С ходовой частью так или иначе связаны все агрегаты автомобиля. Сюда входят рама, детали подвески (рессоры, амортизаторы, мосты), колеса и шины. У грузовика основу всей машины составляет рама, сваренная « з стальных конструкций — поперечин илонжеро ­ нов. У легкового автомобиля малого или среднего литража рамы обычно нет. Ее функции выполняет так называемый несущий кузов с жестким сварным каркасом, усилениями, 'подкосами и приваренной к нему подмоторной рамой. все агрегаты ходовой части закреплены на раме или несущем кузове. В передней части рамы на рессорах или пружинах подвешена 'Прочная стальная балка — передняя ось. Вместе с цапфами и деталями рулевого привода она образует передний мост автомобиля. Задний мост (или средний ы задний — у трехосной машины) т акже соединен с рамой системой рессор. Важную роль в подвеске современных автомобилей играют амортизаторы. Они гасят колебания ,рамы относительно мостов машины, улучшают устойчивость на поворотах. Гидравлические амортизаторы, рычажные или телескопические сегодня применяют на большинстве автомобилей. "Пневматические шины — обязательная принадлежность каждого автомобиля — также относятся к ходовой части. От конструкции и состояния шин зависят в значительной мере проходимость иком ­ фортабельность машины. 1. Шасси автомобиля ЗИЛ-130: 1 — передний буфер; 2, 8, 11, 12 — поперечины; 3 — кронштейн крепления двигателя; 4 — шина переднего, направляющего колеса; 5 — поперечины с опорой промежуточного кардана; 6 — лонжерон; 7 — кронштейн крепления запасного колеса; 9 — задний мост; 10 — ш ины задних. ведущих колес; 13 — буксирное устройство; 14 — кронштейн крепления задней рессоры; 15 — опорная площадка подрессорника; 16 — задняя рессора; 17 — дополнительная рессора (подрессорник); 18 — кронштейн крепления топливного бака; 19 — кронштейн крепления платформы; 20 — гнездо для аккумуляторных батарей; 21 — передняя ось; 22 — телескопический амортизатор; 23 — передняя рессора; 24 — кронштейн передней рессоры; 25 — буксирный крюк. 2. Установка передних, управляемых колес: а — углы развала колес и поперечного наклона шкворня (вид спереди); б — схождение колес в направлении движения по стрелке (вид сверху). 3. Телескопический амортизатор: 1, 7 — проушины; 2 — направляющая; 3 — шток; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — корпус клапана сжатия. 4. Независимая передняя пружинная подвеска: 1 — лонжерон; 2 — стабилизатор поперечной устойчивости; 3 — обойма стабилизатора; 4, 9 — нижний и верхний рычаги; 5 — стойка стабилизатора; 8 — ч ашка пружины; 7 — поворотная цапфа; 8 — передняя стойка; 10 — амортизатор. 5. Некоторые типы шин: «А» — шина обычной конструкции; «Б» — шина типа <Р» (с радиальным расположением нитей корда); «В» — бескамерная шина; «в» самозаклеивающийся слой; «Г» — широкопрофильная шина. Литература: Максимов А. Е. Основы устройства автомобиля. Издательство ДОСААФ. 1967. Сабинин А. А., П леханов И. П., Ч ерня йк ин В. А. Учебник шофера второго класса. Глава 8. Автотрансиздат. 1959. А нохин В. И. Отечественные автомобили. Часть IX. Издательство «Машиностроение». 1 968 . Тема следующего плаката — «Органы управления автомобилем». Н ИИ Плакат Г. ВозлинскогоГЛАВНЫЕ ПРИЗЫ У НАШИХ МОТОРАЛЛИСТОВУчастников XXIV международных моторалли ФИМ принимал в нынешнем году польский город Кранов. В этом, самом популярном и массовом слете мотоциклистов, проводимом Международной мотоциклетной федерацией, стартовали сотни спортсменов из многих стран Европы. Советская спортивная делегация была представлена десятью клубными командами—«Планета» (Ижевск), «Нара» (Серпухов), «Ковровец» (Ковров), «Навои» (Узбекская ССР), «Вятка» (Вятские Поляны), «Тула» (Тула), «Днепр» (Киев), «Красный треугольник» (Ленинград), «(Минчанин» (Минск) и студенческий коллектив МАДИ (Москва). Торжественный финиш наших спортсменов в Кракове передавался по польскому телевидению. Советские мотораллисты завоевали в этих соревнованиях четыре самых важных приза. За наибольшее 'Количество участников и пройденный ими путь от мест старта до Кракова команде СССР вручен главный приз Международной мотоциклетной федерации. Наши спортсмены были награждены такж е учрежденным Федерацией мотоспорта Советского Союза призом имени Ю. А. Гагарина — за наибольшее число участников на мотоциклах. В советской команде оказалось больше и спортсменов на мотороллерах, и она получила переходящий приз 'Монако. Наконец, за самый дальний старт награждены мотораллисты «Навои». Они 'преодолели по дорогам Советского Союза и |Польской Народной Республики свыше 5700 километров. Фото В. Войтенко (ТАСС)ным (ПАЗ-672С) и южным (ПАЗ-672А) вариантами машины, над новыми моделями туристских автобусов (ПАЗ-665). На этом фото вы видите группу конструкторов завода им. Жданова, разрабатывающих кузов новой модели автобуса.