щitоaftя) П КЙЯео а. °> сffigcOli&X XКОЙо *Си°о 22 о»«я*.,•ввив»э Sш XJQоо.<с;Вот уже семь лет подряд после встречи Нового года я начинаю сборы в дальнюю дорогу — извлекаю шубу и ушанку, унты и рукавицы. Жителю Праги такие теплые вещи ни iK чему, но в Сибири м на Урале без них не обойтись. В эти края держат путь чехословацкие мотогонщики-ледовики, которых я сопровождаю как руководитель команды и корреспондент. • моей журналистской сумке лежит карта СоветскоВ го Союза. На ней кружками обведены города, где нам довелось выступать. В 1960 году их было два — Москва и Уфа. Потом прибавились Ленинград, Салават, а в последнее время сразу Новосибирск, Кемерово, Балаково, Барнаул. Недавно я отметил на карте еще два города — Куйбышев и Стерлитамак. Здесь международные мотогонки состоялись впервые. Каждая новая поездка в Советский Союз — это встреча с новыми друзьями мотоспорта, это увлекательная борьба на ледяных треках, это новые незабываемые впечатления. На том большом пути, который прошел советский спорт за 50 послеоктябрьских лет, в тех успехах, которыми отмечен этот путь, заметный след, как мне кажется, оставили мотоциклисты. Именно им мы обязаны рождением нового чемпионата мира. В прошлом году на страницах чехословацкого «Мотор-ревю» я писал: «Зачинателем и покровителем нового вида мотоспорта выступил Советский Союз, которому мы выражаем нашу признательность за организацию и подготовку первого чемпионата мира. Не часто случается, чтобы новый вид спорта, успевший пройти всего через два первенства Европы, был поднят до уровня чемпионата мира. Приятным сюрпризом был необычайный интерес, проявленный к нему со стороны многих стран мира». Сегодня я могу с удовлетворением добавить к этому, что и второй чемпионат вызвал столь же большой интерес. В нем, как известно, приняли участие представители 12 стран, и он стал главным событием зимнего мотоспортивного сезона. Для меня, например, нет в мотоспорте зрелища более захватывающего, чем ледяные гонки. Я имею в виду не внешнюю сторону соревнований — мчащихся стрелой мотоциклистов, облака жемчужной ледяной пыли. Меня больше захватывает другое — внутренний драматизм этих гонок. В них, мне думается, особенно зримо раскрываются возможности спортсмена в момент наивысшего напряжения духовных и физических сил. Наверно, поэтому гонки на льду завоевали в кратчайший срок всеобщую популярность в Советском Союзе, стране, где живут люди сильные и отважные. Я хорошо знаю Уфу — город, названный Меккой зимнего мотоспорта. Когда приезжаешь сюда, чувствуешь, что мотогонки по отношению ко всем остальным видам спорта занимают прямо-таки королевское положение. Умение укрощать мотоциклы на льду ценится здесь превыше всего. Лучшие гонщики в Уфе популярнее, чем самые известные в мире вратари и нападающие. Тут каждый мальчишка мечтает стать вторым Самородовым или Кадыровым.Не только в климатических условиях вашей страны, а в духе и характере советских спортсменов я вижу причины их успехов в мотогонках на льду. 'Во втором чемпионате они завоевали все медали. И самая почетная из них — золотая — досталась неутомимому Борису Самародову. Если говорить о силе духа и характере, то эта победа особенно примечательна. Помню первую встречу с ним в 1960 году. Тогда он вышел на лед после длительного перерыва. Автомобильная авария привела его на несколько месяцев в больницу. Он перенес тяжелую операцию, и врачи считали, что ему навсегда закрыта дорога в мотоспорт. А он всетаки вернулся, и не просто вернулся, а стал за эти годы обладателем Кубка ФИМ , чемпионом Европы и, наконец, чемпионом мира по мотогонкам на льду. Серебряная медаль досталась Вячеславу Дубинину. Этот талантливый спортсмен давно обратил на себя внимание, но его подводила горячность. Сейчас он излечился от этой болезни. Всеобщие симпатии завоевал дебютант чемпионата подмосковный гонщик Владимир Цибров, занявший третье место. Его отличают высокая техника, темперамент бойца, но ему еще не хватает опыта. Ваша молодежь упорна и настойчива. На моих глазах (расцвел талант Габдрахмана Кадырова. Не сказали своего последнего слова ветераны Юрий Дудорин и Всеволод Нерытов. Много способных гонщиков мы встречали на товарищеских соревнованиях 8 Барнауле, Балаково, Новосибирске и других городах. Но за прошедший после первого чемпионата год соперники советских гонщиков тоже «подросли». Ведь только падение в Ленинграде лишило лучшего чехословацкого ледовика Антонина Шваба призового места. Многого следует ожидать от дебютанта нашей команды Псвла Мареша. Значительно повысили класс мотоциклисты Швеции, ГДР, Югославии, Польши. Так что в будущем мы можем стать свидетелями еще более острой борьбы на чемпионатах по зимнему спидвею. Конечно, победа — главное в спортивном соревновании. Но не в одних победах дело. Когда приходит пора расставаться с русским льдом, нам немного грустно, как бывает всегда при прощании с добрыми товарищами. За время чемпионата приобретаешь много друзей. Все мы — чехи, русские, немцы, шведы, монголы — вне состязаний как одна команда. У нас нет секретов друг от друга. Мы помогаем друг другу. И в этом, если хотите, интернациональное значение чемпионата. 0 Адольф КУБА, зам. главного редактора чехословацкого журнала «Свет мотору» РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Б. Самородов (СССР) — 44 очка: 2. В. Дубинин (СССР) — 40; 3. В. Цибров (СССР) — 37: 4. А. Шваб (ЧССР) — 36; 5. Г. Кадыров (СССР) 32: 6. В. Нерытов (СССР) — 32; 7. Н. Свитала (ПНР) — 28; 8. П. Мареш (ЧССР) — 26: 9 К. Вестлунд (Швеция) — 26; 10. С. Кубичен (ЧССР) — 24.•W-