Каждый день приближает нас к великой дате — пятидесятилетию Советского государства. Дыхание всенародного праздника чувствуется повсюду — в жарких цехах и тихих лабораториях, на просторных полях и заполненных машинами улицах. В эти дни мы с особой гордостью и уважением вспоминаем о делах наших дедов и отцов. И не случайно в редакционной почте все чаще встречаются такие просьбы: расскажите об основных фактах участия автомобилистов, мотоциклистов в Октябрьском вооруженном восстании, в гражданской и Великой Отечественной войнах, о том, как развивались автомобильная промышленность и автотранспорт страны за 50 лет Советской власти, каковы наиболее интересные вехи в деятельности Осоавиахима и его преемника — ДОСААФ. Открывая новый раздел «Годы и факты», мы ставим своей целью в какой-то степени ответить на пожелания читателей. Оговоримся: нам вряд ли удастся соблюсти точную последовательность событий, возможно, многие заметки будут носить частный характер. Хронику «Годы и факты» мы рассматриваем как дополнение к другим материалам, которое поможет оживить страницы истории, интересующие автомобилистов и мотолюбителей. В подготовке первых материалов большую помощь нам оказал один из старейших автомобилистов В. Л. Гогиш. Приглашаем всех читателей «За рулем» вместе с редакцией создать хронику участия автомобилистов, мотоциклистов в больших и славных делах советского народа, идущего к полувековому юбилею Советского государства. Путиловский завод направил в распо• 1917 г., 3 АПРЕЛЯ. По указанию ряжение ВРК 11 грузовых автомобилей Петроградского комитета партии больс зенитными орудиями. шевиков два бронеавтомобиля и солдаты мастерских автобронедивизиона наРабочие Ижорского завода привели в правлены для встречи на Финляндском Петроград 17 броневиков и автомобилей вокзале В. И. Ленина. С броневика Влас пулеметами. димир Ильич обратился к встречавшим Солдаты 6-й автороты не подчинились его рабочим, солдатам и матросам с реприказу штаба военного округа перевочью и окончил ее пламенным призывом: зить подкрепления контрреволюционным «Да здравствует социалистическая ревоюнкерам. люция!» Общее собрание солдат 1-й запасной ф 1917 г., 15 АПРЕЛЯ, ПЕТРОГРАД. автороты приняло решение, в котором В. И. Ленин выступил в Михайловском сказано: «Выражаем полное доверие и манеже на митинге солдат — водитеподдержку 2-му Всероссийскому съезду лей, пулеметчиков, механиков бронедивиСоветов и настаиваем на том, чтобы он зиона. Ленин разоблачил империаливзял власть в свои руки, как полновластическую политику Временного правистный хозяин земли русской...» тельства, призвал автомобилистов к под• 1917 г., 26 И 27 ОКТЯБРЯ, МОСКдержке Совета рабочих и солдатских ВА. ВРК мобилизовал автотранспорт. депутатов. Автомобилисты активно участвовали в • 1917 г., ОКТЯБРЬ, ПЕТРОГРАД. боях с контрреволюцией. Накануне вооруженного восстания в ав2-я запасная и 22-я отдельная авторотомобильные части назначены комиссаты перешли в распоряжение Военно-реры большевики: в автобронедивизион — волюционного комитета; их примеру посолдат электромеханик Г. Елин, в 1-ю и следовали все автомобильные части, 3-ю запасные автороты — солдаты-шоферасположенные в Москве. ры Ф. Киселев, И. Самсонов, в 1-ю ЦентРабочие завода АМО вывели в поральную базу автогрузовых частей — мощь Красной гвардии и революционН. Терешин, в тыловые автомобильные ным солдатам 50 автомобилей. мастерские — Н. Жильвис, в базу автоВоенные водители и красногвардейцы, санитарных отрядов — И. Сохацкий, в шоферы с заводов и фабрик часто под военно-автомобильную школу — П. Иваогнем врага перебрасывали отряды, боенов. припасы, продовольствие, эвакуировали В канун Октября солдатский комитет раненых. военно-автомобильной школы принял резолюцию, в которой говорилось: • 1917 г., 27—30 ОКТЯБРЯ, ПЕТРО«Только власть Советов рабочих и солГРАД. Над колыбелью революции надатских депутатов может закрепить зависла опасность — наступают войска воевания революции... Мы готовы в люгенерала Краснова. «...Держать наготове бой момент встать на борьбу с контрревсе автомобили," легковые и грузовые»— волюцией и по первому зову Совета — приказ ВРК. на его защиту». 50 автомобилей 1-й запасной автороты круглосуточно выполняли боевые зада• 1917 г., 24 И 25 ОКТЯБРЯ, ПЕТния. Все автомобили и мотоциклы 3-й РОГРАД. 62 автомобиля автобазы Врезапасной автороты действовали по расменного правительства переданы парпоряжениям Красносельского штаба тии большевиков Революционным выКрасной гвардии. Броневики мастерских борным комитетом шоферов и ремонтавтобронедивизиона сражались в районе ных рабочих базы. Пулково. Более пятидесяти машин базы Главный штаб Красной гвардии совавто-санитарных отрядов обслуживали местно с фабзавкомами мобилизовал ВРК и боевые части. Тыловые ремонтвесь автотранспорт, реквизировал частные мастерские ночью ввели в строй отные автомобили; шоферы-красногварбитый у юнкеров броневик и отправили дейцы перевозили отряды, оружие, боеего в Смольный и вслед за ним — 20 отприпасы, принимали участие в боях и ремонтированных автомобилей. штурме Зимнего.ШАССИ НОВОГО «ЗАПОРОЖЦА»Эта статья — продолжение знакомства автолюбителей с новой моделью советского микролитражного автомобиля «Запорожец-966В», начатого журналом в № 11 за 1966 год. Тогда на наших страницах выступил главный конструктор Запорожского автомобильного завода «Коммунар» В. П. Стешенко. Заместитель главного нонструитора С. Л. Дамьяно и начальник КБ кузовов А. И. Панченко рассказали более детально вI * 3 журнала за этот год о кузове нового автомобиля. Сегодня мы предоставляем слово начальнику КБ шасси Р. В. КАМРАЗУ.Разрабатывая узлы шасси нового «ЗаI порожца», конструкторы использовали уже имеющийся на заводе опыт проектирования серийного автомобиля модели 965А, опыт создания других автомобилей малого класса. Мы старались по возможности полнее решить сложные и ответственные задачи — повысить надежность и долговечность узлов, удобства пассажирам, обеспечить безопасность движения, упростить профилактическое обслуживание автомобиля и снизить его объем. Немаловажным было и то, чтобы сохранить преемственность с узлами и агрегатами шасси «Запорожца965А», положительно зарекомендовавшими себя в эксплуатации и производстве. При всем том надо было сохранить или в крайнем случае минимально увеличить вес автомобиля. Посмотрим' же, как все эти проблемы решены в новом автомобиле, и сравним с тем, что было в прежней модели. Повышение надежности и долговечности узлов — задача номер один. В передней подвеске значительно улучшены упругие элементы. Этого удалось достичь, заменив семипластинные торсионы пятипластинными и двумя дополнительными пружинами. Пружины установлены по оси гидравлических телескопических амортизаторов. Долговечность торсионов также увеличена — благодаря повышению качества поверхности торсионной полосы и вве-ч