22
23
ны» с автоматическим переключением программ в заданное время суток. Она может ввести на всей магистрали или отдельных перекрестках режим «зеленой улицы», желтого мигающего сигнала или, как говорят, отдать «бразды правления» средствам ручного регулирования на местах. Машина, кроме того, контролирует состояние дел на перекрестках и исполнение подаваемых ею сигналов. После введения в строй единой телемеханической системы управления движением в городе электронно-вычислительная машина, изучая накопленный в запоминающем устройстве статистический материал, создаст наиболее совершенные жесткие программы регулирования движения на отдельных магистралях в те часы, когда не требуется вмешательства центрального пункта. Уже сейчас внедрение в практику регулирования уличного движения автоматики и телемеханики, введение на некоторых улицах одностороннего движения позволило обеспечить длягородского транспорта среднюю скорость 25—35 км/час. Это не так уж мало, средняя скорость движения а Лондоне и Париже значительно меньше. В течение ближайших двух-трех лет свыше 40 московских улиц перейдут на «зеленую волну», все шире будет внедряться телемеханика, пока эта работа не завершится введением в строй единой телемеханической системы управления движением во всем городе. Взаимосвязанный комплекс мероприятий по реконструкции и усовершенствованию городских магистралей и внедрению электронно-вычислительной техники позволит решить проблему организации движения в Москве ив условиях ожидаемого резкого увеличения транспортного парка столицы. Принимаются все меры, чтобы по проспектам будущей Москвы потоки машин двигались быстро, безостановочно, без пробок и заторов. П. РУШЕВСКИЙ, начальник отделения организации движения ОРУД—ГАИ Москвы лективе совхоза. По этим вопросам в адрес дирекции и парткома совхоза было вынесено частное определение. Н. ГОРШКОВ, председатель народного суда г. Суздаль ОТ РЕДАКЦИИ . Из приговора народного суда мы узнали, что водитель Жиганов, молодой еще человек, тридцати трех лет, осилил, оказывается, только четыре класса начальной школы. Согласитесь, что в наши дни обстановка движения, устройство автомобилей, технина вождения настолько усложнились, что человеку с низкой общеобразовательной подготовкой за рулем современных быстроходных машин делать нечего. В Положении сказано, что претендовать на работу за рулем могут люди, окончившие, как правило, не менее семи классов средней школы. Неизбежен вопрос: нан же случилось, что шоферские права были выданы недоучке? Не является ли происшедшее прямым результатом его низкого образования и культуры? И наконец: нет ли таких шоферов в других колхозах и совхозах области? ская научно-исследовательская лаборатория судебной экспертизы проанализировала статистику уголовных дел по ряду автономных республик и получила скромную на первый взгляд цифру — 8,4. Такой процент от общего количества дорожно-транспортных происшествий составляют аварии из-за технической неисправности транспортных средств. Как будто их удельный вес и невелик, но именно такие происшествия влекут за собой самые тяжелые последствия. Ведь они, как правило, возникают совершенно неожиданно для водителя, и он, застигнутый врасплох, бессилен предотвратить опрокидывание, столкновение, наезд. Значит, далеко не так уж безобидна эта цифра, и борьба за уменьшение ее имеет огромное значение. Откуда прежде всего следует ожидать беды? Какие узлы и устройства автомобиля перед выездом из гаража нужно проверять с особой тщательностью? Статистика говорит, что около четвертой части происшествий из-за неполадок в автомобиле вызвано неисправностями рулевого управления. Из-за поломок тормозов произошло больше половины всех таких происшествий. Даже небольшие ненормальности в работе тормозной системы .