Каждый день приближает нас к великой дате — пятидесятилетию Советского государства. Дыхание всенародного праздника чувствуется повсюду — в жарких цехах и тихих лабораториях, на просторных полях и заполненных машинами улицах. В эти дни мы с особой гордостью и уважением вспоминаем о делах наших дедов и отцов. И не случайно в редакционной почте все чаще встречаются такие просьбы: расскажите об основных фактах участия автомобилистов, мотоциклистов в Октябрьском вооруженном восстании, в гражданской и Великой Отечественной войнах, о том, как развивались автомобильная промышленность и автотранспорт страны за 50 лет Советской власти, каковы наиболее интересные вехи в деятельности Осоавиахима и его преемника — ДОСААФ. Открывая новый раздел «Годы и факты», мы ставим своей целью в какой-то степени ответить на пожелания читателей. Оговоримся: нам вряд ли удастся соблюсти точную последовательность событий, возможно, многие заметки будут носить частный характер. Хронику «Годы и факты» мы рассматриваем как дополнение к другим материалам, которое поможет оживить страницы истории, интересующие автомобилистов и мотолюбителей. В подготовке первых материалов большую помощь нам оказал один из старейших автомобилистов В. Л. Гогиш. Приглашаем всех читателей «За рулем» вместе с редакцией создать хронику участия автомобилистов, мотоциклистов в больших и славных делах советского народа, идущего к полувековому юбилею Советского государства. Путиловский завод направил в распо• 1917 г., 3 АПРЕЛЯ. По указанию ряжение ВРК 11 грузовых автомобилей Петроградского комитета партии больс зенитными орудиями. шевиков два бронеавтомобиля и солдаты мастерских автобронедивизиона наРабочие Ижорского завода привели в правлены для встречи на Финляндском Петроград 17 броневиков и автомобилей вокзале В. И. Ленина. С броневика Влас пулеметами. димир Ильич обратился к встречавшим Солдаты 6-й автороты не подчинились его рабочим, солдатам и матросам с реприказу штаба военного округа перевочью и окончил ее пламенным призывом: зить подкрепления контрреволюционным «Да здравствует социалистическая ревоюнкерам. люция!» Общее собрание солдат 1-й запасной ф 1917 г., 15 АПРЕЛЯ, ПЕТРОГРАД. автороты приняло решение, в котором В. И. Ленин выступил в Михайловском сказано: «Выражаем полное доверие и манеже на митинге солдат — водитеподдержку 2-му Всероссийскому съезду лей, пулеметчиков, механиков бронедивиСоветов и настаиваем на том, чтобы он зиона. Ленин разоблачил империаливзял власть в свои руки, как полновластическую политику Временного правистный хозяин земли русской...» тельства, призвал автомобилистов к под• 1917 г., 26 И 27 ОКТЯБРЯ, МОСКдержке Совета рабочих и солдатских ВА. ВРК мобилизовал автотранспорт. депутатов. Автомобилисты активно участвовали в • 1917 г., ОКТЯБРЬ, ПЕТРОГРАД. боях с контрреволюцией. Накануне вооруженного восстания в ав2-я запасная и 22-я отдельная авторотомобильные части назначены комиссаты перешли в распоряжение Военно-реры большевики: в автобронедивизион — волюционного комитета; их примеру посолдат электромеханик Г. Елин, в 1-ю и следовали все автомобильные части, 3-ю запасные автороты — солдаты-шоферасположенные в Москве. ры Ф. Киселев, И. Самсонов, в 1-ю ЦентРабочие завода АМО вывели в поральную базу автогрузовых частей — мощь Красной гвардии и революционН. Терешин, в тыловые автомобильные ным солдатам 50 автомобилей. мастерские — Н. Жильвис, в базу автоВоенные водители и красногвардейцы, санитарных отрядов — И. Сохацкий, в шоферы с заводов и фабрик часто под военно-автомобильную школу — П. Иваогнем врага перебрасывали отряды, боенов. припасы, продовольствие, эвакуировали В канун Октября солдатский комитет раненых. военно-автомобильной школы принял резолюцию, в которой говорилось: • 1917 г., 27—30 ОКТЯБРЯ, ПЕТРО«Только власть Советов рабочих и солГРАД. Над колыбелью революции надатских депутатов может закрепить зависла опасность — наступают войска воевания революции... Мы готовы в люгенерала Краснова. «...Держать наготове бой момент встать на борьбу с контрревсе автомобили," легковые и грузовые»— волюцией и по первому зову Совета — приказ ВРК. на его защиту». 50 автомобилей 1-й запасной автороты круглосуточно выполняли боевые зада• 1917 г., 24 И 25 ОКТЯБРЯ, ПЕТния. Все автомобили и мотоциклы 3-й РОГРАД. 62 автомобиля автобазы Врезапасной автороты действовали по расменного правительства переданы парпоряжениям Красносельского штаба тии большевиков Революционным выКрасной гвардии. Броневики мастерских борным комитетом шоферов и ремонтавтобронедивизиона сражались в районе ных рабочих базы. Пулково. Более пятидесяти машин базы Главный штаб Красной гвардии совавто-санитарных отрядов обслуживали местно с фабзавкомами мобилизовал ВРК и боевые части. Тыловые ремонтвесь автотранспорт, реквизировал частные мастерские ночью ввели в строй отные автомобили; шоферы-красногварбитый у юнкеров броневик и отправили дейцы перевозили отряды, оружие, боеего в Смольный и вслед за ним — 20 отприпасы, принимали участие в боях и ремонтированных автомобилей. штурме Зимнего.ШАССИ НОВОГО «ЗАПОРОЖЦА»Эта статья — продолжение знакомства автолюбителей с новой моделью советского микролитражного автомобиля «Запорожец-966В», начатого журналом в № 11 за 1966 год. Тогда на наших страницах выступил главный конструктор Запорожского автомобильного завода «Коммунар» В. П. Стешенко. Заместитель главного нонструитора С. Л. Дамьяно и начальник КБ кузовов А. И. Панченко рассказали более детально вI * 3 журнала за этот год о кузове нового автомобиля. Сегодня мы предоставляем слово начальнику КБ шасси Р. В. КАМРАЗУ.Разрабатывая узлы шасси нового «ЗаI порожца», конструкторы использовали уже имеющийся на заводе опыт проектирования серийного автомобиля модели 965А, опыт создания других автомобилей малого класса. Мы старались по возможности полнее решить сложные и ответственные задачи — повысить надежность и долговечность узлов, удобства пассажирам, обеспечить безопасность движения, упростить профилактическое обслуживание автомобиля и снизить его объем. Немаловажным было и то, чтобы сохранить преемственность с узлами и агрегатами шасси «Запорожца965А», положительно зарекомендовавшими себя в эксплуатации и производстве. При всем том надо было сохранить или в крайнем случае минимально увеличить вес автомобиля. Посмотрим' же, как все эти проблемы решены в новом автомобиле, и сравним с тем, что было в прежней модели. Повышение надежности и долговечности узлов — задача номер один. В передней подвеске значительно улучшены упругие элементы. Этого удалось достичь, заменив семипластинные торсионы пятипластинными и двумя дополнительными пружинами. Пружины установлены по оси гидравлических телескопических амортизаторов. Долговечность торсионов также увеличена — благодаря повышению качества поверхности торсионной полосы и вве-ч дению дробеструйной обработки наружных пластин. Шарнирные соединения поворотного кулака с рычагами подвески в новом автомобиле будут служить дольше, чем в машинах прежних выпусков. Конструкторы применили при их изготовлении иной способ — на смену шкворневому пришло бесшкворневое соединение с герметичным уплотнением резиновыми чехлами. Испытания, которым подвергали новую машину в процессе ее создания и доводки, показали, что рулевой привод стал еще более надежным. Срок службы шаровых соединений рулевой трапеции до момента появления ощутимого люфта значительно возрос. Это достигнуто введением надежной защиты шарнира от грязи при помощи резинового чехла измененной конструкции и вкладышей шарнира из более износостойкой пластмассы. Полиуритан здесь заменил капрон. Взаимное положение шаровых шарниров, соединенных с маятниковым рычагом трапеции, выбрано таким, что в несколько раз уменьшились нагрузки, действующие на опоры маятникового рычага. Это позволило применить в качестве опор рычага резиновые втулки, не требующие смазки, и практически исключить люфт в соединении. Дробеструйная обработка, о которой уже говорилось, введена с целью повысить усталостную прочность и полуоси трансмиссии. А улучшение герметичности подшипников карданного шарнира дало возможность увеличить его долговечность. Новая конструкция кузова позволила создать достаточно комфортабельный салон, где удобно могут расположиться и пассажиры и водитель. Больше простора в багажнике. Но не только конструкция кузова способствовала повышению удобства. Этой же цели служили и изменения в узлах шасси. Благодаря некоторому уменьшению жесткости передней подвески повысилась плавность хода. Сейчас требуется меньше усилий для того, чтобы затормозить автомобиль. Это стало возможным потому, что увеличили передаточное число педали, а в передних колесах начали устанавливать тормозные цилиндры увеличенного диаметра. Применение подвесной педали сцепления взамен напольной позволило высвободить -часть пространства для левой ноги водителя. В новом автомобиле предусмотрены место и детали для крепления радиоприемника типа AT-64 с антенной. Конструкторы учитывают, что в дальнейшем на автомобиле будет устанавливаться более мощный двигатель, Само собой разумеется, чтб .возрастут и скорости движения. Именно это имелось в виду, когда разрабатывали на заводе надежную систему экстренного торможения. «Запорожец-966В» на дорогах с асфальтовым или бетонным покрытием при движении со скоростью, близкой к максимальной, тормозит уверенно, без заноса. Достичь этого удалось благодаря применению в передних и задних колесах тормозных цилиндров разного диаметра — в передних он равен 22 мм, в задних же — 19 мм. Фары значительно лучше освещают путь, чем у прежней модели. На «Запорожце-966В» в них оптический элемент увеличенного диаметра. Элемент ФГ-105 унифицирован с примененным в фаре«Москвича-408». Для повышения безопасности маневрирования предусмотрены боковые указатели поворота и двухцветные задние фонари (поворот — оранжевый, габарит и «стоп» — красные). Рулевое колесо с утопленной ступицей типа «тюльпан» уменьшает вероятность травмирования водителя во время аварии. Облегчает управление автомобилем двухскоростной стеклоочиститель. Сокращение объема и облегчение технического обслуживания — едва ли не главное, что может привлечь автолюбителя к машине. Благодаря изменению конструкции рулевой трапеции, о котором уже упоминалось, представилось возможным аннулировать точку смазки на опоре маятникового рычага. Применение бесшкворневого узла и улучшение герметизации рычагов в передней подвеске, а также изменение конструкции уплотнения подшипников карданного шарнира позволили увеличить пробег между смазками. Теперь уже нет необходимости смазывать эти узлы через каждые 1000 километров. Проще стало заливать масло в коробку передач. Доступ к заправочному отверстию облегчен, так как в полу кузова под подушкой заднего сиденья сделан специальный люк. Для регулировки подшипников задних колес «Запорожца-966В» нет необходимости разъединять полуось с карданнымшарниром. Достаточно лишь снять с колеса колпак, и откроется вынесенная наружу регулировочная гайка. Удобен в работе реечный домкрат, прилагаемый к автомобилю. В комплекте инструментов предусмотрена и переносная лампа. Но в новом «Запорожце» от его «старшего брата» сохранено не только название, как думают некоторые автолюбители. Ряд узлов и деталей шасси у автомобилей полностью унифицирован. Речь идет о деталях, конструкция и технология изготовления которых за прошедшие годы были доведены. Изменять их просто не было необходимости. Наличие таких доведенных унифицированных деталей и узлов создает условия для надежной эксплуатации нового автомобиля и упрощает проблему обеспечения запасными частями. Простое перечисление даст очень наглядное представление о том, как много унифицированных узлов: коробка передач, сцепление, дифференциалы (кроме полуосевых шестерен, отличающихся большей длиной ступицы), рулевой механизм со всеми деталями (кроме вала руля), главный тормозной цилиндр, тормозные цилиндры задних колес, колеса, тормозной барабан заднего колеса, механизм переключения передач (кроме вала, который отличается длиной), основные детали привода ручного тормоза, детали управления акселератором и воздушной заслонкой карбюратора, полуоси, сухари полуосей, подшипники и крестовина карданного шарнира. Такова, коротко, характеристика узлов шасси нового «Запорожца». Но работы ведутся изо дня в день. Вместе с улучшением, совершенствованием агрегатов шасси только что родившейся машины продолжается модернизация автомобиля «Запорожец-965А». И здесь используется принцип «обратной связи». Положительные решения, найденные при разработке узлов новой машины, применяются и на прежней модели.-cLР. КАМРАЗ, начальник КБ шасси автозавода «Коммунар» г. Запорожье