овостиСОВЕТСКОЙ ТЕМНИКИЗнакомьтесь:иРИГА-3иопеды — эти удобные, экономичные машины — еще недавно были редкостью в нашей стране. Выпуск их начался в 1961 году, и с тех пор интерес к машине такого типа постоянно возрастает. Впервые в СССР разработка мопедов была поручена коллективу Рижского завода «Саркана Звайгзне». Опыта проектирования мопедов у нас не было, а разработать конструкцию, подготовить оснастку и оборудование, отработать технологию надо было в сжатые сроки. В отделе главного конструктора изучались образцы зарубежных мопедов, техническая литература. Группа инженеров побывала в Чехословакии на заводе «Ява». Обсуждались проекты разных вариантов. Наконец был принят на техническом совете и утвержден разработанный конструкторским отделом завода первый проект мопеда, названный «Рига-1». А теперь завод перешел к выпуску новой модели — «Рига-3». Она выгодно отличается от предыдущей своими эксплуатационными качествами, удобна для городских, проселочных и лесных дорог. Мопед оснащен надежными механическими тормозами, потребляет мало топлива, прост в обращении. Обычно от новой модели ждут нового облика. «Рига-3» внешне не очень отличается от модели с индексом «1». Но все же измененная форма топливного бака, подушечное седло, несколько облегченные втулки колес, окраска (синтетические автоэмали) ярких расцветок придают машине более современный вид. Главная же новизна в повышенной технической характеристике и конструктивном улучшении почти всех важных узлов мопеда. Максимальная мощность «РигигЗ» достигает сейчас 2 л. с. — это на 30 процентов больше, чем у «Риги-1»; скорость поднялась с 40 до 50 км/час, а вес уменьшился на 2 кг. Двигатель Ш-51 уже был описан в журнале «За рулем» (№ 2, 1965 г.). Важным его достоинством является широкая унификация деталей с прежде выпускавшимся Шяуляйским заводом «Вайрас» двигателем Ш-50. Улучшение двигателя, повышение надежности отдельных узлов не прекращается и сейчас. В скором времени двигатель Ш-51 будет комплектоваться более совершенным сцеплением и более надежным магдино. Работая над усовершенствованием ходовой части мопеда, конструкторы основное внимание уделяли устранению тех недостатков, которые были обнаружены как в процессе эксплуатации, так и на заводских дорожных испытаниях. Большую пользу нам принесли письмаотзывы, в которых объективно освещались положительные и отрицательные качества машины. Рама нового мопеда имеет удлиненную хвостовую часть, к которой крепится задний щиток. Это увеличило жесткость места крепления багажника; теперь не надо приваривать специальный усилитель, нередко вызывавший перекос у щитка. Увеличение периметра крепления щитка к раме дало возможность правильнее расположить его по отношению к колесу, а кроме того, уменьшилась вибрация. Колеса мопедов в сборе взаимозаменяемы, но на последней модели устанавливаются новые втулки, позволившие применить более прочные прямые спицы (головки их, крепящиеся на фланцах втулки, не отогнуты). У колес «Риги-3» на четыре спицы меньше, но обрыва их практически не бывает. У «Риги-1» нередко срывалась мелкая резьба в верхней части труб передней вилки или на резьбовом наконечнике, к которому крепится верхний упор пружины. На новой вилке (рис. 1) резьбового наконечника нет. Его заменяют специальные конические вытяжки в верхнем мостике, в которые заходят трубы остова вилки. Мостик крепится к трубам двумя болтами. Несмотря на изменения, взаимозаменяемость вилок сохранена. Топливный бак — новый, более совершенной формы. Изготовляется он из двух половин, причем вместо ручной газопламенной сварки применена автоматическая шовно-роликовая, значительно повысившая производительность труда и качество сварного шва. В нижней точке крепление бака подвижное, что исключает возможные поломки при упругих деформациях рамы. Два кожуха заднего амортизатора за-ЗАРУЛЕН,;w«wabrawr«<*wt>*vxtv>sraert«^Ктовиноват/Уважаемая редакция! Пишет вам ваш подписчик. Да, именно подписчик, а не читатель, так как читать журнал «За рулем» я не имею возможности. В апреле 1965 года я оформил в С. Ивановском отделении связи подписку на журнал до конца года (квитанция № АВ 121302), но за все время получил один только номер — августовский. Я своевременно подписался на журнал на 1966 год, но где же номера журнала за прошлый год? Кто виноват в том, что они мне не доставлены? М. САМКОВ с. Ореховка Алексеевского района Куйбышевской областиОт редакции . Действительно, кто виноват в том, что Михаил Матвеевич Самнов более полугода не получал журнал «За рулем»? О неаккуратной доставке журнала «За рулем» нам сообщают Е. П. Чагунин из деревни Чегодаевки (почтовое отделение Зеленые горы) Вадского района Горьиовской области, Н. Е. Ларьиин из поселка Горелышево (почтовое отделение Свестур) Ермишинсного района Рязанской области и другие. Редакция рассчитывает, что начальники соответствующих отделов связи разберутся, чем вызваны указанные выше недостатки, наведут порядок в доставив журнала подписчикам.12-