«лава о Николае Сачеке шагнула далеко за пределы части. Отлично учится, службу несет исправно, передовой водитель. Я много раз встречал этого воина, чья смущенная улыбка вместе с успехами в учебе хорошо известна в автомобильном подразделении. Сам он считает, что особенного ничего не произошло, если на первом году стал отличником учебы, лучшим водителем. К этому ведь обязывают требования морального кодекса строителя коммунизма, воинские уставы.Сегодня мы опять встретились. Николай готовился к очередному рейсу. На груди сверкнул значок классного специалиста: на второй класс он сдал еще до службы в армии, в Шепетовке. Говорит Николай неторопливо, слова подбирает тщательно. В рассказе явно слышится гордость за шоферское дело, за свою специальность. А профессия у него, можно сказать, фамильная. Отец еще в тридцать шестом сел за руль ГАЗ-АА. На машинах разных марок он проехал в годы войны от Москвы почти до Берлина. И сейчас трудится шофером. Окончив службу в армии, пришел в 5-ю шепетовскую колонну Хмельницкой автобазы междугородных перевозок старший брат Николая — Евгений. Подумывал о шоферской профессии и Николай. В то время он учился в средней школе. После окончания ее поступил на курсы шоферов, а несколько месяцев спустя обратился к отцу: — Принимай в свою бригаду. Три года бок о бок проработал Николай с отцом и братом в одной колонне. И, надев солдатские погоны, Сачек не изменил своей профессии: попросился «поближе к технике». — Специалисты нам нужны, — сказал командир, — принимайте машину. Как ни привык к трудностям Николай, но первые недели службы показались тяжелыми. Приходилось не только содержать в исправности автомобиль, но и учиться отлично стрелять, воспитывать в себе качества хорошего строевика, выносливого воина. Настойчивость, желание с честью выполнить родительский наказ принесли свои результаты. Николай вышел в передовики учебы. Молодой воин за короткое время овладел еще одной специальностью—экскаваторщика. Ему, умелому водителю, командование доверяет сложные работы и рейсы, и не было случая, чтобы Сачек не оправдал этого доверия. До сих пор памятен рейс в район стихийного бедствия. Река Зеравшан, перегороженная неожиданно обвалившейся скалой, угрожала затоплением населенного пункта, обширных полей. В числе других воинов Сачеку была поставлена задача: к утру доставить груз в район поселка Айни. Многие десятки километров в сложнейших условиях пришлось проехать водителям в эту ночь. Слева — нависшие мрачные скалы, справа — пропасть. Метр за метром продвигался ЗИЛ, за рулем которого сидел рядовой Сачек. А когда уже на той стороне перевала Николай оглянулся назад, то у него невольно закружилась голова. Серпантины, белой лентой вьющиеся по склону, уходили на головокружительную высоту, теряясь в скалах. В течение многих дней Николай вместе с товарищами разбирал эеравшанский завал. И в том, что катастрофа была предупреждена, есть и его заслуга. Рядовой Николай Сачек успешно учится. Недавно он занял второе место в части в конкурсе за безопасность движения. Так служит украинский паренек, продолжая славные традиции шоферской семьи. Капитан Н. МИНКИН. Туркестанский военный округ. Рядовой Николай Сачек. Фого автора.тани. В нос ударило запахом жженой резины. Густой столб дыма потянулся в безоблачное небо. Танк загорелся. — Заряжающему и наводчику покинуть машину! — приказал Комаров. Механик-водитель понял замысел лейтенанта. Они оба думали об одном: любыми средствами остановить фашистский бронепоезд. Вот он уже совсем рядом. — Уходит! Перехвати, бей в нолеса! — услышал Бухтуев слова Комарова. Держась обожженными руками за рычаги управления, водитель прибавил скорость. Тайн беспрепятственно мчался прямо на бронированную громаду: гитлеровские артиллеристы слишком поздно поняли маневр. Машину подкинуло. Насыпь. Рывок. Удар. Оглушающий грохот столкнувшихся тонн металла — и тяжелая платформа, начнувшись, рухнула с насыпи. Над Черными Бродами гулким эхом пронесся взрыв. Огненный таран свершился на глазах наших танкистов, которые вели бой У станции. Указом Президиума Верховного Совета СССР за этот подвиг лейтенанту Комарову и сержанту Бухтуеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В бою под Черными Бродами погиб Миша Бухтуев. Дмитрия Комарова наши танкисты нашли в тяжелом состоянии, отправили в госпиталь. После выздоровления он продолжал сражаться с врагом и погиб осенью 1944 года в боях за плацдарм на западном берегу реки Нарев. В городе Шахунье Горьковсной области именем Комарова названа улица. В танковой части в комнате боевой славы помещены фотографии Героев Советского Союза Комарова и Бухтуева. Их подвиг — высокий пример служения Родине. И. МОРОЗОВА, Т. СТЕПАНЧУК, сотрудники Центрального архива Министерства Обороны СССР.1»