За нашуСоветскуюРодину!К Vсъезду ДОСААФсти, для развития мотоциклетного спорта имеется широкая сеть автомотоклубов, мотоциклетных секций, курсов и кружков. Только в системе ДОСААФ в настоящее время наряду со штатными действуют более 500 самодеятельных автомотоклубов и сотни курсов по подготовке мотоциклистов. В 1958—1960 годах в досаафовских организациях обучены сотни тысяч мотоциклистов. Во всех республиках и областях расширяется строительство учебных зданий, благоустроенных стоянок, мототреков, создаются специальные трассы для мотоциклетных состязаний. Только за последние два года сооружены гаревые треки в Уфе, Майкопе, Ровно, Краснодаре, Львове и Стерлитамаке. Благодаря росту благосостояния населения, его высокой технической грамотности мотоцикл стал доступен самому широкому кругу советских людей в городе и деревне. Наша промышленность довела уже производство мотоциклов и мотороллеров до полумиллиона единиц в год и прочно занимает первое место в Европе по количеству выпускаемой продукции. Большая работа проводится по улучшению качества мотоциклов. Осуществлена специализация в производстве мотоциклов, мотороллеров и мотовелосипедов. Конструкторские бюро и заводы изыскивают пути повышения мощности двигателей, снижения веса машин и дальнейшего совершенствования их эксплуатационных показателей. Это в равной мере относится ик дорожным, и к спортивным моделям. Высоким качеством отличаются мотоциклы для шоссейно-кольцевых гонок, изготовленные ЦКЭБ мотоциклостроения. Они не только не уступают .лучшим заграничным образцам, но и значительно превосходят их. Хорошую оценку спортсменов заслужили новые мотоциклы малой кубатуры марки «Ковровец» для кроссов и многодневных соревнований. Однако справедливые нарекания вызывают средние и тяжелые мотоциклы. Совершенно не удовлетворяет спортсменов продукция таких предприятий, как Минский и Киевский мотозаводы. В значительном повышении качества нуждаются и некоторые другие спортивные модели. Для дальнейшего совершенствования мотоциклетной техники, на наш взгляд, помимо многих других мер, было бы полезным установить еще более тесную связь между спортивными организациями и заводами, ежегодно устраивать официальные соревнования на приз заводской марки. Да, наша спортивная техника еще страдает серьезными недостатками, но нельзя, как это делают некоторые работники, прикрывать ими все слабости мотоспорта. Это уводит общественность от решения насущных задач, от критики других, не менее серьезных недостатков. Факты говорят о том, что причины наших неудач следует искать не только и, пожалуй, уже не столько в состоянии спортивной техники, сколько в организаторской и учебно-спортивной работе. Несколько лет назад коллектив ЦКЭБ мотоциклостроения, возглавляемый В. В. Рогожиным, в творческом содружестве с чехословацкими конструкторами создал замечательные гоночные машины. Одна-«ДЕЙСТВИЯ АРМИЙ, АВИАЦИИ И ФЛОТХЗА НОВЫЕ УСПЕХИ МОТОЦИКЛЕТНОГО СПОРТА!В. Д. СЫСОЕВ и крепнет моС каждым годом растетСоветском Соютоциклетный спорт в зе. Все больше становится гонщиков, повышается их мастерство. Заметно расширяется география этого мужественного и увлекательного вида спорта, увеличивается количество соревнований. В 1960—1961 годах только в рамках Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта было проведено около двадцати восьми тысяч соревнований, в которых стартовали сотни тысяч мотоциклистов. В прошедшем году на многочисленных трассах состязалось в шесть раз больше мотоспортсменов, чем в 1959 году. Значительный скачок в развитии мотоспорта за последние годы сделан в республиках Средней Азии и Закавказья, на Урале, Дальнем Востоке. Если раньше участники мотоциклетных соревнований исчислялись там единицами, то, например, в прошлом году только в Узбекистане стартовало более девяти тысяч гонщиков. Мотоциклисты этих республик и областей теперь стали грозными соперниками для прославленных гонщиков Москвы, Ленинграда, Прибалтики. Наглядное подтверждение тому — результаты Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Команды Грузии, Казахстана и Узбекистана встали рядом с коллективами Москвы, Украины и Латвии в первой шестерке. Широкое распространение мотоспорт получил в сельской местности. Во многих колхозах и совхозах сейчас созданы мотоциклетные секции, систематически устраиваются состязания. Появились межколхозные и районные автомотоклубы, причем некоторые из них как по размаху, так и по результатам работы могут служить примером для иных городских и даже областных клубов. В Абьяском и Ярвакандинском районах Эстонской ССР, например, мотоклубы часто проводят