ПОЛКУ МОПЕДОВ ПРИБЫЛОРижский завод «Саркана Звайгзне» — пионер в области производства отечественных мопедов — приступил т этом году к серийному выпуску новой модели — «Рига-4» (см. вкладку). Она пришла на смену хорошо знакомой я полюбившейся поклонникам этого вида транспорта «Риге-3». Мы обратились к главному конструктору завода В. Горняку с просьбой рассказать об особенностях конструкции «Риги-4». Подвеска осталась без изменения: Новая модель унаследовала от предпередняя телескопическая и задняя шественницы все, что завоевало прирычажная вилки снабжены пружиннызнание многочисленных владельцев моми амортизаторами, что в сочетании с педов. А те узлы и детали, которые бымягким седлом и удобным рулем позли недостаточно надежны и долговечволяет ездить подолгу, не испытывая ны или отставали от требований сегодусталости. Правда, из-за уменьшения няшнего дня, подверглись изменениям. колес пришлось немного укоротить Конструкторы при этом старались обесвилки. печить максимально возможную взаимозаменяемость новых и старых детаНа «Риге-4» применен двигатель лей. Щ-52, выпускаемый Шяуляйским заводом «Вайрас». От мотора Ш-51 мопеда Первое, что бросается в глаза при «Рига-3» он отличается прежде всего сравнении, — колеса. Они стали меньболее надежной системой зажигания ше. Это продиктовано пожеланиями (см. схему) и более эффективным возпотребителей. С каждым годом в страдухоочистителем. не строится все больше и больше магиКак показал опыт эксплуатации мостралей с совершенным покрытием. педов «Рига-3», напряженный тепловой Растет число мопедов в городах, где режим двигателя часто приводил к пеприменение машин с большими колесарегреву полости картера, где располоми не оправдано. Учитывая это, завод жен источник тока — магдино. Из-за и создал модель, наиболее подходящую этого иногда нарушалась работа систедля таких условий. мы зажигания. Более низкое, чем у прежней модеНа «Риге-4» удалось устранить этот ли, положение центра тяжести созданедостаток, применив новый генератор ет и большую устойчивость при движеГ-420 в комплекте с вынесенным высонии, особенно на поворотах. Уменьшенковольтным трансформатором. Если на ные колеса лучше сочетаются с общим «Риге-3» катушка зажигания находисилуэтом мопеда и придают ему элелась на статоре магдино МГ-102, то в гантный, если можно так выразиться, корпусе нового генератора расположеболее «собранный» вид. на только обмотка питания системы Немалую роль в создании «мотоцикзажигания, достаточно хорошо выдерлетного» облика мопеда играют и глуживающая большие температуры. Выбокие щитки, которые предохраняют сокое же напряжение, необходимое водителя от воды и грязи, отбрасываедля образования искры в свече, созмых колесами.дается в высоковольтном трансформаторе, имеющем две обмотки — низкого и высокого напряжения. Он закреплен на раме под баком, вдали от нагревающегося двигателя. Все остальные потребители тока получают питание от другой обмотки в генераторе (катушки освещения). Серьезной реконструкции подвергся воздухоочиститель. Прежде всего, он увеличился в размерах. Его пластмассовый корпус теперь состоит из двух прямоугольных коробок, частично вставленных одна в другую. В щель между ними засасывается воздух, который, проходя через пропитанную маслом набивку из капроновой нити, очищается и поступает далее в карбюратор. Одновременно с воздушным фильтром для двигателя Ш-52 был создан новый глушитель шума выпуска. Он немного длиннее и полнее старого, но зато более эффективен. Благодаря ему улучшается наполнение цилиндра (лучше использование волн давления) и уменьшается шум {выпуска отработавших газов. Последнее обстоятельство при эксплуатации мопеда в городе, как мы знаем, имеет немаловажное значение. В настоящее время завод осваивает производство нового глушителя. Двигатель Ш-52 обогатился еще одним механизмом — редуктором привода спидометра. Он встроен в левую его крышку. При установке крышки шестерня редуктора входит в зацепление с зубчаткой на вторичном валу коробки передач. Гибкий вал привода был длинным и потому недостаточно надежным. Кроме того, показания спидометра были неточны. Находясь в полости коробки передач, редуктор постоянно смазывается находящимся в картере маслом. Гибкий вал стал короче и не имеет крутых изгибов. Все это, по мнению конструкторов, должно увеличить надежность и точность работы спидометра. Таковы основные отличия нового мопеда. Первые владельцы «Риги-4» уже водят ее по различным дорогам. В скором времени они смогут в. полной мере оценить достоинства новых машин. Счастливого им пути.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМаксимальная скорость, км/час Расход топлива при скорости 25 км/час, л/100 км Сухой вес, кг Габаритные размеры (длинаширина—высота), .мм ДвигательСхема электрооборудования: 1 — центральные переключатель; 2 — синий провод; 3 — коричневый провод; - — желтый провод; 5 — лампа (А44) фары; 6 — черный провод; 7 — сигнал; 8 ,— зеленый провод; 9 — катушка освещения; 10 — помехоподавляющее сопротивление; 11 — свеча зажигания; 12 — лампа (А19) задне-. го фонаря; 13 — конденсатор; 14 — провод высокого напряжения; 15 — трансформатор; 16 — катушка питания зажигания; IV — прерыватель; 18 — белый провод; 19 — фиолетовый провод.диаметр цилиндра и ход поршня, 38X44 мм 49,8 рабочий объем, см3 2 (не менее) при 4900максимальная мощность, л. с. 5200 об/мин К-35В карбюратор 8,5 степень сжатия бензин А-72 топливо масло в смеси с топлисмазка двигателя вом в пропорции 1:20 Г-420 генератор высоковольтный трансформатор В-300 А7.5-У свеча двухдисковое, в масляСцепление ной ванне двухступенчатая Коробка передач косозубые шестерни первичная (моторная) передача роликовая цепь вторичная (главная) передача ПР-12.7 —1800—1 трубчатая сварная Рама телескопическая Передняя вилка маятниковая Задняя вилка 65X405 Размер шин, мм50 2,2 52 1850--690-970 Ш-52 — двухтактный, воздушного охлаждения встречным потоком17