8
9
10
11
Навстречу XXIII съезду КП1ШНННИ1 В. ЗИЛЬБЕРБЕРГ, заместитель главного инженера Горьковского автомобильного заводаШак часто в газетных отчетах, репортажах, очерках и рассказах читаешь: «По шоссе мчатся юркие «газики»... Или: «Выносливый «газик», перемахнув горный . - перевал, скрылся за отвесной скалой, нависшей над 5 =а ™ "" дорогой...» Да, на горных серпантинах Закавказья и заснеженных трассах Колымы, в песках Средней Азии и тундре, на колхозных полях и пограничных заставах нет, пожалуй, более популярного автомобиля, чем наш «газик». Но многие ли знают, что эта машина, о которой так много говорят и пишут, — лишь малая доля продукции гиганта на Волге — Горьковского автомобильного завода. С момента пуска завод освоил свыше шестидесяти модификаций, выпустил несколько миллионов машин. Первенец советских пятилеток, ГАЗ стал одним из ведущих автомобильных предприятий страны. Продукция завода идет также в Болгарию и Гвинею, Англию и Саудовскую Аравию, Индию и Непал, Норвегию и Польшу, Иран и Того — всего в 50 стран мира. Славный трудовой путь прошел заводской коллектив. 29 января 1932 года он отправил первые грузовики в подарок XVII партийной конференции, а спустя шесть лет выпускал уже более 100 тысяч автомобилей в год. Особенно значительных успехов достигли автозаводцы в период только что завершенной семилетки. В первый же ее год было принято решение о реконструкции завода, цель которой — превратить его в образцовое предприятие. Реконструкция еще не закончена, но она основательно изменила лицо завода. За .это время внедрено 60 автоматических линий, а всего проведено более 600 крупных технических мероприятий. Построены новые корпуса, цехи. Только за последние два года сооружены два цеха, первая очередь инженерного корпуса. Завершается строительство корпуса коробок передач, укрепляется конструкторско-экспериментальная база, расширяется литейное производство, увеличиваются энергетические мощности. Это поможет автомобилестроителям наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции, улучшать ее качество. Сейчас, накануне XXIII съезда нашей партии, автозаводцы трудятся с особым подъемом. Еще в ноябре 1965 года они приняли социалистические обязательства в честь съезда и обратились ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим предприятий промышленности, строительства и транспорта Горьковской области с призывом развернуть социалистическое соревнование за достойную встречу съезда КПСС и 50-летия Советской власти. Среди обязательств, которые принял коллектив автозавода, есть такие: производственную программу 1966 года выполнить досрочно, 27 Декабря. Увеличить выпуск грузовых и легковых автомобилей в 1966 году на 10 процентов, а в 1967на 15 процентов по сравнению с 1965 годом. Производственную программу первого квартала 1966 года выполнить до1. Более тридцати лет назад пришел на Горьковский автомобильный завод Михаил Григорьевич Баров, ныне знатный термист ремонтно-механического цеха. Лишь в годы войны он оставил цех ис оружием в руках пошел защищать Родину. Бывший фронтовик, вернувшись после войны к любимому делу, трудится по-ударному, много времени уделяет воспитанию молодежи. 2. Очередная партия автомобилей «Волга> готова к отправке потребителям. Сейчас коллективы конструкторов и технологов завода разрабатывают новую модель легкового автомобиля. Машина будет оснащена более мощным двигателем, четырехступенчатой коробкой передач и другими улучшенными узлами и деталями.S33. Счастливого пути тебе, новый ГАЗ, долгой службы и трудовых успехов!тшннпш шяишш irmrmmmсрочно, к открытию съезда. Добиться в ближайшие два года, чтобы не менее 90 процентов увеличения объема производства основывалось на росте производительности труда; перевыполнить план по снижению себестоимости продукции; в 1966 году добиться не менее 10 рублей сверхплановой экономии на каждого работающего. Это значит, что страна получит многие тысячи новых грузовых и легковых машин. Теперь хочется более подробно рассказать об автомобилях, выпускаемых заводом сегодня, и о перспективах на ближайшее будущее. В настоящее время с конвейеров предприятия еще продолжают сходить грузовые автомобили, которые можно назвать уже ветеранами, — это 1ГАЗ-51А грузоподъемностью 2,5 тонны и 1ГАЗ-63 — 2 тонны, выпуск их начался еще а 1946 году. Хотя за это время они претерпели ряд конструктивных и технологических улучшений, лее же по ряду параметров отстают от требований народного хозяйства. Естественно, коллектив работал одновременно над созданием и освоением новых моделей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 (повышенной проходимости). Однако прежде чем запустить в серийное производство, например, автомобиль ГАЗ-53А, завод с 1962 года стал выпускать переходную модель — ГАЗ-53Ф, Она неплохо зарекомендовала себя в эксплуатации. Но в ее конструкции остался ряд узлов, заимствованных от автомобиля ГАЗ-51 А, что ограничивало грузоподъемность тремя тоннами. С начала 1965 года мы начали выпуск ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 тонны и ГАЗ-66 грузоподъемностью 2 тонны. Автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-66 имеют современный внешний вид, улучшенную отделку и окраску, более комфортабельные кабины, облегченное управление и новые агрегаты трансмиссии и ходовой части. По своим технико-экономическим показателям и конструкции узлов они находятся на современном уровне. Ознакомимся 'подробнее с некоторыми особенностями Г.