Сегодня вряд ли нужно кого-либо убеждать в том, что автомотоспорт может быть массовым в полном смысле этого слова. В его орбиту уже вовлечены десятки тысяч людей. Все меньше остается на спортивной карте белых пятен — районов, где еще не проводятся встречи автомобилистов и мотоциклистов. Конечно, успехи эти могли быть куда более внушительными, если бы наш автомотоспорт располагал хорошей базой. Острая нехватка спортивной техники, недостаток трасс, спортивных сооружений препятствуют подлинному размаху автомобильных и мотоциклетных состязаний. Однако есть и другие, может быть, не менее веские причины, сдерживающие развитие автомотоспорта и затрудняющие приток в него автомобилистов имо ­ тоциклистов. Нам, работающим далеко от Москвы, эти причины видны, что называется, невооруженным глазом. Если попытаться кратко сформулировать их, то можно сказать: у нас отсутствует методическое руководство автомотоспортом; клубы и актив на местах предоставлены сами себе; они лишены информации, материалов, которые помогали бы в организации массовой спортивной работы. Возьмем такую сторону дела, как календарь соревнований. Каждый областной клуб составляет свой, обычно очень скромный план спортивных встреч, а что делается у соседа — не знает. Случается иногда, что две-три области кооперируются, чтобы выполнить план подготовки разрядников, но это бывает редко. А какую бы пользу мог принести сводный календарь всех областных и республиканских соревнований (кстати, во всех странах издаются такие календари). Каждый автомотоклуб, каждый спортивно-технический клуб знал бы, куда можно направить спортсменов и кого ждать в гости. Соревнования стали бы представительными, спортсмены выступали бы куда чаще. Мы много слышим призывов развивать массовый спорт. Но сколько бы раз ни повторяли эти слова, сама по себе массовость не придет. Нужно научить работников клубов, общественный актив тому, как (с помощью каких методов и форм) вовлекать в занятия спортом мо-шлодежь, владельцев личных машин. А скажите, что, кроме «фигурки», могут предложить им наши клубы? Тренеры слышали о спринте, трайэле (испытании на мастерство вождения), но как практически организовать соревнования, отвечающие желаниям сотен и тысяч водителей, они порой просто не знают. С какой радостью были бы встречены рекомендации по организации специальных мотосоревнований для мальчиков, юношеского двоеборья на автомобилях, по проведению праздников мотоспорта и олимпиад. Помнится, когда у нас только-только зародились кроссы на короткой трассе, в Расторгуеве устраивали широкий показ этих соревнований. Теперь такая практика забыта. Кто же должен заниматься всем этим? Кто должен стать проводником передового опыта? Иным этот вопрос может показаться странным: существует же Центральный автомотоклуб СССР. Да, существует, однако мы на местах этого не чувствуем. Создается впечатление, что все усилия большого коллектива ЦАМКа направлены только «во вне». Мы понимаем: клуб несет ответственность за организацию международных встреч и подготовку сборных команд. Но нельзя же во имя этого приносить в жертву интересы массового спорта. Не случайно, видно, клуб стали иронически называть «конторой по проведению международных состязаний». Если действительно только в этом назначение ЦАМКа, то надо его переименовать и наряду с ним создать подлинный клуб, который взял бы на себя заботы об автомотоспорте в стране. Журнал уже писал, что ЦАМК не помогает спортсменам-конструкторам в подготовке и совершенствовании спортивной техники. Мы могли бы добавить, что клуб не помогает и спортивным судьям. Те ежегодные семинары, на которые съезжаются 25—30 человек, — это капля в море. Судейство становится сейчас серьезной проблемой. Неквалифицированные, а то in просто невежественные арбитры — большая опасность для спорта. Наши же судьи годами не имеют возможности повысить квалификацию. Лет пять назад ЦАМК издавал бюллетень. В нем давался разбор судейства, помещались подробные отчеты, методи-ческие советы. Теперь