципу, с двумя турбинными колесами. Первое из них развивает мощность, необходимую для привода компрессора, топливного насоса и других агрегатов. По выходе из первой ступени турбины поток газа воздействует на второе турбинное колесо, крутящий момент от которого передается через понижающую коробку передач и карданный вал на ведущие колеса автомобиля. До того как поток газа поступит на лопатки второго турбинного колеса, он проходит через венец, состоящий из двадцати трех направляющих лопаток, задачей которых Рис . 2. Схема механизма поворота на-' является направить поток газа на лопатправляющих лопаток: ки турбины под оптимальным углом. 1 — автомат управления; 2 — регулиВ известных до сих пор конструкциях руемые лопатки в нормальном положегазовых турбин лопатки жестко связании; 3 — они же в положении малых наны с направляющим колесом, и поток грузок; 4 — они же в положении торгаза поступает в одном и том же направможения двигателем; 5 — тяговая турлении. независимо от того, двигается ли бина; 6 — педаль акселератора. автомобиль с равномерной скоростью, азгэнлется ли он, либо идет под уклон. Й менно этим объясняется низкий коэфНа рисунке 2 показана схема механизфициент полезного действия газовых турма поворота направляющих лопаток. бин в обычных условиях зксплуатации Эти лопатки соединены с короткими автомобилей. Поскольку установка навалами, на противоположных концах коп равляющих лопаток всегда сосуветстторых имеются кривошипы с шарообразвует здесь максимальной мощности, на ными выводами, входящими в пазы общепромежуточных режимах нагрузки расго кольцевого тела: последнее может ход топлива бывает очень велик. поворачиваться в известных пределах под воздействием распределительных Для того чтобы обеспечить необходипоршней автомата. мый для высокого к.п.д. турбины перепад температур, поток газа должен постуДисковый теплообменник вращается пать к лопаткам турбины с максимально в цилиндрической камере верхней части возможной температурой. Как показал корпуса и поэтому имеет удобный доопыт применения регулируемых направступ. Теплообменник снаружи закрыт ляющих лопаток, теперь стало возможкрышкой. Уплотнительные элементы ным получить большой перепад темпераразделяют его на две половины; в передтур при различных условиях движения нюю ппступает из компрессора сильно на широком диапазоне нагрузок. Кроме сжатый воздух, который подогревается того, путем реверсирования лопаток от гофрированной поверхности металли(направления потока газа на заднюю ческой сердцевины и затем поступает сторону турбинных лопаток) может быть в камеру сгорания. Картер теплообмендостигнут эффект торможения двигатеника служит одновременно в качестве лем, что весьма желательно при движеглушителя шумов выхлопа. Выходящие нии о зтомобиля под уклон. отсюда газы после того, как они отдадут энергию турбинам первой и второй ступени, поступают под низким давлением в заднюю половину теплообменника. Цилиндрическая камера сгорания, имеющая впрыскивающую форсунку и запальную свечу для пуска двигателя, устанавливается на корпусе сбоку, слегка наклонно. Вспомогательные агрегаты размещаются впереди перед компрессором и приводятся в действие от ротора при помощи простой коробки передач. Р ис . 1. Газотурбинный Пр».вод ротора теплообменника осуществляется посредством вертикального вадвигатель ла, ведущего от коробки передач к крыш«Крайслер». ке теплообменника. Система питания двигателя имеет регулятор числа оборотов компрессора.$+ш^4£4<€Л*иб€<€а также приспособление для дозировки топлива, находящееся в одном картере с топливным насосом. Привод этой группы. а также воздушного насоса для впрыскивающей форсунки и для масляного насоса осуществляется отдельным валом. Стартер находится в прямом соединении с ротором компрессора и вращается со скоростью до 20 000 об/мин. Мощность описанной турбины 140 л. с. Удельный расход топлива — 231 г/л. с. ч. Компрессор вращается со скоростью 44610 об/мин., число оборотов приводной турбины — 45 730 в минуту. Степень сжатия в компрессоре 4 : 1, а его к.п.д. — 80 процентов. Коэффициент полезного действия обеих ступеней турбины равен соответственно 87 и 84 процентам. Температура газа при входе в турбину равна 927° (при температуре наружного воздуха 29°), а температура выхлопа (при полной нагрузке) — 204°. Общий вес газотурбинного двигателя Крайслер равен 200 кг. Его габаритные размеры: длина — 910 мм, ширина — 890 мм, высота — 690 мм. В качестве топлива для турбины равно пригодны керосин, неэтилированный бензин, соляровое масло и другие виды жидкого топлива. Опытный образец описанной турбины был установлен на автомобиле Плимут. в нормальном кузове которого пришлось сделать некоторые изменения. Испытания двигателя были осуществлены также на специально построенном для этой цели автомобиле «Турбофляйт». Как сообщается в американской прессе, испытания названных автомобилей дали удовлетворительные результаты. Однако руководитель исследовательского отдела концерна Крайслер, инженер Джордж Хюбнер заявил, что в ближайшее время еще нет оснований рассчитывать на серийный выпуск газотурбинных двигателей для легковых автомобилей. САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ ДИСКОВЫЙ РУЧНОЙ ТОРМОЗ Особенностью дисковых тормозов является то, что относительно маленькие тормозные блоки требуют гораздо больших прижимных усилий, чем колодочные тормоза. Когда в автомобиле, оборудованном дисковыми тормозами, приводится в действие ручной тормоз, который тоже действует на дисковые тормоза, то это требует гораздо больших усилий на его рычаг. До тех пор, пока тормозные накладки не изношены, этот недостаток не чувствуется. Поскольку, однако, износ рабочих поверхностей здесь наступает быстрее, чем в колодочных тормозах, появляется необходимость в частой регулировке ручного тормоза. Фирма «Дюнлоп», изготовляющая дисковые тормоза, начала в 1962 году выпускать их с саморегулирующимся ручным тормозом. Приспособление для автоматической регулировки представляет собой своеобразный храповой механизм, встроенный в самый дисковый тормоз (см. рисунок). Как только хот нажимного рычага становится вследствие износа тормозных блоков слишком велик, собачка храповика автоматически заскакивает за следующую зарубку, благодаря чему при оттягивании рычага ручного тормоза тормозные блоки вновь начинают прижиматься к дискам с достаточной силой. Такие ручные тормоза устанавливаются с 1962 года на спортивные автомобили «Мерседес» (моделей 300СЛ и 300СЕ), а ташке на спортивный автомобиль «Ягуар».Самоустанавливающийся ручной дисковый тормоз29