а последние годы в международных мотоциклетных гонках заметно выделяются мотоциклы японского производства. Они завоевывают не только призовые места в соревнованиях, но и новых покупателей, вытесняя своих конкурентов в Европе и Америке. Коммерческий успех вызвал значительное развитие японской мотопромышленности. Интересно отметить, что Япония продолжает наращивать выпуск мотоциклов различных классов, в то время как многие страны сокращают их производство. Основанная в 1948 году фирма «Хонда» накопила известный опыт в проектировании и производстве мотоциклов и микромотоциклов. Она выпускает в месяц около 100 000 мотоциклов различных классов, причем до 30 процентов ее продукции идет на экспорт. Для своих машин фирма делает в основном четырехтактные двигатели рабочим объемом в3 50, 90, 125, 250. 350 и 450 см . Ооновная модель микромотоцикла в3 классе 50 см — «Супер-куб» — имеет верхнеклапанный одноцилиндровый четырехтактный двигатель. Конструкция рамы — комбинированная, из труб и стальных штамповок, с штампованной передней вилкой с коротким балансиром. На заднем колесе также установлен балансир с гидравлическим амортизатором. Характерен для этой модели штампованный передний щит, закрывающий раму и служащий одновременно опорой для ног. Микромотоциклы «Супер-куб» выпускаются .в трех вариантах. Два снабжены двигателем рабочим объемом 49 см3 (один • с зажиганием от магнето и пе— дальным стартером, другой — с батарейным зажиганием и электрическим пуском). Оба развивают 70 км/час и снабжены вторым сиденьем. В третьем варианте двигатель имеет рабочий объем 54 см 3 , зажигание — от магнето; максимальная скорость 75 км/час. Вес машин колеблется от 65 до 70 кг. Все три микромотоцикла снабжены шинами 2,25—17. Существуют так называемые «спортивные* модификации микромотоциклов. У них несколько ббльшая скорость, а сами машины по внешнему виду немного напоминают гоночные. Вот, например, стандартная модель «Хонда-50-спорт». Одноцилиндровый че тырехтактный двигатель с горизонтальным оребрением и воздушным охлаждением имеет верхние клапаны и боковые толкатели. Этот двигатель является базовым. На нем можно при одинаковом ходе поршня в 39 мм использовать цилиндр диаметром 40 мм (рабочий объем 49 смЗ) или 42 мм (рабочий объем 54 см 3 ). В блоке с двигателем монтируется трех- или четырехступенчатая коробка передач. Для стандартной модели «Супер-куб» при степени сжатия 8,5 мощность равна 4,5 л. с. Для модели «Хонда-50-спорт» при степени сжатия 9,5 мощность увеличивается до 5 л. с. Если двигатель рабочим объемом 54 емз позволяет при степени сжатия 8,5 снимать мощность более 5 л. с . то спортивная модификация («Хонда-50-супер-спорт» С-110) того же двигателя при степени сжатия 9,5 развивает мощность более 5,5 л. с. Для всех трех значений мощности максимальное число оборотов — 9500 об/мин. Кулачковый вал и тарелка толкателя базового двигателя расположены в картере коробки передач. Клапаны находятся в головкеЗМодель «Супер-куб» фирмы «Хонда*, оборудуемая четырехтактным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 33 49 см или 54 см .Модель «Хонда-50-спорт» (рабочий объем цилиндра 49 или 54 смЗ) с одним сиденьем.Модель«Хонда-50-супер-спорт»С-110.Цепной привод к кулачковому валу, расположенному в головке цилиндра двигателей «Хонда» рабочим объемом 49 и 89 см 5 .цилиндра, выполненной из легкого металла. Смазка поршней, шатунного подшипника, рабочей поверхности цилиндра, подшипника коленчатого вала и шестерен коробки передач осуществляется окунанием вкартер кривошипного механизма двигателя. Емкость картера 0.6 л. Чтобы расширить возможность комбинирования машин с четырехтактным дви-гателем, наряду с моделями рабочим объемом 49 и 54 смЗ выпущена «Хонда-90» С-200 мощностью 6,5 л. с. при 8000 об/мин. развивающая максимальную скорость 90 км/час. Двигатель ее имеет диаметр цилиндра 49 мм, ход поршня — 46 мм (рабочий объем 89 смЗ) и степень сжатия 8. Эта модель оборудована педальной четырехступенчатой коробкой передач, многодисковым сцеплением в масляной ванне и педальным ножным стартером. Собственный (сухой) вес мотоцикла составляет 86 кг, емкость бензобака — 8,5 л. Спортивные мотоциклы моделей С-50 и С-90 с двигателем рабочим объемом 49 и 89 см 3 мощностью 5и8 л. с. имеют раму Т-образной формы и телескопический амортизаторы. У цилиндра двигателя модели С-90 диаметр 50 мм и ход поршня 45 мм. Модель С-50 имеет пятиступенчатую коробку передач и развивает максимальную скорость 80 км/час. У модели С-90 четырехступенчатая коробка, а ее максимальная скорость 95 км/час. Привод кулачкового вала осуществляется через цепную передачу от коленчатого вала (см. рисунок). Двигатель имеет степень сжатия 8,2 и максимальный крутящий момент 0,64 кгм при 7300 об/мин., а его блок выполнен из легкого сплава. Для разработки этого двигателя был использован опыт, накопленный при проектировании двигателя с верхним кулачковым валом (модель «Хонда-50-Рейсинг») для гоночных машин. А. РЫЖИК, инженер•%машин имели передние ведущие колеса. Специалисты считают, что в этом году борьба в чемпионате Европы развернется между «ведущей тройкой» автомобильных марок — «Рено». «Мини-Купер» и «Лянча».,,Феррари" берет реваншПосле проигрыша на 24-часовых гонках в Ле-Мане (см. «За рулем» № 9 за 1966 год) спортивный престиж завода «Феррари» заметно пошатнулся. «Форд ГТ-М2» превосходил италь-янскне машины по мощности (470 л. с.) и надежности. Учтя печальные уроки Ле-Мана, завод «Феррари» создал новые, более совершенные спортивные машины «Феррари 330-П4» (двенадцатицилиндровые. 3967 см 3 , 460 л. с ) , которые приняли участие в больших 24-часовых гонках в Дайтоне. Здесь, на американской земле, девять спортивных «Фордов» моделей ГТ-М2 и ГТ-40 потерпели от «Феррари» сокрушительное поражение. Почти все «Форды» выбыли из борьбы из-за поломок коробок передач. Первые три места заняли экипажи. выступавшие на новых итальянских машинах: Л. Бандини — К. Эймон, Л. Скарфиотти — М. Парке и П. Родригес — Ж. Гишэ. Средняя скорость победителя — 1 70 км/час.•И-