АЗ-53А. На нем установлен новый V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 115 л. с , обеспечивающий автомобилю высокие динамические качества. Задний мост — штампованный сварной с гипоидной главной передачей. Усилена карданная передача. Новая 'Передняя ось с усиленной и удлиненной балкой и поворотными кулаками, не говоря о прочих достоинствах, придает автомобилю лучшую маневренность. 'На автомобиле установлен гидровакуумный усилитель тормозов с уменьшенным диаметром цилиндра. Это повышает эффективность усилителя примерно .в полтора раза. Улучшен клапан управления усилителем, уменьшено число регулировок клапанного механизма. В рулевом механизме применен трехгребневый ролик, 'делающий рулевое управление более долговечным. Грузоподъемность ГАЗ-53А, .как уже говорилось, на 1,5 тонны выше, чем ГАЗ-51А, при этом сухой вес нового автомобиля увеличился >всего на 400 'Килограммов. Таким образом, значительно улучшено .использование материалов. в новой пятилетке завод полностью прекратит производство грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Основной моделью станет ГАЗ-53А. Каждая тысяча этих автомобилей способна перевезти столько груза, сколько перевозят сейчас 1600 машин ГАЗ-51. Народное хозяйство ждет от автомобилестроителей такой техники, которая способна обеспечить перевозки различных грузов ив разных условиях. Особые требования предъявляет автозаводам сельское хозяйство. Чтобы полнее удовлетворитьнужды наших потребителей, конструкторы, технологи и другие специалисты автозавода совместно с коллективом Саранского завода самосвалов создали автомобиль ГАЗ-53Б, предназначенный главным образом для перевозки сельскохозяйственных грузов. Образцы этого автомобиля с опрокидывающимся на три стороны кузовом изготовлены. Они уже прошли межведомственные испытания.' Выпускаться автомобиль, будет в Саранске, а горьковчане станут поставлять туда шасси. Сейчас ведется подготовка производства. Готовы очередные образцы грузовика ГАЗ-53С, предназначенного для работы в северных районах страны. Скоро начнутся его испытания. Детищем нашего предприятия является легковой автомобиль «Волга» и его модификации — «универсал», санитарный, такси, «волга» уже трижды подвергалась модернизации, в результате чего были улучшены ее эксплуатационные показатели, наружное и внутреннее оформление, повышена надежность и долговечность и общая 'комфортабельность машины. В результате этого она завоевала большую популярность у советских потребителей и длительное время сохраняет кон ­ курентоспособность на внешнем рынке. Настойчиво, целеустремленно ведется на заводе борьба за увеличение срока службы автомобилей. Еще в 1959 году по почину коммунистов кузовного корпуса развернулось соревнование под девизом «Сделано на Горьковском автомобильном — сделано отлично». Борьба за надежность дала свои плоды. Если у грузовиков ГАЗ-АА плановый пробег до капитального ремонта составлял 40 тысяч километров, а у ГАЗ-51 он достиг 90 тысяч, то новый грузовик ГАЗ-53А, как показали испытания, значительно превзойдет своих предшественников. К проблемам долговечности автомобилей мы стараемся постоянно привлекать внимание научно-технической общественности, рационализаторов, .изобретателей. Делают они немало. Только за минувший год комплексные бригады надежности осуществили более сотни полезных мероприятий. Вообще надо сказать, что новую технику и технологию нельзя создавать старыми методами. Сейчас у нас действуют пять комплексно-механизированных цехов, двадцать три комплексно-механизированных участка, .внедрено 77 автоматических линий, 82 комплексно-механизированные и поточные линии. Создана серия автоматических линий для процессов металлопокрытий. Все операции, кроме навески .и съемки деталей, выполняются без участия человека, внедрена серия автоматических линий на базе бесцентровошлифовальных станков для 'шлифовки таких массовых деталей, как поршневые пальцы, пильзы цилиндров, шкворни поворотных кулаков, Впервые в Советском Союзе у нас созданы автоматические линии штамповки и сборки водяного радиатора новой конструкции. Большие работы проведены по совершенствованию технологии в литейном производстве. Горьковские автомобилестроители 'впервые .в стране изыскали возможности применения природного газа в вагранках высокой производительности. Увеличен выпуск отливок методом литья по выплавляемым моделям. Внедрены многие другие новшества. Создавая «овую технику и технологию, автозаводцы творчески растут, множат трудовые успехи. 