такого бюллетеня нет. Хотя он очень нужен и судьям, и общественному активу, и тренерам. Между прочим, квалификация тренеров для нас такая же острая проблема. ЦАМК, правда, изредка проводит сборы, но на них попадают лишь единицы. А почему бы не практиковать выезд ведущих тренеров клуба на места? Там они смогли бы принести огромную пользу. Кто, как не Центральный клуб, являющийся базой федераций автомобильного и мотоциклетного спорта, должен позаботиться, чтобы на местах были методические разработки и планы тренировок различных групп спортсменов, начиная с юношей, новичков и кончая мастерами. Кто, как не ЦАМК должен обобщать и распространять опыт лучших механиков и ведущих спортсменов по подготовке спортивной техники к соревнованиям. Мы можем назвать еще много конкретных дел, которыми, на наш взгляд, должен заняться Центральный клуб. Только, наверно, в этом нет нужды: руководители ЦАМКа не хуже нас осведомлены о бедах автомотоспорта на периферии. Дело, видно, в другом — в пренебрежении клуба к организационномассовой и консультативно-методической работе. Его руководители, повторяем, мыслят в основном международными категориями, забывая о главном — о развитии массового автомотоспорта. Жизнь автомотоклубов обретает сейчас новые черты. Основой ее становится приобщение массы водителей к систематическим спортивным занятиям. Пора уже и ЦАМКу произвести переоценку ценностей. От его работников, как никогда раньше, требуются энергия, инициатива, широкий размах в постановке спортивной работы. Центральный автомотоклуб не только по названию, но и по содержанию должен быть Центральным, а не стоять на отшибе — в стороне от главных дел нашего автомотоспорта. Г. ВИТКОВ, председатель Куйбышевской федерации мотоспорта, судья всесоюзной категории В. ЛИПСКАЯ, ответственный секретарь Свердловской федерации мотоспорта, заслуженный тренер РСФСР• По письму приняты меры1НОВОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕВЫДАНО«ПЕРЕЕЗД НА ЗАМКЕ» Читатель С. Мартынов из Бурятии сообщил в редакцию о том, что железнодо§ожный переезд на перегоне Мурино — айкальск Восточно-Сибирокой дороги на ночь запирался на замок. Случай беспрецедентный. Представьте себя на месте шофера, которому приходится мерзнуть до утра. А если срочный груз, безотлагательное дело7 Редакция тут же попросила вмешаться Министерство путей сообщения СССР. Как сообщил нам заместитель главного ревизора по безопасности движения МПС тов. Вудько, меры приняты. Железнодорожный переезд сочтено возможным перевести в категорию неохраняемых, движение автотранспорта разрешено круглосуточно.Однажды мотоциклист В. Данилов из г. Иваново нарушил правила уличного движения. За это общественный автоинспектор отнял у него удостоверение на право управления мотоциклом и передал его инспектору ГАИ тов. Коровицкому. Несколько раз В. Данилов приходил в областную Госавтоинспекцию, чтобы решить вопрос, но работники ГАИ все откладывали дело на неопределенное время. Как потом выяснилось, автоинспектор Коровицкий удостоверение утерял. Об этом В. Данилов написал в редакцию. Редакция направила письмо в ГАИ Ивановской области для принятия необходимых мер. Начальник Госавтоинолекции тов. Игошин сообщил нам. что факты подтвердились. Тов. Данилову выдано новое удостоверение, а инспектор Коровицкий строго предупрежден.• По следам наших выступленийПРОДЕЛКИ ГЕРМЕСА Под таким заголовком в журнале была опубликована заметка о различных неполадках в организации комиссионной торговли автомобилями в городе Северодвинске Архангельской области (см. «За рулем», 1966 г., Nb 5). Как сообщил нам заместитель председателя исполкома тов. Ткаченко, Северодвинский горисполком признал критические замечания журнала правильными. Для исправления положения дел предприняты практические меры. Специализированному магазину по продаже автомобилей передан гараж для хранения принятых на комиссию машин. В штат магазина зачислен автомобильный механик. Начнет учебу в автомотоклубе ДОСААФ еще один работник магадогая•28-