часто приводят к наезду на пешехода. Водитель начинает тормозить, рассчитывая на нормальный остановочный путь, а он неожиданно оказывается длиннее — и человек под колесами. Первые же симптомы повышенного износа деталей тормозной системы должны насторожить шофера. Всякая беспечность в этом случае может оказаться непоправимой. Я вспоминаю сейчас одно дело, которое пришлось расследоватьХалатность привела и трагедииw ыX) В)а2 РЗСитуация, которая запечатлена на снимке,- не случайность, а вполне закономерный результат того, что эта поездка, с самого начала была организована из рук вон плохо. Набросали в кузов соломы, да этим и ограничиВодитель автобуса осторожно, не торопясь, вел машину вдоль крутого откоса. вдруг он почувствовал, что машина перестала повиноваться: баранка безвольно крутнулась в сторону, а автобус свернул в другую. Тормоза действовали безукоризненно, но это уже не могло спасти положения: всего шесть метров — втрое меньше нормального тормозного пути — понадобилось пройти неуправляемой машине, чтобы рухнуть под откос и перевернуться. Как обычно, была назначена автотехническая экспертиза. Казанская научноисследовательская лаборатория судебной экспертизы, где я тогда работал, занялась выяснением причин происшествия. И вот что оказалось. Автобус ПАЗ651 потерял управление из-за разрушения шарового лальца верхнего рычага левого поворотного кулака. Произошло это в результате неправильной сборки продольной рулевой тяги. В ее наконечник были поставлены два одинаковых сухаря с кромкой (деталь 51-3003022-А), в то время как один из них (со стороны пружины) должен быть без кромки (деталь 51-3003023). Со временем неправильно поставленный сухарь провернулся и своей кромкой постепенно стал подрезать шейку шарового пальца. В конце концов тот и разрушился. Такая беспечность при сборке, приведшая к трагическим результатам, насторожила работников лаборатории. Срочно были проверены все автобусы и грузовики в автохозяйствах Татарского управления автомобильного транспорта. В результате было обнаружено еще несколько случаев недопустимой установки сухарей с кромками и даже замены суха-лись. И в таком, с позволения сказать, «переоборудованном» грузовике, разместившись кто как мог, девятнадцать работников совхоза «Небыловский» Юрьев-Польского района Владимирской области отправились в столицу,' на Выставку достижений народного хозяйства. Даже старшего, ответственного за перевозку людей, назначить забыли. Хозяином положения стал шофер Леонид Жиганов. На обратном пути, ночью Жиганов вел машину пьяным. И вот почти пустое шоссе оказалось для него тесным. В 18 километрах от Владимира, на участке за предупреждающим знаком «Извилистая дорога» он не справился с управлением. На повороте машину вынесло на левую сторону проезжей части, она врезалась во встречный ЗИЛ, свалилась в кювет и перевернулась. Последствия трагические: трое убиты, остальные ранены. Жиганов приговорен к 10 годам лишения свободы. Кроме того, после отбытия наказания ему в течение двух лет-запрещено управлять автомобилем. Суд не мог также не обратить внимания на вопиющую беспечность в организации перевозки людей и слабую воспитательную работу в колКРОМКА «СУХАРЯ»Из блокнота судебного эксперта рей шайбами. Все это вело к быстрому износу головки шарового лальца, деформации ограничителя хода пружины, ее ослаблению и поломке *» к другим опасным неисправностям. Результаты проверки были обсуждены в автохозяйствах на производственных совещаниях. Выяснилось, что инженерно-технические работники, шоферы м ремонтники далеко не всегда обращали внимание на правильность сборки деталей рулевого привода, вопиющее нарушение требований ремонта и обслуживания автомобилей! На основе материалов, собранных экспертами, был издан соответствующий приказ по Управлению автотранспорта. Этот пример показывает, как широк круг обязанностей и интересов судебного эксперта. Глубоко ошибается тот, кто полагает, будто вся задача эксперта сводится к установлению причины происшествия. Нет, это только полдела — эксперт должен выяснить, насколько эта причина типична, какими условиями она вызвана, что нужно сделать, чтобы избежать повторения таких происшествий. Систематизируя и обобщая дела, поступающие, как мы говорим, в производство, экспертиза ведет важную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. В решении многих задач на помощь экспертам приходит статистика. Казан•22- I h "! '-J Пh *. " U IID LUш|rriih~-|СМОТРИРис. К. Невлерасамому. Водитель грузовика почувствовал, что тормоза начинают держать чуть хуже нормального, однако продолжал рейс сгрузоми пассажирами в кузове. На