КАЛЕНДАРЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯОКТЯБРЬДальние путешествия закончились. За год машина пробежала около 10 тысяч километров. Хотя истинному автомобилисту езда никогда не наскучит, однако наступает период, когда снова чешутся руки повозиться с машиной. Теперь как раз самое время устранить накопившиеся за лето неполадки и выполнить предписанные инструкцией сезонные работы. Это, конечно, само собой, о них и напоминать неловко. Но хочется еще творить, пилить, сверлить, позвякивать ключами, одним словом, вносить в автомобиль усовершенствования. С неполадками новой машины справиться легче, хотя хороший хозяин найдет немало забот, пока «выведет ее в люди». Ведь не исключены «грехи родителей»: то дверца плохо закрывается, то обнаружится вдруг изъян в окраске, крепеж кое-где не дотянут. С машиной пожилого возраста заботы не переводятся. Всего не запомнить, если нет записной книжки, такого дневничка, в который заносится все «автомобильное», в частности, даты заправки, добавления смазки, профилактики, разборки механизмов и установки новых деталей. Не всегда есть возможность взяться за обслуживание немедленно, а известно: отложил, закрутился на работе или дома — и забыл. Машина этого не простит. Неожиданно запищит не смазанный вовремя водяной насос или подшипник генератора, почему-то появится люфт в подшипнике распределителя, а тормозные колодки задних колес замаслятся проникшей в барабан из подшипника полуоси смазкой, повышенную дозу которой вогнали раньше срока в колпачки штауфера. Бывает и хуже, в особенности когда причина неполадки посложнее. Например, если днище кузова над передней крестовиной кардана в масле. Оно может выбрызгиваться не только из подшипников крестовины кардана и через сальники удлинителякоробки передач, но и через неплотно установленную заглушку в шлицевом отверстии вилки кардана. Записи о неестественно быстрой убыли масла в коробке и небольшом сроке службы сальников заставят настойчивей искать причину неисправности. Не разобравшись, иной автолюбитель, бывает, выковыривает годные сальники и ставит новые, благо дело это несложное, хотя в действительности требуется разобрать крестовину, подчеканить и для надежности опаять заглушку. На устранение «зарегистрированных» неполадок в этом месяце последний срок. Позже будет труднее, а чем ближе к зиме, тем меньше недоделок допускает заботливый хозяин. И как хорошо в еще погожий осенний выходной день надеть комбинезон и справиться в книжечке, что сегодня делать с машиной. Не пора ли переходить на антифриз? Обычно это делают во второй половине ноября при температуре минус 3—4 градуса. Поэтому в октябре с этим делом еще не торопятся. Но в иные годы температура резко понижается ив октябре. По ночам мороз может «прижать» до минус 7—8 градусов. Во всяком случае, каждый год с приходом холодав у машин неопытных и беспечных автолюбителей, бывает, размораживаются двигатель и радиатор. Правда, не обязательно трескаются блок или трубки. Но если выдавливаютсяли машина под окнами, а если на дальней стоянке или, страшно подумать, на даче? Откладывать переход на антифриз не имеет смысла. По крайней мере надо вовремя убедиться, что бутыль с антифризом наготове. А то как приморозит, так автолюбители дружно атакуют магазины. Неудивительно, что бывают периоды, когда антифриза быст"ро не раздобудешь, хотя в другое время он ждет потребителей. Напомним, что жидкость должна быть достаточно свежей. Немало водителей весной сливает ее и использует на следующий год, а потом еще. Известно, что старый антифриз с потерявшими активность присадками агрессивен по отношению к припою, которым скреплен радиатор. Поэтому такая «экономия» представляется сомнительной, тем более что 10-литровая бутыль стоит ощутимо дешевле, чем ремонт или замена радиатора. Бытующие еще опасения по поводу того, что старые радиаторы при переходе -с воды на антифриз текут охотнее, не подтверждаются. Советуем — переходите на антифриз. Кстати, доливая воду в радиатор для компенсации уровня, не знаешь, естественная ли это убыль вследствие испарения или результат течи, которую часто нелегко обнаружить. Специально окрашенные антифризы оставляют ясно видимые следы. Хорошо бы и наши автомобильные антифризы выпускать окрашенными. Трудно сразу блеснуть оригинальной выдумкой в усовершенствовании новой машины. Многие новички в первую очередь шьют чехлы для сидении. Заказывают «дяде Васе» «секретное» противоугонное устройство. Мастерят полки в багажнике. А стремление к новаторству утоляют установкой дополнительного зеркала заднего вида, вентилятора, вазочки для цветов. Значительно деятельней «ветераны». Эти стараются осенние дни не терять на пустяки. Заменяют рычажные амортизаторы телескопическими, механические стеклоочистители электрическими, ставят опрыскиватели ветрового стекла на модели, где их нет, дополнительные фонарики-«мигалки» на боковинах машины и фонари для сигнала о маневрировании задним ходом. Мастерят резиновые фартуки у передних и задних колес. На выпускную трубу надевают направляющий козырек, который мешает агрессивным отработавшим газам усиливать коррозию и проникать внутрь кузова. Оклеивают панель над приборным щитком матовым дерматином для уничтожения бликов на ветровом стекле. Делают дистанционное, из кабины, управление фильтром грубой очистки и краном отопителя кузова. Устанавливают отключатель «массы» аккумуляторной батареи. Много есть полезных и удобных усовершенствований. В осенние месяцы, перед тем, когда многие автомобили устроятся «на зимнюю спячку», владельцы их успевают потрудиться на славу,технологические заглушки, в этом тоже мало радости. Обычно после вечерней угрожающей сводки погоды автолюбители берутся за телефон. «Ты воду слил?». «У меня уже антифриз». «А я еще не слил, как думаешь, не замерзнет? Больно не хочется вылезать из постели». Обзвонив с десяток друзей и не на шутку встревожившись, бедняга одевается и бежит. Хорошо есМ. ГИНЦБУРГ Рис. М. Каширина22