ЧЕРЕЗ КЛУХОРИХотите верьте, хотите нет, мне на микромотоцикле «Гном-3» довелось пройти через Клухорсний перевал. Но прежде, чем писать о пробеге, скажу, что это ужеу меня третья машина такого типа. «Гном-1» и «Гном-2», сконструированные до этого, довольно простые самоделки, рассчитанные на преодоление небольших расстояний. «Гном-3» с самого начала предназначался специально для путешествия в горах. Расчет велся как для настоящего мотоцикла — на прочность, устойчивость и динамичность. При этом, разумеется, учитывались недостатни, допущенные при постройке двух предыдущ их моделей. Машина получилась короткой — всего 1350 мм и очень легкой — 18,5 нг, иак обычный велосипед. На колесах малого диаметра — шины размером 12,5X2,5. Моторчик Д-5 (45 смЗ; 1,2 л. с. при 4500 об/мин) позволял развивать скорость до 45 км/час.УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АППАРАТЗарядка аккумуляторных батарей и сварка тонколистовой стали. Что, казалось бы, общего? Разве только то, что в обоих случаях используется электрический ток. Но в аппарате АДЗ-50 эти процессы объединены «под одной крышей». Аппарат, состоящий из сварочного трансформатора и зарядного устройства, размещенных в малогабаритном (360 х Х205х505 мм) переносном иорпусе, выпускается Каховским заводом электросварочного оборудования. Он предназначен для сварочных работ и зарядки аккумуляторов при температуре от 5 до 40 градусов и влажности воздуха не более 80 процентов. Напряж ение сети 220 в. Сварочный ток регулируется ступенчато. Выпрямитель рассчитан на зарядку 6- и 12-вольтовых аккумуляторов. Перед началом работы надо тщательно изучить инструкцию по эксплуатации АДЗ-50 и правильно выполнять все ее рекомендации (особое внимание необходимо обращать на надежность и безопасность заземления). Сварочно-зарядные аппараты АДЗ-50 поступили в продажу. Стоит агрегат 130 рублей. А. МАРТЫНЁНКО, начальник отдела новой техники завода электросварочного оборудования г. КаховкаМы вместе с «Гномом-3» ском перевале.на Клухор-Вот на этом-то микромотоцикле яи пустился в путь по маршруту Черкесск — Северный приют — Клухорсний перевал — Южный приют — Сухуми — Сочи — Туапсе — Джубга. Это около 600 километров. Все шло нормально. Самым трудным, как и следовало ожидать, оказался участок между Северным и Южным приютами. По Клухорскому перевалу не оченьто поедешь. Километров пять пришлось тащить мотоцикл на спине, почти стольно же — катить его по камням или пробираться, сидя верхом и отталкиваясь грунта НА ПАВЛОВСКОМ АВТОБУСНОМ от проехал ногами. Километров тринадцать я по такой дороге, что и сейчас удивляюсь, к ак это мне удалось. Зато на хорошей дороге я отдохнул. Н оуВ 1950 году из ворот Павловского заДжубги меня подстерегала беда. Подвевода имени Жданова вышел первый собранный здесь автобус. Первый ПАЗ. С ли камеры, склеенные из резиновой трубки. Шины так нагрелись от жары, что того времени уже не раз изменялся дотронуться до них рукой было невозего облик, технические и эксплуатационможно. Придется впредь не склеивать, а ные показатели. В несколько раз выросвулканизировать соединения трубки. ло производство. Сегодня завод — один Я очень доволен и своим переходом и из крупнейших изготовителей автобусов мотоциклом. Слов нет, трудно было, но в мире. Эмблема его — железный зато как интересно! цветок — хорошо знакома во всех концах Союза. Дважды участвовали машиВ. РЕЗУНОВ. ны из Павлова в международных констудент авиационного курсах-выставках автобусов в г. Ницце. института Мы уже информировали читателей о г. Харьков работе коллектива завода над север-2. «За рулем» Н> 109