***8Й#5(л^а— месяц таяния снегов. По сведениям Центрального института прогнозов, в районах, где тают снега, в нынешнем году ожидаются сильные туманы.ш *А прель«• %^«Туман — скопление в приземном слое мелких водяных капель или ледяных кристаллов, понижающих горизонтальную видимость до 1 км и менее» —TU^W»4^^»biтакова лаконичная справка Большой Советской Энциклопедии. Однако с автолюбителями на эту тему следует поговорить подробнее.-J.При сильном тумане, конечно, лучше не выезжать из гаража. А как быть, если он застанет вас в пути? Самое надежное — съехать с проезжей части дороги в сторону и, включив подфарники и задние фонари, подождать, пока туман не рассеется. Если же вы решили продолжать путь, то скорость не должна превышать 20 км/час. Обгон, естественно, не допустим. При движении на дорогах в густом тумане следует подавать прерывистые звуковые сигналы и отвечать на них другим водителям. Ветровое стекло должно быть чистым. Если на нем оседают капельки влаги, включите стеклоочиститель. Вы, наверное, заметили, что во время тумана, сильного снегопада или дождя лучше включать не фары, а подфарники. Чем это объяснить? Когда оптическая ось источника света располагается относительно низко, отражение от мелкихводяных капель, образующих туман, уменьшается. В нижнем же слое воздуха у дороги туман значительно реже. Но наибольший эффект дают специальные противотуманные фары. Их размещают на переднем бампере автомобиля не более чем в 400 мм от крайних габаритных точек кузова. Как показала практика, лучшие результатыдостигаются при таком наклоне фар, когда лучи света пересекаются с дорожным покрытием на расстоянии 10—12 м от машины, т. е. она светит как бы под туман. Для этого фары надо устанавливать в 250—500 мм от поверхности дороги. Помните, что даже самая сильная противотуманная фара не даст эффекта, если она неправильно отрегулирована. Мощность лампочки должна быть не менее 50 вт. Стекло-рассеиватель в противотуманных фарах изготовляют белым или желтым. Иногда применяют лампы с колбой из кадмиевого стекла. Завод АТЭ в Киржаче выпускает для автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» и др. противотуманные фары ФГ-106, снабженные белым рассеивателем, который создает сильный световой пучок, благодаря чему хорошо освещаются обочины и предметы, находящиеся сбоку дороги, — деревья, столбы и т. п. Это особенно важно для правильной ориентировки водителя при движении в тумане. На «Чайке» противотуманные фары размещены в специальном углублении, поэтому, если вы хотите установить такие фары на своем автомобиле, необходимо изготовить для них корпуса, которые надежно защитят оптический элемент от атмосферных осадков и механических повреждений. Важно также обеспечить удобное их крепление. Правда, изготовить корпус своими силами — дело сложное. Для этой цели можно использовать корпус фары мотоциклов «Ковровец» и М-1М или фары-искателя автомобиля ГАЗ-69. Оптический элемент в сборе вставляют в ободок мотоциклетной фары. Какой сеет фар — белый или желтый — дает больший эффект? Многие думают, что лучи желтого света лучше проникают сквозь туман. Такое мнение справедливо лишь, когда туман очень неплотный. При густом же тумане белые и желтые фары равноценны.Противотуманными фарами можно с успехом пользоваться в дождь, снегопад, а также для увеличения освещения дороги при больших скоростях движения. В последнем случае их надо несколько направить вверх, чтобы они светили вдаль. Наконец, такие фары незаменимы на горных дорогах. Они хорошо освещают те места, которые на поворотах при пользовании обычными фарами остаются в темноте. Противотуманные фары должны иметь отдельный выключатель. Его необходимо подсоединять к той клемме центрального переключателя, к которой подсоединены задние габаритные фонари и фонарь освещения номерного знака. При движении в тумане по шоссе следует для лучшей ориентировки наблюдать за придорожными столбами и деревьями. Если туман очень силен, лучше наблюдать за дорогой, высунувшись из окна. Надо иметь в виду, что в тумане все расстояния как бы уменьшаются; поэтому, следуя за другим транспортом, надо быть особенно осторожным и сохранять гораздо большую дистанцию, чем обычно. Перед остановкой необходимо, включив сигнал поворота, несколько раз быстро нажать на тормозную педаль, чтобы сигнал «стоп», мигая, предупредил других водителей о том, что вы хотите остановиться. Иногда при движении в тумане днем могут помочь обычные противосолнечные очки. Подъезжая к населенному пункту, следует иметь в виду, что туман здесь может оказаться плотнее, чем на дороге. Но достаточно выехать из населенного пункта, как видимость снова улучшится. И последний совет. Во время движения в условиях тумана зрение быстро утомляется. Не пытайтесь победить утомление, лучше остановитесь, отдохните.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора], М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Корректор Т. М. Граховская. Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Время работы редакции — с 9.00 до 19.00. Подп. к печ. 22.03.62 г. Зак. 105.Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24. Сдано в набор 1.03.62 г. Г-8051 .. 'Бум. 60 X 92V» 2.25 бум. л . - 4 печ. л. Тираж 360 000 экз. Цена 30 коп.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.' ---/А: