Под орогаИтоги всесоюзных заочных соревнований на призы журнала „За рулем"из Томска мототурист А. Коноплев. Сибирский мотоциклист встречал День Победы в златой Праге, освобожденной Советской Армией, которая пришла на помощь восставшим пражанам. Туристская тропа привела киевлянина В. Шумовского к стенам древнего Путивля, где в Спадщанском лесу начинали свой путь до Карпат партизаны, возглавляемые С. Ковпаком. Каждый клочок курской и белгородской земли пропитан кровью, до сих пор здесь встречаются следы противотанковых рвов и воронок от бомб и снарядов. Белгородский автотурист слесарь М, Логоша бережно собирал рассказы о подвигах наших летчиков, танкистов, пехотинцев, о мужестве солдат и офицеров в боях под Курском и Белгородом. От села к селу, где по шоссе, а где по бездорожью двигался маленький «Запорожец», в котором ехал М. Логоша с сыном и другом А. Жменей, записывая по пути интересные факты, фотографируя памятники. Самые молодые участники соревнований, юные автомобилисты Дома пионеров и школьников Первомайского района столицы только по книгам и фильмам знают, как сражались и побеждали советские солдаты и офицеры. Путешествуя по дорогам войны, они лучше поняли, как надо беречь, и быть готовым защищать свою Родину. Более ста заявок на участие в соревнованиях прислали в редакцию туристы, около семисот человек проехали на 159 автомобилях и 227 мотоциклах по дорогам боевой славы.Над многими колоннами автотуристов алели транспаранты: «По дорогам Соевой славы». этом году страна торжественно отмечает 48-ю годовщину Советских Вооруженных Сил. Весь мир восхищается мужеством, стойкостью и героизмом советских воинов, спасших человечество от фашистской чумы. Родина свято хранит память о тех, кто пал на поле брани. Никогда не забудутся суровые дни войны, места боевой славы. В ознаменование 20-летия победы советского народа над фашистской Германией редакция журнала «За рулем» совместно с Центральной секцией автомототуризма провела в прошлом году всесоюзные заочные соревнования на призы журнала. Десятки тысяч километров проехали по местам боев участники соревнований, продолжавшихся полгода. Моряк А. Львов из Таллина показал своим спутникам небольшое село в Закарпатье (там для него началась война), и тот узнанный им дот под Петрокрепостью, который в бою захватил он со своими однополчанами.Инженер-строитель Н. Кравченко отправился со своими ребятами из Ташкента на мотоцикле туда, где когда-то воевал и был ранен. Он давно мечтал воскресить в памяти былые дни, повидать места, где проходила его боевая юность. И наконец эта мечта осуществилась. Двадцать с лишним лет назад сутками не отходили от операционного стола молодые хирурги супруги А. и 3. Башировы. Боевой путь их начался под Москвой и закончился в Кенигсберге. Спустя 20 лет заведующему кафедрой Уфимского мединститута 3. Баширову и его жене было интересно путешествовать по тем местам, где когда-то располагались их полевые госпитали, и видеть на месте сожженных деревень и пепелищ новые красивые города и селения. Издалека стремились многие туристы к дорогам боевой славы — из Свердловска и Алма-Аты, Владивостока и Томска. Самолетом из Норильска до центра, а дальше на мотоцикле путешествовали супруги Н. и Ю. Никитины. Карельский перешеек и древние Кижи, где бережно охраняются и памятники старины, и партизанские могилы; города-герои — таков маршрут норильчан. Свыше десяти тысяч километров показывал спидометр их «Явы» к концу путешествия. Тяжелыми дорогами войны дошел до братской Чехословакии сибиряк А. Лебедев и погиб в одном из боев, повторив на чешской земле подвиг Александра Матросова. Ныне на могиле Героя Советского Союза А. Лебедева растет сибирская елочка, которую посадил в мае прошлого года его земляк, инженерШевченковской операции, наши войска, несмотря на весеннюю* распутицу, развернули широкое наступление. За весну и лето бригада проделала с тяжелыми боями путь от Днепра до Вислы, участвовала в освобождении десятков советских и польских городов. Перед наступлением на Берлин танкисты, используя короткую передышку, получали пополнение, приводили в порядок технику. В один из таких дней Орлова, только что получившего повышение по службе (он был назначен командиром гвардейского механизированного корпуса), вызвали в штаб армии. Командующий генерал Д. Д. Лелюшенко пригласил проехать в соседний полк. Туда прибыла делегация московскихрабочих, чтобы вручить фронтовикам колонну танков, построенных на сбережения советских людей. — Едемте, обещаю приятный сюрприз, — лукаво подмигнул командующий. И вот они в полку. Собрался митинг. Один из членов делегации показал на крайний слева танк — мощную машину, построенную на личные сбережения матери четырех офицеров-фронтовиков. Как же был взволнован полковник Орлов, когда узнал, что это была его мать — Мария Иосифовна Орлова. Вот уж действительно сюрприз! На митинге зачитали письмо Орловой, которое заканчивалось горячим призывом к воинам: «Примите от меня, старой русской женщины, в подарок эту боевую машину. Передайте ее лучшемуэкипажу, и пусть он смело бьет заклятого врага». Кто-то из выступавших предложил дать танку имя «Мать-Родина». Предложение встретило единодушное одобрение. А кому вручить машину? Решили передать ее экипажу младшего лейтенанта Петра Михайловича Кашникова. На этом танке с гордыми словами «Мать-Родина» Петр Кашников, механикводитель Анатолий Чепик, наводчик Павел Балакшей, заряжающий Василий Кириенко, радист-пулеметчик Иван Левченко в заключительных боях беспощадно громили фашистов. Танк прошел по улицам Берлина. Только командир корпуса полковник Орлов уже не мог знать этого. Он геройски погиб незадолго до окончательного разгрома врага.