39 членов коллектива были удостоены Государственной премии, а начальнику литейного корпуса Б. П. Платонову присуждена Ленинская премия. Технический прогресс предъявляет новые требования к подготовке кадров, к их совершенствованию. Это учитывают дирекция, партийная, профсоюзная организации завода. На общественных началах создан институт технического прогресса с двухгодичным сроком обучения. Здесь на факультетах радиоэлектроники, автомобилестроения, экономики и организации производства занимаются 1300 инженеров и техников.4. — Когда дежурит Иван Иванович, все будет в порядке, — говорят слесари-сборщики грузовых автомобилей о своем диспетчере Смирнове. 17 лет работает он на заводе. За это время не было случая, чтобы по его вине произошла задержка конвейера. 5. Федор Гребешов путевку в трудовую жизнь получил на заводе. Здесь он окончил ремесленное училище. Сейчас Ф. Гребешов слесарь механо-сборочных работ на конвейере нового грузового автомобиля ГАЗ-53А, ударник коммунистического труда. 6. ЭТот снимок наш фотокорреспондент сделал в отделе главного конструктора автоматизации и станкостроения. Перед вами лучшие конструкторы' (слева направо): Г. Маркина, Н. Синцова и Н. Пода. Наряду с техническими дисциплинами они изучают вопросы практического руководства хозяйством, оперативного управления производством, стиля работы. Многие специалисты работают над диссертациями. Кандидатами наук стали в последнее время начальник лаборатории сварки и электротехнологии А. Гуляев, инженер из корпуса шасси В. Кардашин, инженер лаборатории механической обработки Н. Мадеждина и другие автозаводцы. Учатся и тысячи рабочих. Найдена новая форма образования, которая завершается получением «диплома по профессии». Занятия проходят по трехмесячной программе. Здесь изучают технологию производства, технические условия на изделия, элементы себестоимости и пути ее снижения, основы технического нормирования, организации труда и заработной платы. Производственник благодаря этим занятиям становится не только технически грамотным человеком — он может .влиять на качественные и экономические показатели работы своей бригады, участка, цеха. Дипломы по профессии получил уже каждый второй рабочий. И недалеко то время, когда на заводе будут только дипломированные кадры. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС о расширении экономической самостоятельности предприятий предъявляют высокие требования к партийной, профсоюзной, комсомольской организациям. Они прилагают много усилий для мобилизации коллектива на совершенствование производства, улучшение качества продукции, увеличение рентабельности, воспитывают людей в духе коммунистического отношения к труду. Огромную роль 'В этом играет социалистическое соревнование. Наряду с коллективным соревнованием между цехами и участками большое распространение на заводе получило индивидуальное соревнование на основе личных планов рабочих. Это очень интересная .и действенная форма. Ценность ее в том, что она способствует воспитанию у людей творческого подхода к изысканию и использованию резервов производства. За последние три года на заводе внедрено более 37 тысяч предложений рабочих, внесенных ими в личные планы. Экономический эффект от этих предложений, например по кузнечному корпусу, только за 9 месяцев истекшего года составил 47 тысяч рублей. Огромный размах получило движение за коммунистический труд. За право называться коллективами коммунистического труда соревнуются все цехи, корпуса, отделы и управления завода. Двадцати из них уже присвоено это почетное звание. Его носят также 2212 бригад, 259 смен, 320 участков. Более 18 тысяч передовых автозаводцев являются ударниками коммунистического труда. Идя навстречу XXIII съезду Коммунистической партии Советского Союза, коллектив Горьковского автозавода вместе с другими коллективами предприятий автомобильной промышленности страны поставил себе конкретные цели по улучшению качества машин, унификации конструкций однотипных моделей. в ближайшие несколько лет на нашем предприятии произойдут дальнейшие количественные и качественные изменения. Закончится реконструкция, значительно обновится оборудование, будет осуществлена модернизация действующих станков, машин и механизированных линий. Намного улучшатся условия труда рабочих. Повысится его производительность. Нынешний уровень производства автомобилей в новой пятилетке будет превышен в полтора раза. Суммарная грузоподъемность их увеличится в два с половиной раза, а мощность двигателей — в три раза. Успешное выполнение намеченной программы будет новым вкладом коллектива горьковских автомобилестроителей в построение материально-технической базы коммунизма.7. Почти непрерывно один за другим с конвейера Горьковского автозавода сходят легковые автомобили «Волга». Все цеха работают ритмично, напряженно. На снимке вы видите слесаря-сдатчика цеха сборки кузовов, члена бригады коммунистического труда Алексея Воронкина аа проверкой паспортной документации. 8. Здесь «Волгу» грузят в двухэтажные вагоны-гаражи и отправляют во все концы Советского Союза иза границу. Фото М. Рунова