8 марта—МеждународныйИнспектор дорожного надзора (г. Рига) Веема Ензена— Мы знаем, Веема, что вы очень любите мотоцикл. Не это ли привело вас на службу в милицию? — В какой-то мере — да. Я получила права водителя мотоцикла еще в средней школе. Окончив ее, два года работала оператором на Рижском заводе полупроводниковых приборов. Но это не по моей натуре, не люблю монотонности и однообразия. А уж где этого меньше всего, так на моей нынешней службе. — Улица полна неожиданностей?.. — Да. Когда-то я любила детективы. Сейчас меньше. Работа интереснее. чем иной заковыристый сюжет. — Значит, привлекла сама работа? — Конечно. Комитет комсомола завода дал направление. Стажировалась. Училась на курсах при школе милиции. — А как отнеслись дома к этому выбору? — Сначала засомневались... Но я же не одна. В нашем первом взводе отдельного дивизиона дорожного надзора 39 женщин. — И ни одного мужчины? — Как же можно? Командир взвода Андрис Казак — наша опора и защита. «отец солдатам». — Кто доставляет вам больше всего хлопот? — Если я состарюсь раньше времени (Весме сейчас 22 года—ред.), виною этому будут пешеходы... Чего только не приходится от них выслушивать. Особенно женщины «свирепствуют». — Вот видите. Мужчины, стало быть... — ...Как пешеходы, сознательнее. И — Скажите, Марина, как вы объясняете свой выбор профессии? — Еще в школе, в пионерском лагере научилась водить мотороллер — меня увлекала сама езда. А после десятилетки поступила на курсы во второй учебный комбинат. Что привлекло в шоферской профессии? Самостоятельность, смена впечатлений, «вечное движение». — Как отнеслись ваши родители к решению стать шофером? — О, тут мне пришлось выдержать бой. Первое время я даже скрывала, что учусь на шоферских курсах. Когда дома наконец узнали, то все были удивлены. Мама, та особенно противилась моему выбору. — Значит, вам знакомы рассуждения, что, мол, шоферская работа не для девушки? — Еще бы. Об этом я наслушалась и во время учебы: в группе у нас было тридцать шесть мужчин и только одна девушка. Я, как вы догадываетесь. Да и сейчас на автобазе, где работает около тридцати женщин-водителей, не все одобряют мой выбор. Даже те, кто сел за руль много лет назад, говорят: «Зря ты, Марина, пошла шоферить». Но сами-то профессию ни на какую другую не променяют. Это я знаю. — Вы сказали, что вам нравится самостоятельность в работе шофера. В чем конкретно это выражается? — Недавно мы с удовольствием узнали, что вы. Нина Владимировна, среди своих товарищей — артистов театра слывете примерным автолюбителем, со «стажем». Скажите, пожалуйста, какое место в вашей жизни отведено автомобилю? — Если считать восемь лет, которые прошли с того времени, как я окончила курсы ДОСААФ и вожу машину за «стаж», то это верно. В автомобиль вжилась, к ак вживается актер в любимую роль. Без него не представляю себя, как и без балета. Ездить мне приходится постоянно: на работу, на репетиции, по делам. Собственно, мой день начинается с автомобиля, а радости и печали, которые испытываю при этом, хорошо знакомы всем автолюбителям. Автомобиль, естественно, помогает экономить время, сохранять силы, энергию. — Что для вас сложнее: танцевать или водить автомобиль? — Сцена и машина — это несопоставимо. Труд балерины тяжелый, требующий большого физического и нервного напряжения. А после спектакля, за рулем, я отдыхаю. И конечно, от езды получаю огромное удовольствие.океанский деньменьше пререкаются. Но за рулем женщины гораздо дисциплинированнее. Тут уж мужчинам есть чему поучиться. — Ну хорошо, не будем вдаваться в детали, кто лучше... Какие общечеловеческие качества нравятся вам более всего? — Честность и справедливость. Это, пожалуй, основа, без которой не может быть всего остального. — Очевидно, это и привело вас. Веема, на подготовительные курсы Латвийски ^ университета? Вы ведь собираетесь поступать в нынешнем году на юридический факультет? — Так точно. — С точки зрения автоинспектора вся прекрасная половина рода человеческого делится, вероятно, на три категории — пешеходов, водителей и ваших коллег. Что бы вы пожелали им 8 Марта? — Обычно пешеходы-женщины, нарушив Правила, оправдываются тем, что задумались о семье. Так вот. я желаю им думать о семье еще чаще. Иначе семья может остаться без хозяйки. Идешь по улице — оглянись вокруг. Обрати внимание на окружающую тебя красоту и на сигналы светофора. Женщинам-водителям я желаю счастливого пути. Пусть их ряды растут, а их талоны предупреждений остаются в неприкосновенности. Своим коллегам я желаю счастья, успехов. благополучия в семье. Пусть им никогда не придется прибегать к самбо или стрелять — искусству, которому нас. конечно, обучили. — Наверное, в том, что многое да*?! лаешь сама. Помню, какое удовлетворение получила, когда сама сменила баллон. Сразу увереннее себя почувствовала. Подруга, которая работает в министерстве, — с бумагами дело имеет, завидует мне, моей самостоятельности. — Трудно ли работать девушке за рулем? — Первое, время было нелегко. Особенно угнетало отношение мужчин: «Девица за рулем, что она понимает?» Теперь я за себя спокойна. Бывают дни, когда и устаю: дорога плохая, машина забарахлила. А в целом все идет хорошо. Очень рада, что тружусь в рабочем коллективе, и я знаю цену настоящему труду. — Каковы ваши увлечения? — Пожалуй, больше всего люблю эстраду. Стараюсь не пропускать концерты мастеров этого жанра — наших и зарубежных. Играю в настольный теннис. А еще, конечно, люблю книги. Мечтаю поступить в библиотечный институт. Сейчас занимаюсь на подготовительных курсах. ч — Что вы могли бы пожелать девуй^" кам, вашим сверстницам? — Не чураться шоферской профессии, а если уж сел за руль — отнестись к этому серьезно. Тем из девчат, кто не боится трудного дела, пожелала бы стать водителем. — Выручала ли вас при встречах С работниками ГАИ ваша известность? — Для себя я не вижу никакого исключения ив случае нарушения правил движения, как любой водитель, готова терпеливо выслушать замечания госавтоинспектора. Ездить я стараюсь аккуратно, но в любом случае именем своим как защитной мерой не воспользуюсь. — Что бы вы пожелали, Нина Владимировна, нашим читателям, подавляющее большинство которых составляют мужчины? — Прежде чем желать, я бы хотела отметить, что мужчины-водители далеко не всегда выглядят джентльменами. Почему-то они смотрят на женщину за рулем немного свысока. Это же несправедливо. Женщины за рулем ведут себя i"-jf нее. осмотрительнее (да простят то5»ерищи мужчины эту откровенность). И пожелания мои сводятся к тому, чтобы больше было женщин-водителей. Чтобы мужчины доверяли своим женам, с правами водителя, автомобиль. И еще два слова — пешеходам без различия пола. Не нарушайте, дорогие товарищи, правила перехода улиц, не затрудняйте тем самым движение, не создавайте опасных ситуаций.Водитель 23-й автобазы Управления торгового транспорта Главмосавтотранса Марина ПотаповаСолистка балета Большого театра, народная артистка СССР Нина Тимофеева