различные соревнования, привлекая к ним до 130—150 гонщиков. Эти коллективы сумели подготовить немало спортсменов второго и первого разрядов, вырастили своих мастеров спорта. Сельские районные клубы теперь смело конкурируют на республиканских соревнованиях с сильнейшими таллинскими командами. Такая же плодотворная работа по развитию мотоспорта проводится в селах Марийской и Башкирской АССР, Ставропольского и Краснодарского краев и во многих других местах. Наряду с ростом массовости изо дня в день совершенствуется мастерство советских гонщиков, пополняются ряды спортсменов, владеющих наиболее эффективными приемами вождения мотоцикла. В 1961 году у нас подготовлено спортсменов-разрядников почти в десять раз больше, чем в 1956 году. Отряд мастеров спорта за минувшее пятилетие увеличился на 650 человек. Возросшая техническая и тактическая подготовка советских спортсменов позволила им добиться в последние годы определенных успехов на международной арене. Наилучших результатов достигли наши мотоциклисты в гонках по гаревой дорожке. Свидетельство тому — их победы на мототреках Чехословакии, Польши, Австрии, выход мастера спорта И. Плеханова в финал первенства мира. Хорошо выступили летом прошлого года заслуженные мастера спорта Н. Севостьянов и В. Пылаев в международных шоссейно-кольцевых гонках на Большой приз Финляндии, что говорит о наших возможностях ив этом интересном виде состязаний. Успехи советского мотоциклетного спорта теперь уже официально признаны мировой спортивной общественностью. Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) поручила нашим спортивным организациям разработку положения о соревнованиях по ледяной дорожке и проведение предстоящим летом отдельных этапов чемпионатов мира по мотокроссу и по гаревым гонкам. О росте авторитета отечественного мотоспорта говорит и тот факт, что на осеннем (1961 г.) конгрессе ФИМ ответственный секретарь Всесоюзной федерации автомотоспорта М. И. Кедров избран в состав спортивной комиссии Международной мотоциклетной федерации.МОТОСПОРТ И ТЕХНИКАВ СССР проявляется огромная забота о развитии физической культуры и спорта. Решения XXII съезда КПСС, новая Программа партии открывают захватывающую перспективу роста материального уровня и повышения благосостояния нашего народа и на этой основе — дальнейшего развития физической культуры и спорта. Уже сейчас благодаря повседневному вниманию партии и правительства в Советском Союзе созданы исключительно благоприятные условия для занятий спортом. В частно-1 ко наши гонщики-кольцевики на международных соревнованиях по-прежнему уступают первенство сильнейшим зарубежным спортсменам. Спрашивается, в чем же дело! А дело заключается в том, что они не обладают еще необходимым спортивным мастерством, и даже самые совершенные мотоциклы не могут компенсировать пробелов в их тактической, спортивно-технической и физической подготовке. Недостаток мастерства подводит не только одних кольцевиков, но и представителей остальных видов нашего мотоциклетного спорта. Федерациям, комитетам ДОСААФ, автомотоклубам, тренерам и спортсменам предстоит еще много и упорно поработать, чтобы советские мотогонщики смогли прочно занять ведущее место в международном спорте.МАССОВОСТЬ - ОСНОВА МАСТЕРСТВАОсновным направлением в этой работе должна стать борьба за массовость. Массовость в любом виде спорта является главным условием, которое определяет уровень его развития. Это вполне естественно: найти таланты значительно легче среди тысяч, чем среди десятков спортсменов. Мотоциклетный спорт, конечно, не может быть таким массовым, как, скажем, легкая атлетика или волейбол, для развития которых не требуется дорогой инвентарь. Размах же мотоциклетного спорта ограничивается дорогостоящей техникой. И потому, когда речь идет о недостаточной массовости спорта, то имеется в виду не что иное, как большой разрыв между количеством мотоциклов, имеющихся в городах и районах, и числом людей, вовлеченных в занятие спортом. В Москве и Московской области, наприМер, из каждой сотни владельцев мотоциклов более или менее систематичеПрыжок на разрывном мосту. Фото Р. Гайнуллина. Из снимков, присланных на конкурс журнала «За рулем».