СИБИРСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯВ дополнение к напечатанномуСАМЫЕ МОЩНЫЕОтлично зарекомендовали себя на крупнейших стройнах суперсамосвалы Белорусского автозавода. Мощный двигатель, надежные тормоза, легность и удобство управления, исключительные прочность и выносливость — эти качества снискали добрую славу БелАЗам во многих странах мира. Семейство их постоянно пополняется. Сейчас заканчиваются испытания БелАЗ-549 — самосвала грузоподъемностью 75 тонн. В этой машине применены новейшие достижения автомобилестроения, в том числе электрическая трансмиссия, независимая подвеска всех но-Уважаемая редакция! С удовлетворением прочитал яв ноябрьском номере вашего журнала .за прошлый год статью участника гражданской и Великой Отечественной войн В. Гогиша. Он писал о сибирской автомобильной экспедиции, которая летом и осенью 1921 года в 'составе 500 автомобилей вывозила хлеб из отдаленных районов Южного Урала, Сибири, Казахстана для снабжения промышленных центров Советской страны, крайне нуждавшихся в продовольствии. Мобилизация автомобильного транспорта — одна из важных мер, осуществленных по личному указанию Владимира Ильича Ленина для борьбы с голодом и разрухой. Вернуться к разговору о сибирской автомобильной экспедиции побудили меня материалы Центрального государственного архива народного хозяйства СССР, в которых я обнаружил развернутый отчет об этой экспедиции, составленный Наркомиродом республики в 1922 году. Он, как 'мне кажется, может существенно дополнить статью В. Гогиша. Идея использования автомобилей для продовольственных перевозок в Сибири, сообщается в отчете, возникла на 2-м Всероссийском продовольственном совещании летом 1920 года и была узаконена постановлением Совета Народных Комиссаров от 20 июля того же года, которое вменяло в обязанность Наркомпроду забронировать 500 машин для экспедиции. 1 апреля 1921 года было вынесено постановление Совета Труда и Обороны за подписью В. И. Ленина «О мерах, обеспечивающих успешность работы по подвозу автомобильным транспортом шродгрузов в 'районе Сибири, Украины и Кавказа» (оно полностью воспроизведено в отчете). В постановлении указывается на исключительную остроту продовольственного положения республики и необходимость в порядке ударного задания направить автомобили в хлебные районы страны, ш частности в Сибирь. В документе подробно разъяснены обязанности ряда правительственных и общественных организаций и учреждений (Наркомпрода, Центральной автосекции ВСНХ, Центральной комиссии при СТО по передаче военного имущества гражданским ведомствам, ВЦСПС и других) по изысканию автотранспортных средств, ремонту техники, снабжению горючими и смазочными материалами, обеспечению кадрами водителей и грузчиков. Пункт 7-й постановления, обращенный к 'заводам, мастерским и другим предприятиям, обязывает обеспечить ремонт автомобилей « порядке военных закаш зов в первую очередь после ремонта штатных машин танковых и броневых отрядов со всей вытекающей отсюда ответственностью за срочность и доброкачественность их». Для снабжения участников экспедиции выделялся дополнительно премиальный фонд и необходимое количество одежды. Все автомобили сибирской экспедиции были сведены в 21 отряд. В отчете перечисляются марки и тоннаж 'автомобилей, вывозивших сибирский хлеб. Больше всех было привлечено таких машин, как «Паккард» (104), «Уайт» (102), ФИАТ (85) тоннажем — три, две, полторы тонны. Автомобили марок «Бюосинг», «Гарфорд», «Пирс-Арроу», «Рено», «Берлие» насчитывались в составе колонн единицами. Участники экспедиции проделали большую работу по претворению в жизнь ленинской идеи укрепления союза рабочего класса с крестьянством. Особая комиссия, назначенная Советом Труда и Обороны 31 августа 1921 года для изучения работы сибирской автоэкопедиции, отметила исключительную напряженность ее труда в самых различных условиях: днем, ночью, в жару, дождь, местами при полном бездорожье и отсутствии технической помощи в пути и на базах. ВНИК и Совет Народных Комиссаров, как отмечается в отчете, дали высокую оценку работы всех участников экспедиции — шоферов, административно-технических работников, многие из них получили благодарности, премии и награды.Главный конвейер БелАЗа.лес. На базе этой модели будет создан автопоезд грузоподъемностью 120 тонн. На тягаче устанавливается газотурбинный двигатель большой мощности.РЕЧНЫЕ СУДА — ЧЕРЕЗ УРАЛЬСКИЙ ХРЕБЕТУ одного из причалов на (Каме пришвартовались четыре быстроходные «Ракеты». Дальше они должны были лопасть на голубые артерии Сибири. Но чтобы, скажем, с Мамы перебазироваться на реку Туру, надо преодолеть уральские горы. На ломощь речникам пришли автомобилисты. На мощных МАЗах они соорудили специальные платформы.На снимке: караван «Ракет» на одном из участков Сибирского тракта.От Перми до Тюмени «Ранеты» « качестве пассажиров проследовали на автомобилях и через несколько суток снова оказались в своей родной водной стихии. Они уже служат здесь вторую навигацию.И. КОСУХИН, полковник в отставке 1»