Главный нЬ'нвёЙёр. сборки легковых автомобилей ГАЗ. Фото О. Иванова (АПН)«НЕ ДАНО НАМ ИСТОРИЕЙ ТИШЕ ИДТИ»У этой статьи множество авторов. Вся сорокалетняя жизнь славного коллектива Горьковского автомобильного завода — жизнь, полная высоких творческих взлетов, будничного труда, тяжелых испытаний, — послужила для «ее основой. Материалы и документы Музея истории и трудовой славы автозавода, воспоминания ветеранов, рассказы людей, сегодня работающих на огромном предприятии, — все это лишь незначительной своей частью смогло уместиться на тесных журнальных страницах. СКАЗКА ИЗ ЖЕЛЕЗА И БЕТОНА Март 1929 года. 'Пленум нижегородского городского Совета подходил к концу: обсуждали неотложные проблемы развития хозяйства города. Председателю К. С. Зиминой подали телефонограмму. Глаза Клавдии Степановны засияли. Едва дождавшись, когда кончит очередной оратор, она поднялась на трибуну и огласила только что полученную из Москвы от секретаря Нижегородского крайкома партии А. А. Жданова телефонограмму. Принято решение строить • Нижнем Новгороде одно из крупнейших в стране предприятий — автомобильный завод. С ликованием встретили трудящиеся Нижегородского края это решение. Великая честь. Большая ответственность. Ведь право на создание одного из первенцев советского автомобилестроения оспаривали у Нижнего Ленинград и Куйбышев, Украина и Урал — везде нашлись энтузиасты нового и трудного для страны дела. 'Решение правительства, принятое в марте 1929 года, поставило развитие отечественной автомобильной промышленности на прочные плановые рельсы. Уже летом 1929 года недалеко от НиТак строился ГАЗ. Первые строители завода на за нятиях в вечерней школе. жнего Новгорода, у деревни Монастырки, утопающей в зелени садов, появились геодезисты, в чуть позже пришли и первые группы строителей. -На огромном заброшенном пустыре весело зазвенели пилы, застучали топоры, гулкие взрывы опрокинули тишину городской окраины. Со всех концов потянулись сюда лю- ди — нижегородцы, костромичи, вятичи, •ологодцы. К началу 1930 года на строительной площадке работало уже более пяти тысяч человек. 2 мая 1930 года с песнями и музыкой к бывшей Монастырке двинулись колонны строителей и гостей. После митинга под будущий фундамент кузнечного корпуса был замурован акт, в котором говорилось, что, осуществляя великие заветы вождя и учителя В. И. Ленина об обеспечении экономической независимости страны строящегося социализма от капиталистического мире, в присутствии строителей завода и делегаций Нижегородского края, Москвы, Балахны, второго мая 1930 года здесь заложили первый камень будущего автогиганта. Строительная площадка растянулась на несколько километров вдоль берега Оки. Трудностей хватало с избытком, а вот техники почти совсем не было. Тачка, «коза», лопата — это все, чем располагали строители. Технику, опыт, умение заменял один только энтузиазм тысяч людей, возводящих завод для себя и своих детей. И впереди, как ив годы недавних революционных боев, шли коммунисты и комсомольцы. Не щадя сил, трудились комсомольскомолодежные ударные бригады Григория Переходникова (ныне полковник запаса), Виктора Сорокина {сейчас заместитель начальника прессового корпуса), Елены Успенской и многие другие.' Все торопились закончить сооружение автомобильного гиганта в самые короткие сроки. «Не дано нам историей тише идти», — говорил подписавший постановление о строительстве автозавода председатель ВСНХ В. В. Куйбышев. И к1 ноября 1931 года, за семнадцать месяцев, основные строительные работы были завершены. На левом бе-регу Оки засверкали стекла огромных корпусов нового советского предприятия. Но предстояло еще окончить монтаж оборудования, проверить и наладить его. Строители срочно осваивали новые профессии. Первая ударная бригада слесарей-сборщиков была скомплектована довольно своеобразно. Когда монтажники заканчивали установку главного конвейера, в кабинет начальника механо-сборочного цеха Г. К. Парышева, шлепая лаптями, ввалилась группа строителей. — Хотим на сборке работать. Парышев внимательно посмотрел на вошедших. Поднялся и направился в цех. Остановились возле потрепанной фордовской полуторки. — Вот с этого и будем начинать. Разберем ее разочков сорок да столько же соберем, тогда и поймем, что к чему. вчерашние землекопы, каменщики, штукатуры быстро освоили премудрости автостроения. 