кружна «Юный шофер» городского Дворца пионеров. Тот же самый Валерий, которого из-за руля почти не видно, недавно стал победителем взрослых соревнований по фигурному вождению среди лучших водителей Иркутска. Вероятно, н а всю жизнь запомнят юные автомобилисты этот первый междугородный матч. Хозяева трассы — Московский Дворец пионеров — 'Встретили гостей с распростертыми объятиями. Обо всем они позаботились. И об экскурсиях по Москве, и о вечере дружбы, и о концерте московских артистов для юных водителей. Все это, конечно, е ще больше укрепило приверженность ребят к автоспорту. Не нужно быть пророком, чтобы предугадать будущее этих соревнований. Автомобиль !все глубже входит в нашу жизнь и безраздельно завладевает умами мальчишек и подростков. Многие из них страстно мечтают о том, чтобы сесть за руль. Право же , мы не удивимся, если спустя какое-то время акаждом городе на старты состязаний школьниковавтомобилистов выйдут сотни, тысячи ребят. Тогда будет вдоволь автомобилей, и автодело войдет в учебную программу многих школ. Но скажем прямо, это зависит не только от уровня автомобилизации, а еще и от того, насколько заинтересованные в развитии юношеского автоспорта организации и лица поймут и оценят его большое воспитательное значение. Не без сожаления мы должны констатировать, что на приглашение редакции, направленное во многие областные и городские отделы народного образования, откликнулись всего четыре. Не говорит ли это о том, что автоклубы, автосекции и автокружки в наших внешнольных учреждениях — редкость, что автодело, которое так влечет ребят, еще недоступно им. И причина .здесь, думается, даже не в «материальном обеспечении». В конце концов в каждом городе при желании можно с помощью взрослых восстановить для учебных и спортивных целей два-три автомобиля. Видимо, не все товарищи, отвечающие за воспитание подростков, в состоянии оценить, сколь благотворны и полезны во всех отношениях занятия автоделом и автоспортом. Мы ратуем за то, чтобы как можно больше ребят приобщалось к мотору, не потому, .что это тема нашегожурна ­ ла. Просто мы убеждены, что сегодня воспитание юного поколения, подготовка его к трудовой деятельности и выполнению воинского долга — немыслимы без непосредственного контакта с техникой, начиная со школьной скамьи. Этим целям и служат междугородные соревнования школьников-автомобилистов, которым мы желаем доброго пути и которые, мы верим, когда-нибудь станут в один ряд с такими популярными ребячьими турнирами, к ак «Золотая шайба» и «Кожаный мяч». М. ТИЛЕВИЧ Результаты соревнований Командные: 1. Ленинград — 649 очков: 2. Москва — 613; И ркутск — 478; Киев — 405. Личные. Мальчики. 1. В. Мураенко (Москва); 2. В. Балахонов '(Ленинград), 3. С. Гусаченко .(Иркутск). Девочки: 1. Г. Воробьева '(Ленинград); 2. Т. Старикова (Москва); 3. Т. Брюшкова (Москва). Надо затормозить так, чтобы планка при падении не сбила кегли.«ЭСТОНИЯ -15»гоночный автомобиль новой формулы Я рИллюстрации |к-»той статье Щомещены на 4-Я |$]Ща«нце обложки.и тгопя ^ . ^ Ж ' У л ьВсесоюзной спартакиады по военно-техническим видам спорта ко п= 4л ZJ?2523т ан ° - н Че воыое гонки. Недавно внашу классификацию введена формуа ссчиавл ла ' Р ГИн а ная Дьно широкий круг спортсменов На тех, кто делает пер5trf= о «кольце», кто начинает осваивать школу вождения гоночного автомо™^™ самая «малолитражная» и з наших гоночных машин вслед за картом. Конструкция Ь 1еШочень спроста. Двигатель — мотоциклетный без наддува, рабочим объее е 350 мМСв ^£?„ . • Поскольку для формулы 4 обязательно наличие двигателя и корооки передач от серийного мотоцикла, стоимость автомобиля, а также расходы на его эксплуатацию и ремонт, к ак правило, невелики. Именно это послужило причиной быстро растущей популярности новой категории машин иза рубежом (Италия, ф ранция . Англия). В Т0вемя ?яп ? автомобили формулы 4 способны развивать максимальную скорость в 160—150 км/час. Они обладают почти всеми характерными особенностями оолее «взрослых» гоночных машин, требуют соответствующих специфических пюиv емов вождения. * Зная, какой большой интерес проявляют к машинам такого типа в автомотоклубах и спортивных коллективах, работники Таллинского авторемонтного завода задались целью вслед за «Эстонией-9» формулы 3 построить автомобиль формулы 4. Проектирование «Эстонии-15» (так назвали эту модель) началось в конце 1966 года ав прошлом ив этом году изготовлены первые партии гоночных автомобилей Что же представляет собой «Эстония-15»? Это крайне простая и нетребовательная машина, в которой использованы находящиеся в массовом серийном производстве силовой агрегат, амортизаторы н шины Ремонт «Эстонии-15» по силам автомотоклубам. Двигатель. На автомобиле устанавливается