Советский народ встречает XXIII съезд Коммунистической партии новыми трудовыми успехами. Уверенно набирает темпы наша социалистическая экономика. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС открыли широкий простор для дальнейшего, ускоренного ее развития. Эти решения наметили наиболее рациональные в нынешних условиях взаимоотношения между отдельными предприятиями и различными отраслями народного хозяйства в целом. Они заставили на многое взглянуть по-новому. Всем известны достижения нашей автомобильной промышленности, созданной и вставшей на ноги за годы Советской власти. Мы с благодарностью вспоминаем об автомобиле-труженике первых пятилеток, об автомобиле-солдате времен Великой Отечественной войны. Мы отдаем должное вкладу, который внесли автомобилестроители в послевоенные годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Но сейчас мы рассматриваем продукцию автомобильной промышленности с точки зрения сегодняшнего дня, тех условий, которые диктуются небывалым развитием транспорта, неуклонно растущими потребностями советских людей. Сейчас помыслы автомобилестроителей — и тех, кто определяет техническую политику в этой области, и тех, кто создает машины своими руками, направлены на то, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности народного хозяйства и населения. Целый ряд серьезных проблем стоит перед автомобильной промышленностью. Среди них важное место занимает дальнейшее повышение надежности и долговечности автомобилей. О том, как она сейчас решается, рассказывает на этих страницах член коллегии Министерства автомобильной промышленности СССР инженер А. Андерс.В чем суть проблемы?Что дороже — изготовление автомобиля или его эксплуатация и ремонт? Характер современного автомобилестроения дает убедительный ответ на этот вопрос. Крупносерийное, а тем более массовое производство обусловливает сравнительно невысокую себестоимость продукции. Но вот автомобиль вышел за ворота автозавода. И сразу же открывается новый счет расходов, причем немалых. За весь срок службы автомобиля они в восемь-девять раз превосходят стоимость новой машины. Если же взять трудовые затраты, то здесь разница окажется еще значительнее. На изготовление автомобиля приходится всего 2—3 процента этих затрат. Львиная доля падает на его эксплуатацию и ремонт. Очевидно, что затраты будут тем ниже, чем выше межремонтный пробег, больше период между техническим обслуживанием, чем меньше трудоемкость обслуживания и ремонта. Вот почему так остро стоит проблема увеличения надежности и долговечности автомобиля, пусть даже это повлечет его удорожание. До недавнего времени заводы-изготовители, да и конструкторы, недостаточно заботились о повышении срока службы автомобиля в целом и его агрегатов, о сокращении трудоемкости технического обслуживания и ремонта. Теперь положение изменилось. Первыми выступили в поход за увеличение надежности и долговечности своей продукции работники Ярославского моторного завода. Их почин нашел широкую поддержку среди автомобилестроителей. И результаты уже налицо. Благодаря совершенствованию конструкции, укреплению технологической дисциплины на заводах в 1965 году было повышено качество двигателей. Определены новые рубежи. Срок службы двигателей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53 до первого капитального ремонта' в будущем должен быть доведен до 150 тысяч километров пробега, «Волги» — до 180 тысяч, «Москвича-408» — до 100 Тысяч километров, дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 — до 5000 моточасов. С этой целью улучшается система смазки, для изготовления поршней стал применяться жаропрочный алюминиевый сплав и готовится чугунная вставка под первое компрессионное кольцо, вводятся сталеалюминиевые вкладыши коленчатого вала, стальные витые поршневые кольца. Среди других мер особого внимания заслуживает внедрение генераторов переменного тока с полупроводниковыми выпрямителями — ведь по сроку службы они Почти вдвое превосходят генераторы постоянного тока. Образцы двигателей, рассчитанных на такой увеличенный срок службы, созданы и проходят сейчас всесторонние испытания. Выпуск их начнется уже в этом году. Но задачи повышения надежности и долговечности автомобилей порождают множество проблем, помимо чисто конструктивных.