Статья 8-ятов. Подача звукового сигнала — требование совсем не лишнее. Как ни готовится водитель ко всяким неожиданностям, но внезапное появление машины из-за поворота, да еще в непосредственной близости может его испугать, дрогнет рука на руле, а в таких условиях это грозит опасностью. Пожалуй, лишь с наступлением темноты в звуковом сигнале необходимость отпадает: о приближении встречного автомобиля вас предупреждает свет его фар. Что же запрещено водителю на горных дорогах? Во-первых, двигаться на крутых спусках с выключенным сцеплением или передачей. Смысл этого запрета в следующем: большую скорость на спусках развивать опасно, но опасно и долговременное беспрерывное пользование тормозами — можно сжечь накладки, израсходовать весь воздух в рессивере и т. п. Значит, выход один—притормаживать двигателем, а для этого нужно выбрать одну из низших передач и включить сцепление. Запрещена в горах и буксировка на гибкой сцепке. Для этой цели надо применять жесткое связывающее звено, но и таким образом можно буксировать не более одного транпортного средства: соединение в буксирный поезд нескольких транспортных единиц затрудняет маневрирование, а иногда делает невозможным движение по горным дорогам. Ведь в этом случае буксирующий автомобиль при поворотах был бы вынужден выходить на полосу встречного движения. Укажем также, что при гололедице всякая буксировка в горах запрещена. Правила содержат и ограничение стоянки транспортных средств. Хотя специальных знаков вы можете и не встретить, запомните: в тех местах, откуда дорога не просматривается на 100 метров в каждом направлении, стоянка запрещена (статья 104 «г»). Такую ситуацию вы видите на фото 1. Учебная езда. На первом этапе обучение вождению автомобиля или мотоцикла должно проходить на специально отведенных для этого площадках, авто- и мотодромах и т. п. И лишь после соответствующей тренировки занятия переносятся на улицы и дороги. Напомним, что здесь учебная езда возможна только в сопровождении обучающего и лишь после того, как будущий водитель приобретет достаточные навьжи управления машиной. К этому моменту он уже должен знать и выполнять Правила движения (статья 105). В напряженном ритме наших улиц и дорог ученику нелег-ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДВИЖЕНИЯДвижение по горным дорогам. Не каждый из нас бывал в горах. Но, думаем, все понимают, что на горных дорогах создаются особые условия для движения транспортных средств. И дело здесь не только в многочисленных, затяжных, а порой довольно крутых подъемах и головокружительных спусках. В горах весьма ограничена обзорность; крутые повороты в ущельях и переломы профиля на склонах делают их непросматриваемыми, а значительные перепады высот несут неприятные для водителей туман и гололед. Каменные громады гор сужают проезжую часть дороги ив некоторых местах затрудняют встречный разъезд, особенно для крупногабаритных автомобилей. Вот почему в текст новых правил движения включена специальная глава — «Движение по горным дорогам». Три небольшие статьи, составляющие эту главу, дополняют общий порядок движения указаниями, учитывающими специфику езды в горах и предупреждающими водителей от ошибок, которые здесь, на сложных и трудных трассах, могут привести к непоправимым последствиям. Давайте познакомимся с этими дополнениями. Мы уже сказали о том, что горные дороги, как правило, довольно узки, а поэтому главная задача водителей — обеспечить безопасный встречный разъезд друг с другом. О том, как этого достичь, и рассказывает первая статья (ее порядковый номер — 101). На горных дорогах, где встречный разъезд затруднен, говорится в ней, водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, движущемуся около обрыва, а если обрыва нет — идущему на подъем. Правило, как видите, простое, без всяких оговорок и исключений. Особенно труден в горах встречный разъезд на поворотах, которые иногда так круто меняют направление вашего движения, что их по праву можно сравнить с разворотами. Большая часть аварий в горах — результат того, что машина, как говорят, не вписалась в поворот, вышла на полосу встречного движения. Учитывая это, вторая статья рассматриваемого нами раздела (ее порядковый номер — 102) требует от водителей при приближении к повороту дороги занять крайнее правое положение на проезжей части и подать звуковой сигнал. Последнее, разумеется, вне населенных пунк• Первые семь статей — см. в журнале «За рулем», 1064 г. JAM 9—12; 1965 г. JA 1—3.3 ВОПРОСА ** ЗНАТОКАМ•^jgzbHfcОтветы на задачи, опубликованные в MQ 31. Мотоциклист поворачивает налево (ст. 26 «а»). 2. Первым перекресток проезжает грузовой автомобиль (ст. 66). 3. Порядок разъезда: 1 — грузовой автомобиль (ст. 68), 2 — легковой автомобиль (ст. ст. 69 и 88). 3 — автобус.1—2. В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПРОЕДУТ ПЕРЕКРЕСТОК ТРАМВАЙ И АВТОМОБИЛЬ? 3. КАКОЙ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ПУТЕЙ ПРАВИЛЕН?