ски занимается спортом лишь 4—5 человек. Такое же неприглядное положение и во многих других местах. Комитеты ДОСААФ, автомотоклубы, тренеры, как правило, ограничивают свою деятельность проведением официальных, так называемых «классических» соревнований и беглой подготовкой к ним небольших групп мотогонщиков. А такие соревнования, как фигурное вождение, простейшие кроссы, «разгон-торможение», линейные гонки, подъем на холм, доступные и интересные для очень многих мотолюбителей, неоправданно преданы забвению. Некоторые специалисты утверждают, что эти простейшие соревнования — пройденный этап в развитии нашего мотоспорта. Но это не так. Они никогда не устареют и не потеряют своего значения, ибо нужны как первый этап приобщения молодежи к спорту. Кроме того, нет оснований лишать возможности соревноваться определенную (и довольно значительную) часть мотоциклистов, которые а силу самых различных причин не могут участвовать в сложных современных кроссах, шоссейно-кольцевых, ипподромных или, скажем, гаревых и ледяных гонках. Неправильно поступают многие комитеты ДОСААФ и автомотоклубы, когда отгораживаются от работы с мототуристами и владельцами мотороллеров и мотовелосипедов. Тем самым они исключают из спортивной жизни большой отряд мотоциклистов и наносят серьезный ущерб массовости спорта. Мототуристы — это, как правило, физически выносливые, закаленные люди, в совершенстве знающие машину и уверенно владеющие техникой вождения в любых дорожных условиях. Возглавив работу по мототуризму, автомотоклубы значительно умножат свой актив. В связи с непрерывным увеличением выпуска мотороллеров и мотовелосипедов все настоятельнее встает вопрос об организации работы с водителями этих «собратьев» мотоцикла. Хотя кое-кто и не считает их представителями «чистого» мотоспорта, эту работу все же должны взять на себя автомотоклубы. Опыт Биериньского самодеятельного автомотоклуба в Риге показывает, что соревнования на мотороллерах и мотовелосипедах привлекают много участников и являются по-настоящему захватывающим спортивным зрелищем. Показательно, что некоторые водители мотороллеров и мотовелосипедов пересели затем на мотоциклы и стали неплохими спортсменами-мотоциклистами. See эти виды соревнований, конечно, совершенно необязательно венчать республиканскими и тем более всесоюзными чемпионатами. Многие из них следует ограничить областным, городским, районным и даже заводским или колхозным масштабом. Нужно помнить: судьба массовости спорта решается именно в первичных организациях, в селах, районах, городах, если каждый желающий получает возможность попробовать свои силы в спортивной борьбе.имеет нужного притока молодых сил, что среди победителей крупных соревнований в течение уже нескольких лет очень редко появляются новые имена. И причина этого отнюдь не в том, что корифеи обладают недосягаемо высоким мастерством, а главным образом в том, что молодежь неспособна пока оказать им должную конкуренцию. Да, сейчас, собственно, трудно рассчитывать на серьезное наступление молодежи. Комитеты ДОСААФ и клубы слабо еще занимаются подготовкой высококвалифицированных гонщиков. Запустили эту работу и отдельные ведущие коллективы страны. Московские клубы ДОСААФ за последние два года не подготовили ни одного мастера спорта, а ряды разрядников пополнились лишь двумя спортсменами первого и десятью второго разрядов. Во многих местах не проявляют должной заботы о развитии юношеского спорта. Правда, в организации работы с юношами имеются известные трудности. Наиболее серьезная из них (на нее чаще всего и ссылаются) заключается в том, что приход молодежи в мотоспорт ограничен определенным возрастом. Права на управление мотоциклом можно получить лишь в 16 лет. Но при желании можно найти пути и методы приобщения юношей к мотоспорту, не дожидаясь этого возраста. Некоторые клубы, например, создают совместно со школами мотокружки для старшеклассников. В таких кружках ребята с большим интересом и увлечением изучают мотоцикл, овладевают азами спорта. Другие клубы пополняют свои юношеские группы подростками, которые увлекаются ездой на велосипедах с моторчиками. Им нетрудно привить вкус к техническому спорту и здоровый спортивный азарт. Нам представляется, что для быстрейшего подъема юношеского спорта целесообразно изменить систему проведения соревнований и ввести комплексный зачет с таким расчетом, чтобы в каждой команде наряду со взрослыми спортсменами было представлено и определенное количество юношей. Такой принцип проведения состязаний повысит заинтересованность клубов, комитетов и федераций в работе с подростками, заставит создать из них постоянные группы. Да и сами юноши при этом получат большую возможность совершенствовать мастерство, закаляясь в спортивной борьбе рядом с опытными мастерами. Предлагаемая система соревнований никоим образом не исключает отдельных состязаний среди юношей. Наоборот, она потребует значительного увеличения встреч молодежи. Не менее важную роль в подготовке боевых резервов должны сыграть ведущие гонщики страны. У советских спортсменов есть прекрасное благородное правило: повышая изо дня в день свое мастерство, бескорыстно передавать накопленный опыт и знания молодежи. Это правило обязывает всех наших сильнейших гонщиков, отдающих так Много сил и времени мотоспорту, горячо любящих его, еще больше заботиться о тех молодых спортсменах, которые смогли бы понести дальше эстафету побед. Хорошо известно, какое огромное значение в деле повышения спортивного мастерства имеет правильно организованный учебно-тренировочный про-РАСТИТЬ НАДЕЖНУЮ СМЕНУВ дальнейшей работе особое внимание должно быть обращено на подъем юношеского спорта, на подготовку надежного квалифицированного резерва. Кто систематически следит за развитием мотоспорта, тот видит, что он не цесс. Однако многие комитеты ДОСААФ и автомотоклубы уделяют недостаточное внимание налаживанию тренировочной работы, часто ведут учебу по старинке, несмотря на то, что непрерывно совершенствуется спортивная техника, усложняются условия соревнований. Особенно серьезны недостатки в общефизической подготовке мотоциклистов. Как показывает практика, время, отводимое для учебно-тренировочной работы, • том числе и на сборах, спортсмены, как правило, затрачивают на подготовку машины и на «прикидки». Совершенствованием же физических качеств они почти не занимаются. Как это ни парадоксально, но многие мотоциклисты беззаботно, прямо-таки пренебрежительно относятся к физической подготовке. Они, видимо, полагают, что машина сама прикатит их на пьедестал почета. Конечно, для победы необходимо надежно подготовить машину, но ведь ею нужно управлять, быть повелителем, а не рабом ее. Для этого надо обладать богатырской силой, акробатической ловкостью, молниеносной реакцией, спартанской выносливостью. Совершенствование физической подготовки мотоспортсменов тем более необходимо сейчас, когда появились новые, высокоскоростные мотоциклы и намного возросло мастерство наших зарубежных соперников. Большая доля вины лежит на наших тренерах. Кое-кто из них и сам еще не понимает серьезной необходимости совершенствования физических качеств гонщиков, крайне смутно представляет себе содержание физподготовки мотоспортсмена. Более того, эти вопросы у нас вообще -плохо разработаны и таким важным делом всерьез никто не занимается. Интересы дальнейшего подъема спортивного мастерства мотоспортсменов настоятельно требуют, чтобы ЦАМК, Управление технической подготовки И спорта ЦК ДОСААФ, Всесоюзная федерация автомотоспорта в самое ближайшее время организовали научную разработку системы физической подготовки мотоспортсменов, вооружили бы ею всех тренеров и добились коренного улучшения этого дела. Нуждаются в совершенствовании и остальные не менее важные элементы подготовки мотоспортсменов. Тренеры обязаны более творчески подходить к организации учебно-тренировочного процесса, постоянно совершенствовать его с учетом всего лучшего, передового как в отечественной, так и иностранной практике.убедительно показывает, что успеха в развитии мотоспорта добиваются' те комитеты ДОСААФ и автомотоклубы, в которых работают хорошие организаторы, любящие и понимающие мотоциклетный спорт люди. Сейчас у нас имеются все возможности, чтобы в каждом Комитете и тем более в каждом клубе были настоящие энтузиасты мотоспорта. Таких людей можно найти среди офицеров запаса, бывших спортсменов. Неисчерпаемый источник кадров хороших организаторов спорта — комсомольцы. Правда, многие из них нуждаются в пополнении знаний, в обогащении опыта. Но это дело наживное. Комитеты ДОСААФ могут и должны организовать широкую сеть кружков, семинаров, кратковременных курсов по подготовке общественных тренеров, инструкторов и спортивных судей. Жаль только, что многие комитеты часто забывают об этой своей обязанности. Особенно плохо заботятся о выращивании общественных кадров в Киргизской ССР, Саратовской, Горьковской и Владимирской областях, где за последние два года не подготовлено ни одного тренера, ни одного инструктора. Ясно, что при таком положении дела все разговоры о массовости и мастерстве превращаются в пустой звук. Серьезного внимания заслуживает повышение организованности и культуры соревнований. Ведь ни для кого не секрет, что многие первенства, в том числе и отдельные всесоюзные, проходят у нас на низком организационном уровне: устраиваются в отдаленных, малодоступных для зрителей местах, без необходимой информации. В ходе соревнований плохо разъясняется положение о состязаниях, не комментируются должным образом нарушения правил гонок. Иногда организаторы выпускают в одном заезде гонщиков на спортивных и