спуске с горы случилось то, что мож ­ но было предвидеть: н е выдержав возросшей нагрузки , отказал ножной тормоз. Водитель, как ни старался, не смог удержать автомобиль на дороге, машину вынесло за обочину, она свалилась под откос и перевернулась, Экспертиза установила, что тормозная система этого автомобиля находилась в «прединфарктном» состоянии и нуждалась внемедленном ремонте. Неисправным оказался главный тормозной ци ­ линдр. Обнаружился чрезмерный износ поршня и внутренней уплотнительной манжеты, с мещение пружины и неполное закрытие ею отверстия в поршне. Д аже возвратная пружина поршня укоротилась и утратила почти половину уп ­ ругости, предусмотренной нормативами. Вот почему не было нормального давления в тормозной системе и педаль «провалилась». Причин отказа тормозов можно было бы привести много . О днако не будем их перечислять со всеми подробностями. О тметим лишь, что чаще всего судебные эксперты устанавливают отсутствие или недостаточный уровень тормозной жид ­ кости, наличие воздуха в системе гидравлического тормозного привода, набухание манжет, утечку воздуха из пневматического тормозного привода, износ накладок, неправильную регулировку зазоров между накладками и барабаном. Следует всегда помнить, что в автомобиле не бывает мелочей, не заслуживающих внимания. Вот поучительный пример. Н а «Волге» когда-то неправильно был собран вентилятор: переднюю и заднюю лопасти поменяли местами. Однажды шофер пустил двигатель, открыл капот и принялся регулировать систему питания. Оторвавшейся лопастью он был ранен. Причина? Неправильная установка лопастей привела кде ­ формации отверстий крепления, что вызвало усталостную трещину и разрушение лопасти. Вы заметили, что все неисправности в описанных выше примерах возникли не моментально, а в процессе длительной эксплуатации машин? Все их можно было предвидеть и своевременно предупредить. Помешало недопустимое прен ебрежениек «мелочам». В первую очередь я отношу этот упрек в адрес ре ­ монтников и инженерно-технических работников, ответственных за техническое состояние автомобилей. По их вине произошло свыше 70 процентов всех происшествий из-за технической неисправности транспортных средств. Ведь их прямая обязанность следить за точным со ­ ответствием заменяемых деталей техническим условиям, за правильностью сборки отдельных узлов. Но и шофер, обнаружив неисправность во время рейса, д олжен разобраться в причине ее возникновения и сообщить об этом технической службе автохозяйства. Своевременный сигнал поможет предотвратить аварии других машин, будет способствовать повышению качества ремонта. Кстати, при происшествиях в интересах водителей активно помогать экспертам. Разрушенные и неисправные детали вместе со взаимодействующими надо сохранять для экспертизы. Это очень важно не только для установления причин аварий, но и для их профилактики. При исследовании разрушенных и неисправных деталей необходимо обращать внимание на качество их заводского изготовления. Своевременное обнаружение конструктивной недоработки или заводского брака имеет огромное значение для предотвращения многих дорожно-транспортных происшествий. Вот пример. Экспертиза в течение года столкнулась с двумя случаями поломки вала сошки рулевого управления автомобиля «Урал-355». Это насторожило. Тщательные металлографические и химические исследования вала неопроверж имо выявили заводской брак. Состоял он в том, что вал изготовлялся из худшей, ч ем положено, стали (сталь 50 вместо 40ХА), с недопустимым подрезом галтели со стороны роликового паза, да к тому же был неправильно термически обработан. Это приводило к усталостным трещинам и грозило разрушением вала при ударах колес о неровности дороги. По материалам экспертизы Уральский автомобильный и Челябинский кузнечнопрессовый заводы устранили все недостатки, и надежность вала теперь не вызывает никаких сомнений. ...Я перелистал несколько страниц из своей записной книжки судебного эксперта. Хочется надеяться, что приведенные здесь факты и мысли принесут пользу итем , кто держит руль в руках, и тем, кто выпускает автомобиль в рейс, гарантируя безупречную работу всех его механизмов.Ф. ЕРМАКОВ, инженер г. Казань•25-