Что такое надежность и долговечностьТочной формулировки применительно только к автомобилю пока еще нет. Но что же подразумевают под этими терминами практически? Когда говорят о надежности, имеют в виду продолжительность бесперебойной эксплуатации, отсутствие каких бы то ни было простоев, связанных с отказом в работе, неисправностью или необходимостью регулировки отдельных механизмов. Естественно, чем дольше такая бесперебойная эксплуатация, тем выше надежность. А понятие «долговечность» определяет суммарное время работы, либо пробег автомобиля до полной потери работоспособности (с возможными перерывами на ремонт) или до первого капитального ремонта. Перед автомобилестроителями стоит задача двоякого рода: обеспечить возможно более высокие показатели и надежности и долговечности при определенных режимах и условиях эксплуатации. Решение этой задачи нередко вызывает рост. себестоимости продукции на автозаводах. Однако это удорожание впоследствии оборачивается такой экономией на эксплуатационных расходах, которая с лихвой перекрывает дополнительные затраты, связанные с изготовлением более долговечной продукции. Чтобы увидеть, ощутить экономию, нужно уметь правильно определять долговечность автомобиля и его агрегатов. Иными словами, сопоставлять изменение себестоимости с оптимальными эксплуатационными расходами. Это важно и для тех, кто делает автомобили, и в не меньшей степени для rex, кто на них работает.«б* Только ЛИ километраж?Что принять за критерий долговечности? Разработка научно обоснованной методики ее определения начинается именно с данной проблемы. Важным Измерителем срока службы автомобиля является пробег его До капитального ремонта. Но можно ли только на основании километража делать выводы о сроке службы? Нет, и вот почему. Представьте себе, что автомобиль не работает, стоит в гараЖе. Тем не менее некоторые его детали — резиновые шланги, манжеты уплотнений, провода электрооборудования — стареют и теряют работоспособность. Нередко бывает и так, что при одном и том же пробеге однотипные грузовики перевозят неодинаковое количество груза, то есть выполняют различную транспортную работу. И это тоже сказывается на износе автомобиля. Однако не только количество перевезенного им груза, но и дорожные и климатические условия влияют на срок службы машины. Если на равнинном шоссе водитель легкового автомобиля, движущегося со скоростью 60—80 км/час, на каждые 100 километров 20—40 раз включает сцепление и 10—30 раз нажимает на педаль тормоза, то на горных дорогах, где автомобиль идет со скоростью 20 км/час, приходится на таком же расстоянии включать сцепление 140—230 и пользоваться тормозом соответственно 240—490 раз. При движении в городе эти цифры возрастают еще в полтора-два раза. Существенно сказываются на долговечности также организация технического обслуживания и ремонта, квалификация шофера, качество горюче-смазочных материалов. Но сложность определения оптимального срока службы автомобиля не исчерпывается необходимостью учитывать перечисленные выше факторы. В практически сходных условиях эксплуатации при одном и том же количестве перевезенного груза, равном пробеге — все равно одинаковой долговечности у разных (разумеется, однотипных) автомобилей не будет. Больше того, они могут по долговечности существенно отличаться один от другого. Такое различие объясняется тем, что нельзя найти две детали, качество изготовления которых было бы абсолютно одинаковым. Пороки исходного материала, неточности и погрешности Обработки, неодинаковые начальные зазоры при сборке — все это сказывается на продолжительности «жизни» детали. И не удивительно, что одна из них служит значительно меньше другой. Как показывают исследования, разница в долговечности однотипных деталей может колебаться в пределах от 1 : 3 до 1 : 10. Итак, для определения средней долговечности автомобиля необходимо множество статистических данных. И выводы можно сделать на основании комплекса сведений из разных мест о сотнях и тысячах автомобилей. Обо всем, что происходит с ними за те километры, которые они проходят до ремонта. Д ля получения, накопления и обработки такой уймы сведений, естественно, требуется немало времени. Но автомобилестроителей это не устраивает. Конструктору важно иметь возможность быстро оценивать эффективность тех или иных усовершенствований, вводимых в конструкцию автомобиля. Поэтому на первый план выступает проблема ускоренных испытаний. ОнИ позволят получить условные показатели, которые могли бы служить отправными данными для сравнительной оценки долговечности. Надо создать в разных климатических зонах страны на базе хорошо организованных автохозяйств пункты ускоренных испытаний, а при крупных автозаводах — испытательные полигоны. Кстати, строительство крупнейшего полигона НАМИ под Москвой уже близко к завершению.