БОКОВОЙ ПРИ к мотороллеру «Т УЛ А»В М2 нашего журнала за 1961 год и № 4 за 1962 год рассказывалось о том, как сделать боковой прицеп к мотороллеру «Тула». С тех пор завод усовершенствовал конструкцию прицепа. В то же время потребность в колясках увеличилась. Как устроен прицеп, что главное а его конструкции? — эти вопросы задают многие читатели. Редакция обратилась на завод и теперь публикует статью инженеров А. Лотоцкого и В. Камерилова. Они рассказывают о конструкции, которая является результатом усилий большого коллектива, тот, кто захочет сделать прицеп сам, должен придерживаться именно этой конструкции и требований присоединения прицепа к мотороллеру.Всякая машина, какими бы конструктивными особенностями она ни отличалась, должна иметь опору, на которой держатся все ее узлы и агрегаты. У стационарных машин проблема опоры решается просто — это станина на бетонном основании. У транспортных сухопутных машин роль такой опоры играет рама. С нее мы и начнем описание бокового прицепа к «Туле». От прочности рамы с подвеской колеса зависят в первую очередь эксплуатационные качества коляски. Материалом для рамы служат трубы 32 X3 мм Из стали 20, соединяемые между собой сваркой. Некоторые детали рамы (муфты, хомуты) изготовляются на заводе методом точного литья. Однако их можно сделать и по частям, а потом сварить. Рама прицепа (рис. 1) имеет прямоугольную форму. С правой стороны ее приварены кронштейн 3 рычага' подвески и кронштейн 1, на котором крепится верхней частью пружинно-гидравлический амортизатор 2 подвески колеса. Сзади к поперечной . части рамы приварены два ввертыша 4 для подвески кузова. С левой стороны рамы расположены элементы присоединения прицепа к мотороллеру. К ним относятся два кронштейна с цанговыми зажимами, один из которых 10 не регулируется, а второй 5 можно перемещать в продольном и поперечном направлениях и проворачивать вокруг оси. Он крепится к раме муфтой 7. К кронштейнам приварены зажимные муфты 6. В них помещаются губки цангового зажима, соединенные при помощи специальной гайки с натяжным винтом. Винт устанавливается в муфту. Он приварен к ней в одной точке через специальное отверстие для сборки муфты. Вращением винта губки перемещаются под действием конической части муфты и прочно охватывают шаровую часть кронштейна на мотороллере. С этой же стороны находятся две шарнирные регулируемые тяги 8, которые можно передвигать по трубе рамы и поворачивать вокруг нее. Тяги однотипны и различаются только по длине (рис. 2). Материалом для них служит сталь 35. К раме прицепа они крепятся при помощи хомута 9 (см. рис. 1), а к кронштейну на мотороллере — болтом. После установки нужной длины трубу растяжки законтривают гайкой. При помощи тяг достигается и установка соответствующего угла «развала» машины и прицепа. Подвеска колеса — рычажная с пружинно-гидравлическим амортизатором, как у мотороллера. Для крепления ее к кронштейну 3 снизу приваривается кронштейн 11 из листового металла. Между его ушек вставляется втулка 12 с приваренным к ней рычагом. Для соединения всего узла служит болт 13. Между болтом и втулкой с рычагом устанавливаются чугунные втулки 1$ и промежуточная втулка 14. На противоположном конце рычага, с внешнейстороны, укреплена ось вращения ступицы колеса (сталь 40); здесь же крепится нижняя часть пружинно-гидравлического амортизатора. Более легка в изготовлении жесткая подвеска. Делается она так. В месте установки колеса к трубе рамы приваривают муфту, в которую устанавливают ось. Закрепляют ось сваркой или на конусе с подтяжной гайкой. Однако жесткая подвеска менее долговечна. Подрессоривание колеса пружинногидравлическим амортизатором усложняет изготовление коляски, но зато резко увеличивает срок службы прицепа и обеспечивает удобства при езде. На оси (рис. 3) на подшипниках № 204 и № 303, между которыми находится распорная втулка, вращается ступица, удерживаемая зашплинтованной гайкой. Для герметизации полости ступицы с левой ее стороны установлен сальник, а с правой навернута крышка со стопорным кольцом. К диску ступицы четырьмя гайками крепится колесо. Для защиты пассажира от пыли и грязи над колесом устанавливаетсяР ис . 1. Рама прицепа.