1 января 1932 года состоялся торжественный пуск Горьковского гиганта. Это был праздник для всей страны, одно из крупнейших свершений первой советской пятилетки. Демьян Бедный восхищенно писал тогда: (Не строительство, а творческий шквал. Сказка — из железа и бетона! 29 января 1932 года заводская сирена возвестила о рождении первого грузовика. А в декабре из заводских ворот торжественно выехали и первые легковые автомобили ГАЗ-А, Через год с главного конвейера ежедневно сходило 200 автомобилей. Во второй пятилетке завод выпустил более 350 тысяч машин, а в 1938 году довел их выпуск до 140 тысяч в год. XVII съезд ВКП (б) поставил перед горьковчанами новую задачу — создать отечественную модель легкового автомобиля. Проектировали его заводские конструкторы Ю. Н. Сорочкин, Н. Г. Мозохин, Л . В. Косткин и А. М. Кригер под руководством А. А. Липгарта. Машина ГЛЗ-М-1, или, как ласково называли ее, «эмка», отлично зарекомендовала себя в самых разных условиях.ПУСТЬ ЯРОСТЬ БЛАГОРОДНАЯ... В первые же дни войны Государственный Комитет Обороны обязал горьковских автозаводцев перестроить производство: не прекращая выпуска грузовиков, дать фронту боевые машины, некоторые виды вооружения и боеприпасов. Родина, в опасности! Для отпора врагу надо было собрать все силы. В рекордно короткие сроки заводские инженеры создали образцы новой техники, разработали технологию ее производства. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. «Фронтовые бригады» трудились дни и ночи. Горьковский автозавод превратился в огромную кузницу оружия. Грузовиков ГАЗ-ММ автозаводцы выпустили в грозном 1941 году больше, чем в довоенном 1940-<м. Мощь одного из главных арсеналов советского оружия пугала гитлеровцев. Летом 1943 года, готовясь к наступлению на Орловско-Курском направлении, они неоднократно обрушивали на за-Нервый горьковский «полуторка» ГАЗ-АА.автомобиль —Эти легковые машины ГАЗ-А строи. лнсь в Горьком с 1932 по 1936 год.Март 1929 г. Центральный Комитет партии и Сонетское правительство приняли решение о строительстве в районе Нижнего Новгорода автомобильного завода мощностью 100 тысяч машин в год. Август 1929 г. На строительной площадке начались подготовительные работы. Май 1930 г. Закладка автозавода. Сентябрь 1931 г. Нарком Г. К. Орджоникидзе провел совещание со строителями ГАЗа. Ноябрь 1931 г. Начат монтаж оборудования. Январь 1932 г. Первый грузовик ГАЗ-АА сошел с конвейера. Сентябрь 1935 г. Кузнец ГАЗа А. Бусыгин положил начало стахановскому движению в машиностроении. Март 1936 г. Освоено производство легковых машин ГАЗ-М-1. 1940 г. С заводского конвейера сошли первые машины ГАЗ-И-73, «эмки» с шестицилиндровыми двигателями. Декабрь 1941 г. За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции завод награжден орденом Ленина. 1943 г. Для нужд фронта создан штабной автомобиль ГАЗ-67В, неприхотливая и выносливая машина. 1946 г. Начат выпуск первых послевоенных моделей — грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63 и легковых машин «Победа». 1950 г. Освоено производство легковых комфортабельных автомобилей ГАЗ-12. 1950 г. Спортсмены завода М. Метелев и В. Родионов на «Победе» со специальным кузовом первыми завоевали звание чемпионов СССР по автомобильным гонкам. 1951 г. Кузнецы 1-го класса А. Загорный и Ф. Катаев выступили застрельщиками всесоюзного соревнования за повышение производительности труда на каждом рабочем месте. 