двухцилиндровый двухтактный мотоциклетный двигатель «ИЖ-Юпитер» (347 смз) в блоке с коробкой передач Он форсирован. Степень сжатия увеличена до 10,5, а один серийный карбюратор заменен двумя (марки- «Йиков» со смесительной камерой диаметром 27 мм). Мощность таким образом повышена до 30 л. с. при 6000 об/мин. Это не предельная форсировка, и, разумеется, у каждого спортсмена широкое поле деятельности для повышения мощности, мотора. . Охлаждение двигателя, размещенного за спиной гонщика, улучшают сделанные в капоте и днище машины воздухозаборники, которые направляют поток воздуха на цилиндры. т рансмиссия . Сцепление и коробка передач «ИЖ-Юпитера» остались без изменений. Поскольку валик механизма переключения передач на этом двигателе находится слева, то и рычаг переключения пришлось разместить с левой стороны. Главная передача — цепная. Подбор ее передаточного числа (в зависимости от характера трассы) облегчает комплект сменных цепных «звездочек», который придается к автомобилю. В этом случае ведомая шестерня главной передачи имеет 28 зубьев, ведущая же может быть с 15, 16, 17, 18 или 19 зубьями. Дифференциала в главной передаче нет. Рама сварена в виде пространственной фермы из труб диаметром 28 мм со стенкой толщиной 1,5 мм. Их материалом служит сталь «хромансиль» (30 ХГСА), наиболее подходящая для этих целей. Подвеска всех колес независимая с продольными реактивными штангами, позволяющими равномерно распределить нагрузки по элементам рамы. Все рычаги и тяги подвески снабжены сферическими шарнирами. В целях уменьшения неподрессоренных масс переднюю и заднюю стойки сваривают из стального листа. Упругим элементом подвески служат цилиндрические пружины, установленные соосно с телескопическими амортизаторами автомобиля «Москвич-407». Углы установки колес. Конструкцией передней подвески обеспечивается наклон шкворня вбок на8 градусов и продольный наклон на 1 градус. Эти параметры гарантируют хорошую стабилизацию управляемых колес ив то же время не приводят к заметному увеличению усилия на руле. Для гоночного автомобиля очень важным показателем является хорошая управляемость и устойчивость на поворотах. Чтобы добиться этого, надо установить отрицательный развал колес, равный (спереди и сзади) 1,5 градуса, а сход отрегулировать так, чтобы у передних колес он составлял 6иу задних — 3 мм. Колеса и шины. На «Эстонии-15» уже проверенная на прежних моделях конструкция колес, со штампованными дисками. Для удобства монтажа шин они сделаны из двух половин, стягиваемых болтами. Обода шириной 180 мм рассчитаны На покрышки размером 5,00—10, то есть такие же, к аки на мотоколясках. Давление в шинах передних колес следует поддерживать на уровне 0,7 атм, а задних — 0,9 атм. Рулевой механизм реечного типа. Оси качания шарниров тяг и верхнего рычага подвески образуют параллелограмм — это обеспечивает совпадение геометрии рулевых тяг и передней подвески. Передаточное число рулевого механизма — 10,0. Это значит, что рулевое управление автомобиля очень точное ив то жевремя «чуткое» _ для поворота передних колес «от упора до упора» требуется всего 1,9 оборота рулевого колеса. Диаметр руля — 260 мм — выбран с учетом того, чтобы обеспечить удобство посадки гонщика и управления машиной. Тормоза. На новом гоночном автомобиле применены дисковые тормоза, спроектированные и изготовленные таллинским заводом. Спереди их диски установлены на ступицах колес, сзади — н а валу ведомой шестерни главной передачи, откуда тормозной момент через полуоси передается колесам. Сами диски имеют диаметр 190 мм (спереди и сзади) и зажимаются круглыми тормозными накладками диаметром 38 мм Привод тормозов — гидравлический; для повышения безопасности У передних и задних колес — независимые системы гидропривода. Кузов автомобиля — из стеклопластика. В его передней части размещен топливный бак на 16 литров. Сиденье сделано с таким расчетом, чтобы гонщик занимал в машине полулежачее положение. Для регулировки расположения педалей в зависимости от роста водителя поперечная труба рамы, к которой приварены кронштейны педалей, может перемещаться по длине машины. Габариты и вес. Колесная база автомобиля составляет 1800 мм, а колея — .170 мм гпеоели и 1100 мм сзади. Это позволяет ему хорошо вписываться в повороты, минимальный радиус поворота - 4,7 метра. Длина и ширина «Эстонии-15» соответственН° С по?ной запра'вкой и водителем машина весит 250 - 2 60 кг: на задние колеса понхолится 51процент общего веса. Сухой вес автомобиля — не менее 180 кг. пр1ГХодится&1 процент оищ / . 1 5 » с форсированным двигателем би и < Э стония «ИЖ Юпитереf развивали максимальную скорость 150 км/час. На трассе «Невское кольцо» время прохождения одного круга составляло 1 минуту 48 секунд.13