Ключ к «золотому запасу» Международной федерации мотоспорта первыми из советских гонщиков подобрали наши ледовики. В прошлом году на первенстве континента двадцатидвухлетний студент из Уфы Габдрахман Кадыров первым поднялся на пьедестал почета, озарив, наконец, долгожданным золотым отблеском знамя советского мотоциклетного спорта. Серебряная и бронзовая медали также остались в Советском Союзе. Повторят ли свой триумф советские гонщики во втором чемпионате? Сумеют ли шведы и финны, бывшие много лет гегемонами на ледяных трассах, вернуть себе репутацию сильнейших? Внесут ли какие-либо существенные коррективы в борьбу за призовые места спортсмены Чехословакии, ГДР, Австрии, Югославии, Монголии? же на отборочных состязаниях в Балакове и Уфе стало ясно, что большинство участников хорошо подготовлено к гонкам, настроено по-боевому, и советским спортсменам придется приложить много сил, чтобы отстоять завоеванные в прошлом году позиции. Чехословацкий гонщик Антонин Шваб выиграл все заезды на пути к финалу. Неоднократный чемпион Швеции Берн Хернфельд — гонщик тонкого тактического расчета — не скрывал своих намерений бороться за призовое место. Ну и, конечно, по-прежнему высоко расценивались шансы на успех советской четверки — Габдрахмана Кадырова, Бориса Самородова, Всеволода Нерытова и Фарита Шайнурова. У каждого из них на счету целый список блестящих спортивных побед. Необходимо отметить еще один немаловажный фактор, придавший чемпионату и чрезвычайную остроту, и задор, и динамичность до самого последнего дня гонок. Речь идет о том, что результаты финала определялись не по сумме трех лучших этапов для каждого гонщика, как это было на первом чемпионате, а по четырем дням гонок. Напомним, что в прошлом году трех первых этапов оказалось достаточным для Кадырова, чтобы по количеству набранных очков обеспечить себе звание чемпиона. Иначе было сейчас — судьба призовых мест решалась буквально в каждой гонке, а спор за бронзовую медаль завершился лишь в последнем, двадцатом заезде заключительного, уфимского этапа. Итак, как же складывалась борьба? Перенесемся мысленно на Ленинградский мототрек. Последний заезд первого этапа — Берн Хернфельд, Борис Самородов, Антонин Шваб, Всеволод Нерытов. Четыре аса, четыре сильнейших гонщика. Нервы напряжены до предела, стадион наэлектризован. Старт! Впереди Шваб, за ним — Хернфельд. Самородов делает, кажется, все, чтобы вырвать победу у стремящихся к финишу лидеров. Но коротка, слишком иногда коротка четырехсотметровая дистанция, особенно при таких бешеных скоростях! Первым финиширует Шваб, за ним — Хернфельд, и лишь третьим и четвертым заканчивают заезд Самородов и Нерытов. Очень важная победа как для чехословацкого спортсмена, так и для чемпиона Швеции. По итогам первого этапа Шваб вслед за Кадыровым занимает, таким образом, второе место, на третьем — Хернфельд, четвертым был Самородов и пятым — Нерытов. Легко понять радость чехословацких спортсменов. Между тем участники чемпионата, механики, корреспонденты стали внимательно приглядываться не только к самому Швабу, ставшему героем дня, но и... — Отличная у Шваба машина! — говорили специалисты. Хернфельд, выступавший на специально подготовленном мотоцикле с мотором ЖАП, сказал, что мечтает иметь такую же машину, как у Шваба или Кадырова. А у них-то обыкновенные, как иу всех советских и чехословацких гонщиков, ЭСО, только рама изготовлена по особой конструкции. Разработал ее несколько лет тому назад заслуженный тренер СССР Владимир Карнеев, Она получила теперь всеобщее признание, даже у шведов, бывших в свое время не только «королями ледяных трасс», но и непререкаемыми законодателями «технической моды». В чем же основное преимущество новой рамы? Прежде всего, она делает машину очень