1952 г. На смену модели ГАЗ-67Б пришел более совершенный легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-60. В 1955 году его изготовление было передано на Ульяновский автозавод. 1955 г. Начата постройка «Побед» с обеими ведущими осями — модели ГАЗ-М72. 1956 г. Освоен выпуск легковых автомобилей ГАЗ-21 «Волга». 1957 г. На «Волге» взамен нижнеклапанного 65-сильного мотора завод стал устанавливать новый верхнеклапанный двигатель мощностью 70 л. с. В это же время отдельные партии автомобилей «Волга» начали оборудовать автоматической трансмиссией. 1959 г. Завод приступил к производству комфортабельных легковых автомобилей «Чайка». 1962 г. Налажен выпуск двух модификаций «Волги» — с кузовами «универсал» {ГАЗ-22) и санитарным (ГАЗ-22В). В этом же году мощность двигателя поднята с 70 до 75 л. с , изменена облицовка радиатора, применены телескопические амортизаторы. 1962 г. Заводские гонщики Г. Добровольский и Э. Васькович завоевали золотые Медали на первенстве СССР по авторалли. 1964 г. Освоена новая модель грузовика высокой проходимости — ГАЗ-66. 1965 г. Налажен выпуск четырехтонного ГАЗ-53А — основного массового грузовика текущей пятилетки. Модернизирован базовый легковой автомобиль «Волга», который получил индекс ГАЗ21Р. 1966 г. С конвейера сошел первый 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52А. 1968 г. Изготовлена первая партия легковых машин «Волга» ГАЗ-24. 1969 г. Развернуты работы по подготовке автомобиля ГАЗ-53А для представления к Государственному знаку качества. В годы войны ГАЗ снабжал армию грузовиками, штабными машинами и бронеавтомобилями (на фото). водские корпуса, на жилые дома Соцгорода тысячи фугасных и зажигательных бомб. Серьезно пострадали механо-сборочный и прессово-кузнечный корпуса, моторный, термический и другие цехи. Многие, не прекращавшие трудовой вахты даже при бомбежках, погибли. Среди них были замечательный большевик, ветеран революции Г. К. Парышев, начальник кузнечного цеха И. В. Китаев, передовики производства Г. И. Масленников, И. Л. Лышнов... Но ни жертвы, ни разрушения не могли нарушить пульса заводских будней. Расчистили завалы, восстановили электропроводку, пустили в ход сохранившееся оборудование. В цехах без крыши и стекол самоотверженно трудились тысячи автозаводцев. Работать приходилось только при дневном свете. Люди приходили в три часа утра и заканчивали смену в десять вечера. Государственный Комитет Обороны принял срочные меры к восстановлению поврежденных цехов. В работах участвовало более 35 тысяч человек. Счет времени вели на часы, и героический труд увенчался успехом. В удивительно короткие сроки — всего за 100 дней — коллектив автомобилестроителей выполнил такой огромный объем восстановительных работ, для которого в обычное время потребовалось бы больше года. Тремя правительственными наградами отмечен трудовой подвиг славного коллектива в годы Великой Отечественной войны. На знамени завода — орденаЛенина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. Советская Армия еще продолжала ожесточенные бои с врагом, а горьковчане уже конструировали и изготовляли опытные образцы будущих послевоенных автомобилей. Созданный в конце 1944 года грузовик ГАЗ-51 должен был заменить выпускавшуюся до этого полуторку. Одновременно готовилось производство грузовика повышенной проходимости ГАЗ-63, а на смену «эмке» шла «Победа». Выпуск этих новых автомобилей начался в 1946 году. Большой творческой удачей коллектива ГАЗ явилось создание «Победы», одной из лучших легковых машин тех лет. В ее конструкции было много оригинального, и прежде всего «бескрылый» обтекаемой формы кузов, первый в практике мирового массового автомобилестроения, независимая подвеска. По прочности, надежности и экономичности «Победа» находилась на уровне лучших мировых образцов своего времени. Вместе с массовым выпуском «Победы» завод в 1950 году освоил производство легкового автомобиля более высокого класса — ПАЗ-12. За создание и освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей большой группе заводских конструкторов, инженеров и рабочих были присуждены Государственные премии, многие работники завода были удостоены правительственных наград. НОВЫЕ ЦЕХИ, НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ...В конце 1956 года горьковчане перешли на новую модель комфортабельного легкового автомобиля «Волга». Вслед за ней в программе завода появились и другие современные машины — грузовик ГАЗ-52, лимузин высшего класса «Чайка» (ГАЗ-13). • Значительным событием в истории предприятия явился переход на выпуск в 1963—1965 годах грузового двухтонного автомобиля высокой проходимости ГАЗ-66 и четырехтонного грузовика ГАЗ-53Аосновного массового грузового автомобиля текущей пятилетки. Совершенство конструкции и высокие эксплуатационные данные ГАЗ-66 принесли заводу золотую медаль на международной выставке сельскохозяйственных машин в Москве. «Волги» и «Чайки», грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66 сегодня можно увидеть на до-рогах десятков стран всех пяти конти нентов. Число зарубежных покупателе! горьковских автомобилей растет с каж дым годом. Прекрасен своими свершениями се годняшний день Горьковского завода Но тот, кто бывал здесь, не может HS заметить и примет дня завтрашнего — примет, еще более прекрасных и значи тельных. В эти дни коллектив — на юбилейное трудовой вахте. В честь 100-летия со дни рождения Владимира Ильича Ленине автозаводцы обязались в 1970 году полностью перейти на выпуск базовых автомобилей новых моделей ГАЗ-52, ГАЗ53А и ГАЗ-66. В 1970 году будет поставлен на массо. вое производство новый легковой автомобиль «Волга» ГАЗ-24 с четырехцилиндровым мотором. В следующей пятилетке на его базе начнется выпуск такси ГАЗ-24-01 и «универсала» ГАЗ-2402. Одновременно ведутся работы над новым, еще более совершенным двигателем «Волги» и оригинальным (разработанным совместно с НАМИ) дизелем. Творческий коллектив ГАЗа остается вер. ным своей главной традиции — созданию долговечных машин. большая программа работ намечена > области расширения типажа автомобилей — число моделей, выпускаемых заводом, значительно возрастет. Здесь, на Горьковском автомобильном, родилось немало конструкторских и тех' нологических новинок, ставших затем достоянием всех советских автомобилестроителей, золотым фондом коллективного опыта. Работники конструкторского бюро по грузовым автомобилям, завоевавшие звание коллектива коммунистического труда, добились значительных успехов в увеличении срока службы машин. Например, грузовик ГАЗ-53А проходит сейчас до капитального ремонта 150 тысяч километров. Конструкторы повышают его грузоподъемность до 5ти одновременно увеличивают до 200 тысяч километров межремонтный пробег. В конструкторском бюро по легковым автомобилям ведется работа над новой моделью легкового автомобиля высшего класса ГАЗ-14, который должен придти на смену «Чайке». Сейчас завод расширяется. Возводятся новые корпуса, создаются новые цехи, оснащенные самым современным оборудованием. Лосле реконструкции Горьковский автозавод станет образцовым предприятием автомобильной индустрии Советского Союза по технике и технологии производства. Продолжая социалистическое соревнование с Московским заводом имени Лихачева, горьковчане настойчиво борются за присвоение своему трижды орденоносному автомобильному заводу высокого звания предприятия коммунистического труда. Меняется техника и продукция завода, к станкам и сборочным конвейерам становятся новые люди, новые поколения конструкторов и технологов приходят в КБ, цехи, лаборатории. Но славные традиции, сложившиеся четыре десятилетия назад, продолжают жить. И в этомзалог новых успехов коллектива горьковских автомобилестроителей. Н. ЕГОРОВ, инженерСовременная продукция завода — грузовики ГАЗ-53А.