•4- б оеЖюри под председательством Героя Советского Союза А. В. Ляпидевского в составе представителей ЦК ДОСААФ, ЦК ВЛКСМ, Советского комитета ветеранов войны, Центрального музея Вооруженных Сил СССР, редакции журнала «За рулем» и Центральной секции автомототуризма подвело итоги соревнований и наградило победителей.с лавыПобедители соревнований на призы журнала „За рулет"Групповые автомобильные походы: I место — (команда Дома пионеров и школьников Первомайского района г. Москвы (руководители С. Пржездомокий, Е. Этингер); II место — команда Московского клуба автомототуристов (руководитель В. Ратнер); III место — команда автотуристов, участников пробега-эстафеты Алма-Ата — Москва — Дубосеково (руководитель А. Кириченко). Групповые мотоциклетные походы: I место — команда мототуристов, участников пробега-эстафеты Алма-Ата — Москва — Дубосеково (руководитель В. Булашев); II место — команда первичной организации ДОСААФ Бакинского завода им. Закфедерации (руководитель Ю. Шулдых); III место — команда Северо-восточных электрических сетей Мадонского района Латвийской ССР (руководитель И. Грунде). Индивидуальные походы на автомобиле: I место — М. Логоша (Белгородская область): II место — 3. Баширов (Уфа): III место — А. Львов (Таллин). Индивидуальные походы на мотоцикле: I место — А. Коноплев (Томок): II место — Н. Кравченко (Ташкент); III место — А. Васильков (Калинин). Специальными призами награждены: за самый оригинальный маршрут — В. Шумовокий (Киев); за наиболее трудный маршрут — группа мотоциклистов завода им; Калинина (поселок Н. Баранча Свердловской области, руководитель В. Сосульников); за самый дальний машрут — Н. и 10. Никитины (Норильск); первичная организация ДОСААФ Воронежского станкостроительного завода, выставившая самую многочисленную команду (руководитель В. Гущин). Памятные подарки вручены: самому старшему водителю — москвичу И. Лещенкову, самому юному водителю — школьнику из Калинина Ю. Василькову, женщинам-водителям, проехавшим наибольшее расстояние, — мотоциклистке Л. Трубкиной из Гомеля и автомобилистке Л. Левочкиной из Московской области.IMHnMJ^V ПГШВЭ 'МЩЯМ-Ща*Сражение на Курской дуге называют «битвой танков». Как символ победы застыл на пьедестале этот бронированный исполин.111* Э 'Финиш победителей соревнований — команды Дома пионеров и школьников Первомайского района Москвы. Позади остались сотни километров шоссе и проселков, позади привалы и ночлеги в лесу у костра. А впереди — новые путешествия по новым маршрутам. И финиш прошедшего похода — это подготовка к будущему старту.В конце марта 1945 года разгорелись напряженные бои западнее и южнее Оппельна (Ополе). Корпус Орлова наступал на главном направлении. Василий Федорович, как всегда, находился там, где было особенно трудно. На этот раз тяжелая обстановка сложилась в полосе наступления бригады подполковника Чурилова. Глубоко вклинившись во вражеские позиции, бригада отбивала яростные контратаки фашистов. Создалась угроза отсечения ее от остальных наших частей. Командир корпуса срочно прибыл к Чурилову, чтобы на месте оценить обстановку. Выбравшись из бронетранспортера и маскируясь в низком сосняке, он стал выдвигаться ближе к боевым машинам. Рядом перебегали от куста к кусту брат Евгений Орлов и комбриг Чурилов. Обстрел леса не стихал. Совсем близко рвались снаряды, мины, свистели пули — Осторожнее, товарищ комкор, — сказал Чурилов, когда раздался очередной взрыв. — Ничего, Леонид Дмитриевич, мы с тобой не такое видали. Помнишь... Орлов не договорил. Ослепительно ярко вспыхнул разрыв вражеского снаряда. Евгений Орлов, отброшенный взрывной волной в сторону, быстро поднялся и бросился на помощь старшим командирам. Он тормошил то брата, то комбрига Чурилова. Но тот и другой были без сознания. Взяв обмякшее тело брата на руки, понес к бронетранспортеру. Туда же перенесли и Чурилова. За жизнь воинов-офицеров боролись врачи. Но спасти полковника Орлова так и не удалось.Родина высоко оценила боевые заслуги талантливого военачальника. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник ему стоит на Новодевичьем кладбище в Москве. Своя судьба у танка, который Мария Иосифовна подарила фронтовикам. После войны его как боевую реликвию одно поколение танкистов передавало другому. Теперь легендарный танк-ветеран установлен на самом видном месте в Н-ском военном городке, на пьедестале, как вечное напоминание молодым воинам о животворном патриотизме советских людей, о славных боевых традициях нашей армии. Полковник М. ЛИСЕНКОВ•5-