БАГАЖНИК НА МОТОЦИКЛЕКаждый год с наступлением погоисих дней .на дорогах появляются тысячи мототуристов. Их багаж по сравнению с автолюбителями невелик. Но все-таки есть немало вещей, без которых не обойдешься вдали от дома, а места для них на мотоцикле маловато. И не случайно редакция все время получает письма, в которых читатели просят рассказать о багажниках для мотоциклов. Выполняя эти пожелания, предоставляем слово опытному мототуристу инженеру В. Ловягину, который знакомит с наиболее распространенными конструкциями багажных приспособлений.Иллюстрации— на 2—3-й страницахвкладкиБагажник — не такая простая вещь, как может показаться с первого взгляда. От его устройства и места установки во многом зависит устойчивость мотоцикла, а следовательно, и безопасность движения. Чем ниже центр тяжести машины, тем она устойчивее, и наоборот. Большое значение имеет также правильное распределение нагрузки — на заднее колесо должно приходиться не более 70 процентов веса снаряженной машины с водителем и пассажиром. Понятно, что чем дальше за осью заднего колеса расположен центр тяжести груза, тем больше оно нагружено. Соответственно уменьшается нагрузка на переднее колесо и сцепление его с поверхностью дороги. Это может привести к отрыву колеса от дороги и потере управляемости. Следовательно, багажник надо сконструировать так, чтобы центры тяжести перевозимого на нем груза и мотоцикла были как можно ближе. В смысле надежности наиболее удобно крепить задний багажник вверхук болтам крепления амортизаторов, внизу — к подножкам пассажира. Все известные конструкции делятся на три типа: легкий (рис. 1), универсальный (рис. 2) и комбинированный (рис. 3 и 4). Первый из них можно купить в специальных магазинах, но он пользуется сравнительно небольшим спросом. Причина, видимо, в том, что багажник этого типа не отвечает требованиям мотоциклистов: центр тяжести груза расположен очень высоко и вынесен далеко за ось заднего колеса. Поэтому на таком багажнике можно перевозить всего 10—15 кг (сумку или чемодан). Применение его ограничивается поездками на небольшие расстояния. Рассмотрим возможные конструктивные решения отдельных элементов легкого багажника. Проушины верхнего и нижнего крепления (рис. 1) конструктивно могут быть выполнены в виде сплющенных концов трубок (варианты «а» и «б»). Этот способ оправдан при толщине стенок трубки не менее 1,5 мм ; для тонкостенных трубок следует отдать предпочтение вариантам -«в» и «г». Соединение проушины с трубкой по варианту «г» осуществляется сваркой пробочным швом, для чего в наконечнике сверлят отверстия. Если сварить, как показано по варианту «д», то рано или поздно, трубка сломается в месте сварки. Наконечники по вариантам «в» и «г» нуждаются в обработке на токарном и фрезерном станках. Этих работ можно избежать, если воспользоваться вариантами «е» и «ж», которым следует отдать предпочтение в случае применения тонкостенных трубок. Самые надежные конструкции проушин — «б» и «в», так как в них нет поперечных сварочных швов. Соединение подкоса 2с трубкой рамы 1 можно сделать неразборным (варианты «з» и «и») и разборным («к»). Универсальный багажник (рис. 2) отличается от легкого тем, что к нему с боков подсоединены легкосъемные опорные площадки 3. Их устанавливают, если надо перевезти сравнительно тяжелый или громоздкий груз. Стойки площадок крепят к раме 1 специальными хомутами б (рис. 2,а) или через приваренные к ней проушины 6 (2,6), а также к подкосу 2 (рис. 2, в). Распорка 4 боковых площадок 3 прикрепляется к стойкам так же, как стойки к раме. Наибольшей популярностью среди мотоциклистов пользуются комбинированные багажники. Один из такого рода багажников, предложенный Е. Кустаревым, был описан в №№ 3 и6 чехословацкого «Мотор-ревю» за 1967 год. Этот багажник (рис. 3) имеет ряд недостатков. Верхняя рама сделана горизонтальной. Из-за этого груз может сползать, и приходится загибать вверх заднюю часть рамы, ограничивая таким образом возможности багажника. Слишком велик свес верхней рамы, поэтому при большой нагрузке не исключена ее деформация. Кроме того, крепление багажника мешает демонтажу заднего колеса, регулировке тормоза и натяжению цепи. В этих случаях приходится снимать груз, а иногда (для замены цепи) и багажник. На рис. 4 изображен багажник, сконструированный по аналогичной схеме в Московском клубе автомототуристов. Основное его отличие от варианта Е. Кустарева в том, что верхнее крепление выполнено шарнирным (рис. 4, а), а нижнее — вильчатым (рис. 4, б). Такая конструкция позволяет, ослабив затяжку двух болтов, крепящих вилки, повернуть багажник вокруг верхнего шарнира даже вместе с грузом (см. фото). Э'сот багажник успешно прошел испытания на маршрутах Кавказа, Средней Азии, Севера и Сибири. Наиболее подходящим материалом для изготовления багажника независимо от конструкции являются 12-миллиметровые стальные трубки. Рамы 1 (см. рис. 4), подвергающиеся большим нагрузкам, рекомендуется делать из трубки 12X2 (диаметр 12 мм, толщинастенки 2 мм) или 12x1 , 5 ; остальныеиз трубки 12x1 . Соединять перемычки с рамами следует так, как показано на рис. 4, в. На рис. 5 приведены основные размеры багажника. Заготовки деталей лучше всего делать на гибочном станке, снабженном набором роликов для трубок разного диаметра, или на болванке. Желательный радиус загиба — 25—40 мм. Трубки гнут в разогретом состоянии с наполнителем, который препятствует сплющиванию. Наполнителем служит сухой мелкий песок, который уплотняют, постукивая по трубке. Закрывают трубку деревянными пробками. Проверяют радиусы гибки и форму трубки фанерными или металлическими шаблонами. Вид сварки определяется материалом трубок и возможностями. Для нержаЕеющей стали лучше аргонно-дуговая сварка. Тонкостенные трубки из обычной конструкционной стали варят газовой горелкой, а толстостенные — электросваркой, применяя электроды диаметром около 2 мм. Понятно, что сварка должна быть без подрезов, прожогов, раковин и т. п. Особенно важно это в местах соединения несущих труб. Места сварки зачищают напильником, чтобы избежать резких переходов. IБагажник можно откинуть пперх. не разгружаяТак испытывался 60 кг.багажник с ,грузомБагажник из стальных труб можно отхромировать или же загрунтовать и покрасить. Технология обычная (см. «За рулем», 1966, №№ 5, 6, 7, 10). При загрузке багажника более тяжелые вещи надо располагать на боковых площадках. И самое главное — общий вес водителя, пассажира и перевозимого груза не должен превышать грузоподъемность мотоцикла. В. ЛОВЯГИН, (инженер27