невых колец, вкладышей коленчатого вала, клапанов, некоторых шестерен, подшипников и ряда других. Как добиваться увеличения срока их службы и сокращения простоев автомобилей в ремонте? Существует два пути. Первый — улучшить качество деталей, применив износостойкие материалы, методы поверхностного упрочения и т. д. Но надо, правда, отдавать себе отчет в том, что все это увеличит трудоемкость изготовления и, возможно, себестоимость автомобиля. Но вместе с тем ни для кого не секрет, что машины, весящие 3—5 тонн, к моменту полной потери работоспособности утрачивают в весе из-за износа трущихся деталей всего 3—4 килограмма. О чем это говорит? О том, что незначительное повышение себестоимости, обусловленное улучшением качества деталей, которые составляют всего 0,1 процента веса автомобиля, приводит к продлению срока службы в тысячу раз большего количества деталей. Второй путь переплетается с первым. 'Быстроизнашивающиеся детали должны быть не только стойкими, но и легкосменными и взаимозаменяемыми. Их нужно выпускать большим «тиражом». Массовое производство должно быть налажено на специализированных предприятиях. Только предприятия с культурой производства столь же высокой, что и на заводе-изготовителе, способны дать запасные части отличного качества, без которых увеличение долговечности автомобилей после ремонта невозможно. Любая механическая обработка и подгонка деталей по месту при ремонте приводит к. изменению основных размеров, потере правильной геометрической формы, утрате точности взаимного расположения осей ремонтируемых узлов и агрегатов. Выпуск таких запасных частей, имея в виду, конечно, необходимые ремонтные размеры, позволит полностью устранить механическую обработку при ремонте и свести восстановление агрегатов к замене изношенных деталей новыми.Требования к качеству повышаютсяРешение проблемы долговечности тесно связано с улучшением качества изготовления и культуры эксплуатации автомобиля. Оно немыслимо, в частности, без повышения требований общесоюзных стандартов на горюче-смазочные материалы, металлы, резинотехнические изделия. От их свойств в значительной, степени зависит износостойкость отдельных деталей, а значит, и жизнеспособность автомобиля в целом. Несомненно, что налаживание прямых связей между автозаводами и поставщиками материалов, заготовок и комплектующих изделий также послужит улучшению качества продукции. В конечном счете, весь комплекс работ, проводимых автомобильной промышленностью, преследует цель дать народному хозяйству машины со стабильной, нормированной для определенных условий эксплуатации долговечностью. В свете решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС значение этой проблемы неизмеримо возрастает. К ней приковано сейчас внимание всех автомобилестроителей. Коллектив Горьковского автозавода, например, готовясь достойно встретить XXII! съезд КПСС, обязался поднять срок службы автомобиля ГАЗ-53А до 150 тысяч километров до первого капитального ремонта, а ГАЗ-66 — до 120 тысяч километров. В этих условиях повышается ответственность шоферов и работников технической службы автохозяйств за порученное им дело, повышаются требования к ним. Неправильная эксплуатация, плохой технический уход повлекут преждевременный выход из строя того или иного агрегата, а то и всего автомобиля. Мы затронули лишь самые общие задачи, которые нужно решить для того, чтобы увеличить срок службы машин. Есть множество частных вопросов, охватить которые в пределах журнальной статьи невозможно. Сентябрьский Пленум ЦК партии вновь подчеркнул, что продукция, выпускаемая нашей промышленностью, не должна уступать по качеству лучшим мировым образцам. Это в первую очередь относится к машиностроению. Работа по повышению надежности и долговечности автомобилей продолжается. Она находит самый широкий отклик и поддержку как у автомобилестроителей, так иу транспортников, которые стали сейчас на трудовую вахту в честь XXIII съезда КПСС. И в этом — залог дальнейших успехов. А. АНДЕРС, член коллегии Министерства автомобильной промышленности СССР• Д ва пути •Однако было бы неправильным ждать, пока такие полигоны будут построены, и уж только тогда, определив среднюю долговечность той или иной модели автомобиля, принимать меры для ее повышения. Существуют и другие, пусть не столь исчерпывающие, показатели для этой цели. Так, можно с уверенностью сказать, что долговечность двигателя в первую очередь зависит от работоспособности, износостойкости небольшой группы наиболее быстро изнашиваемых деталей: гильз цилиндра, порш•7-