послушной в руках гонщика. Однако мы остановились на подготовке машин не для того, чтобы солидаризоваться с бытующим среди некоторой части мотолюбителей мнением о том, что главное — мотор, техника, а потом уже мастерство гонщика. Наоборот, человек — вот кто в ответе за технику, на которой он выступает. К счастью, на чемпионате было очень мало тех досадных случаев, когда, казалосьИтогивторогочемпионата Европы в мотогонках по льдуУоы, верная победа оборачивается для гонщика обидным поражением из-за неисправности мотоцикла. И это еще одно бесспорное свидетельство роста мастерства участников первенства, их высокой технической квалификации. Но вернемся снова на лед и проследим, как же развивались дальнейшие события в борьбе за призовые места. После первой неудачи Борис Самородов не пал духом. Отточенное мастерство, большой опыт участия в крупных состязаниях, изумительная чуткость к машине, особенно на виражах, умение предельно мобилизоваться в нужный момент — все это в последующих гонках дало свои результаты. Во втором этапе уфимский гонщик побеждает во всех заездах, и с этого момента, собственно говоря, он становится вместе с Кадыровым главнейшим соискателем золотой медали. Ему удается трижды выходить победителем в гонках, а один раз занять второе место. Это принесло ему 30 зачетных очков, у Кадырова же оказалось — 28 (два первых места и два вторых в четырех лучших гонках). Таким образом, чемпионом Европы 1965 года в мотогонках по льду стал уфимский мастер спорта, семикратный чемпион Советского Союза Борис Самородов. Серебряная медаль досталась Габдрахману Кадырову. Самым драматичным, пожалуй, оказался спор за третье место. Чтобы догнать по количеству зачетных очков Шваба, Нерытову необходимо было во что бы то ни стало победить в совместном старте и Хернфельда и Самородова. На финишной прямой благодаря бешеному скоростному «прострелу» Нерытову оказалась посильной эта нелегкая задача. Таким образом, Антонин Шваб и Всеволод Нерытов, набрав по 16 очков, поделили третье и четвертое места. Каждому из них вручена бронзовая медаль. На пятом месте — Берн Хернфельд (Швеция) и на шестом — уфимец Фарит Шайнуров. Одержана еще одна замечательная победа советской школы ледяных гонок. К прошлогоднему «первому золоту», завоеванному Кадыровым, его земляк Борис Самородов прибавил еще одну медаль высшего достоинства. Нужно надеяться, что, вдохновленные успехом ледовиков, смелее будут дерзать и представители других наших мотоспортивных дисциплин. Раф. ДАНЕЛЯН, Ленинград — Москва — Уфа. спец. корр. «За рулем».ИПТЕРВЬЮ„ЗАХ>УЛЖ!М'<конструктивных особенностей машин, но я считаю, что мотогонки на льду с каждым годом будут приобретать все новых приверженцев. Прежде всего это, очевидно, произойдет в Канаде, Австрии. Что касается ГДР, Польши, Болгарии, то можно не сомневаться, что уже в ближайшем будущем спортсмены этих стран усилят свою борьбу за призовые места. Расширение спортивных встреч имеет еще и ту замечательную особенность, что оно укрепляет узы добрососедства и дружбы между странами. Я был счастлив выступить перед участниками чемпионата и многочисленными зрителями в Лужниках, видеть, с какой доброжелательностью относились к нама втором чемпионате Европы по мотогониам на льду присутствовали вице-президент ФИМ, председатель Всеобщего немецкого мотоспортивного союза ГДР Э. Франкенберг, генеральный секретарь ФИМ Ф. Д. Гуд и другие руководящие деятели этой международной организации. Корреспондент журнала «За рулем» имел с ними беседы.НЭ. Франкенберг: «ДРУЖВЕ СПОРТСМЕНОВ — КРЕПНУТЬ!» То, что я увидел на чемпионате Европы, еще раз подтвердило мое глубокое убеждение, что этот вид мотоспорта имеет большие перспективы. Конечно, надо исходить из климатических условий отдельных стран,12