оворят: не уверен — не обгоняй! Но что такое — быть уверенным? Это — не только полагаться на собственное мастерство, умение выполнить маневр. Главное — развить в себе способность быстро и точно определять безопасную дистанцию обгона. А это приходит не сразу. Как показывает практика, больше половина аварий при обгонах — результат того, что водители надеялись «проскочить», то есть закончить обгон до опасного места или подхода встречного транспорта, но... не успели. Следовательно, просто надеяться нельзя. Надо быть уверенным. А уверенность должна базироваться на точном расчете. В его основу берут путь и время обгона. Обычно путь обгона измеряют расстоянием, проходимым автомобилем смо ­ мента выезда из занимаемого ряда до возвращения в него впереди обгоняемого транспорта, а время обгона — временем преодоления этого расстояния. Думается, что от этого правила можно несколько отступить, и вот почему. Дело в том, что окончательное решение зачастую принимается не тогда, когда автомобиль только вышел из своего ряда. В этот момент водителю' еще очень плохо видна дорога впереди, так как обгоняемый автомобиль создает слепые зоны обзора (рис. 1). Да и сама обстановка за время сближения может значительно измениться. Окончательное решение — обгонять или вернуться в свой ряд — приходит все-таки после того, как вы «подтянетесь» к движущемуся впереди автомобилю: в этот момент дорога видна гораздо лучше, легче заметить препятствия и оценить расстояние до них (рис. 2). Принимая решение, водитель должен задать себе один вопрос: хватит ли оставшегося расстояния (до препятствия, встречного транспорта и т. п.), чтобы закончить обгон? А для ответа на него надо представлять себе, каков будет путь обгона при тех или иных скоростях автомобилей. Если обгон проходит без выезда на полосу встречного движения, единственную опасность для нас представляет какое-либо препятствие на дороге (рис. 3), до подъезда к которому надо успеть закончить маневр. Мы рассчитали путь обгона для основных режимов скоростей и результаты свели в \..-у .,<Л. Ы аЩ ^ В цьЙГтаблицу 1 (для удобства запоминания и пользования цифры округлены в сторону увеличения с точностью до десяти метров). Как видно из таблицы, получив превышение в скорости 10 км/час, вы можете безопасно обгонять только тех, кто движется со скоростью не более 60 км/час. В этом случае путь обгона не превышает предела видимости, который при нормальных погодных условиях равен в среднем 300 метрам. При большем превышении скорости можно обогнать и движущихся быстрее 60 км/час. Однако приходится учитывать, что движение мимо препятствий со скоростью около 100 км/час само по себе опасно, поэтому перед препятствиями и перекрестками дорог разумнее будет не начинать об ­ гон транспорта, имеющего скорость свыше 70 км/час. Тем более, когда таким препятствием является поворот дороги. Здесь надо обеспечить не только безопасность обгона, но и безопасную для поворота скорость. Практически перед поворотом дороги не стоит обгонять со скоростью более 70 км/час, иначе на самом повороте вам придется прибегать к интенсивному торможению. Если при обгоне вы выходите за осевую линию дороги, следует быть особенно осторожным, заметив встречный автомобиль. Установить его фактическую скорость, а следовательно, и время сближения порой просто невозможно. Это затрудняет оценку обстановки. Однако будет неправильно вообще отказываться от обгона при появлении первого встречного. Надо лишь еще точнее рассчитать безопасную дистанцию обгона. На большом расстоянии марку автомобиля различить очень трудно, вы сможете распознать только тип появившегося транспорта: автобус, грузовой автомобиль, легковой, мотоцикл. Поэтому расчет безопасной дистанции обгона до встречного транспорта можно вести лишь по этим группам. Причем принимать во внимание надо только максимальную скорость их движения по дорогам: для легковых автомобилей, автобусов и мотоциклов — 100 км/час, для грузовых — 70 км/час. Безопасная дистанция обгона в этом случае равна пути обгона (без участка сближения) и пути встречного транспорта за время обгона (рис. 4 и таблица 2). При наличии встречного транспорта не рекомендуется обгонять транспорт, движущийся со скоростью более 70 км/час. Для молодого неопытного шофера обгон на скорости, близкой к 100 км/час, труден даже в обычных условиях, тем более при встречных разъездах.КОЛА ОЛОАОГО ОфЕРАОднако запомнить несколько цифр этих таблиц еще недостаточно. Прежде всего надо научиться на глаз определять расстояние до предметов, препятствий, встречных машин. Начинать советуем с препятствий. Прикинув расстояние, скажем, до пешехода или стоящего автомобиля, следует проверить себя по спидометру. И так повторять до тех пор, пока погрешность в результатах будет не больше 50 метров. Определять расстояние до перекрестка или поворота дороги несколько сложнее, так как они не всегда достаточно ясно видны. Тем настойчивее надо тренироваться. Гораздо труднее научиться определять расстояние до встречного транспорта. Но для безопасности движения это очень важно (не только для обгона, но и для разъезда, поворота, объезда). Начинать учиться лучше в условиях, когда не приходится выходить за осевую. Выбрав удобный момент, следует по каким-либо ориентирам запомнить место, где в это время находился встречный автомобиль, а потом по спидометру проверить себя. Научившись определять расстояние, м ожно приступать к пользованию таблицами. Начинать надо с самой простой —.•i.lb.^UTi^......t-.4,)r^l.ti..i.V.-.l...^^',;,<V,Vi.-.,,itri.iiY.,,i-,,i''. •М.-.У№ЛТ-г-::а;у'.«*-,к.-.--^-:.^^^^ ^ V « 30 км/час V * 3 0 им /час **h: .!\:'!.yi^:r'^^ ^ \ ' ^ " ' : : ' ^ : '.у''\-.'." ' ; " ' Л ' : - ^ " ^ " ^ ' • '•M- J ; [ v''-^^^>:^iWtf^^^ i '' • '• ':-•»'v':'-'.f•;•>-/>-•••"'-'•"• ••''•J4•'•'у'-.'Х'. v'?.:>:".•<':у .:•;•• •. Рис. 1:• ,л. - - _ .• > , • V. • -' • -• • ./'•-'•• :..••' -'. • -:. •• •" ч'.> ;• : . • V-- " • ''Р и с. 3безопаснаядистанцияWO м.участоксближенияРис.2Рис. 4