серийных машинах, грубо попирая основной принцип соревнований — равные условия для всех спортсменов. Все эти досадные промахи, безусловно, приносят участникам соревнований чувство огорчения, неудовлетворенности. Неудивительно, что для некоторых из них первые старты оказываются и последними. Чтобы соревнования могли привлечь людей к мотоспорту, послужить делу дальнейшего его подъема, надо каждое из них — большое и малое, всесоюзное и заводское — сделать радостным праздником, провести организованно, в строгом соответствии с существующими правилами. Такие соревнования будут умножать число спортсменов и способствовать росту их мастерства. Видимо, настало время создать заранее подготовленные трассы разной трудности с тем, чтобы не выбирать их каждый раз заново, накануне соревнований. Тогда можно будет обеспечить больше удобств как для участников гонок, так и для зрителей. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании наши спортивные календари и правила соревнований. Эти регламентирующие спортивную жизнь документы пока еще мало способствуют специализации и росту мастерства гонщиков; в них явно недостаточно отражена забота о развитии юношеского спорта, об организации простейших состязаний на местах, не требующих длительного отрыва участников от дома и больших разъездов.ОБМЕН ОПЫТОМ ИСТОЧНИК НОВЫХ УСПЕХОВБорьбу за новые успехи в мотоспорте, как и во всяком деле, нужно вести предметно, с глубоким знанием его, поднимая отстающие организации до уровня передовых, широко внедряя в практику работы всех коллективов положительный опыт. В настоящее время во многих комитетах, автомотоклубах и первичных организациях ДОСААФ работа по развитию мотоциклетного спорта поставлена образцово. Однако их опыт не стал достоянием всех. Многие республиканские и областные комитеты ДОСААФ, федерации и секции почти не занимаются изучением передового опыта и не могут, конечно, вооружить этим опытом свои клубы, районные, городские комитеты. Не показывают примера в этом отношении Управление технической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ, Всесоюзная федерация автомотоспорта и Центральный автомотоклуб. Эти руководящие спортивные органы озабочены в основном лишь непосредственной подготовкой сборных команд. Конечно, подготовка команд к участию в международных встречах — серьезное и ответственное дело. Но ведь и работа по массовому спорту, работа с низовыми коллективами — также не второстепенный вопрос. Да и сила-то сборных команд предопределяется прежде всего состоянием спорта в коллективах, клубах, в районах, городах, областях, республиках, т. е. наличием крепких тылов, квалифицированных резервов. Комитетам и федерациям всех степеней необходимо добиться, чтобы низовые коллективы были жизнедеятельными, чтобы в них систематически проводилась учебно-тренировочная и спортивная работа, чтобы в каждом автомотоклубе постоянно функционировали полнокровные, спортивные команды. Во всем этом особо важную роль должен сыграть ЦАМК — учебно-методический центр советского мотоспорта. Комитеты и автомотоклубы вправе рассчитывать, что ЦАМК окажет им конкретную помощь в переподготовке кадров, : улучшении учебно-тренировочного процесса, подъеме массового спорта. Работа комитетов ДОСААФ, федераций и клубов по дальнейшему развитию мотоциклетного спорта будет тем успешнее, чем теснее они будут связаны с профсоюзными и комсомольскими организациями. Глубоко ошибаются те работники комитетов и клубов, которые пытаются все делать своими силами, не привлекая широкий профсоюзно-комсомольский актив. Столь же неправы и те профсоюзные и комсомольские организации, которые не проявляют еще должного интереса к развитию мотоциклетного спорта. Жизнь учит, что только совместными усилиями организаций ДОСААФ, профсоюзов и комсомола, их дружной работой можно обеспечить подлинно массовое развитие мотоциклетного спорта, повышение спортивного мастерства наших мотоциклистов. А, достигнув этого, советские гонщики, вне всякого сомнения, смогут успешно выполнить свой долг — завоевать в ближайшие годы мировое первенство и тем самым еще выше поднять знамя нашей Родины на международной спортивной арене.РАБОТУ ФЕДЕРАЦИИ, СЕКЦИЙ ИКЛУБОВ НА УРОВЕНЬ НОВЫХ ЗАДАЧДальнейший подъем мотоциклетного спорта немыслим без коренного улучшения всей организаторской работы комитетов ДОСААФ, федераций, секций и клубов. Главным в организаторской работе, как известно, является правильный подбор, расстановка и воспитание кадров, ибо успех всякого дела в конечном счете решают кадры, их опытность, квалификация, принципиальность, идейная и моральная закалка. Опыт 1*3