10
11
Многие десятки километров приходится преодолевать по колымской тайге водителю совхоза «Ольский» О. Сидорову с продовольствием и почтой для пастуховоленеводов.Круглосуточно дежурят на колымской трассе работнини ГАИ.И-В стречиЗемля эта особая. Суровая, скованная вечной мерзлотой. Она хранит в своих недрах сказочные богатства. Золото, алмазы, вольфрам... Но не с драгоценных металлов ^начинается Якутия и Колыма. Здесь все берет начало с автомобильных (дорог.нас евер«обыденных» случаев немало в трудовой биографии Анатолия Орлова и других шоферов Колымы. Потому здесь так свято соблюдаются писаные и неписаные законы дороги, так много делается, чтобы облегчить работу водителей. Забуксует на крутом подъеме машина — все бегут с песком ее выручать. Остановится водитель — ни один не проедет мимо , если надо, отдаст все, чтобы помочь попавшему в беду товарищу. А в дни, когда разгуляется пурга, днем и ночью на трассе работают дорожники, посыпая песком и гравием опасные участки, мечутся по дороге «газики» ГАИ, разводя заторы, выискивая тех, кто нуждается в помощи. Уважают и ценят здесь труд шофе ­ ров. Через каждые 100—150 километров столовые, работающие круглосуточно. Устал водитель — пожалуйста, гостиница, где ему выдадут пижаму, предложат горячий душ и постель с белоснежными хрустящими простынями. А если есть необходимость, машину осмотрит опытный механик. Это забота о здоровье шофера, о безаварийности на колымской трассе. Возле такой вот гостиницы мы и простились с Анатолием Орловым. Мне нужно было возвращаться в Магадан, а он спешил дальше на север, в свой далекий Омсукчан.Живая нить КолымыЧтобы познакомиться с Колымой, нужно проехать по знаменитой колымской трассе — самой северной дороге нашей страны. Один конец ее упирается в Охотское море, в бухту Нагаева, на берету которой широко раокинулся красавец Магадан. А другого конца, пожалуй, нет. Трасса, как река с уходящими в разные стороны рукавами, связывает разбросанные на огромной территории поселки, угольные шахты, золотые прииски. День и ночь, в пургу и лютую стуж у идут по ней машины, груженные продовольствием, топливом, оборудованием для строителей Колымской ГЭС, геологов, шахтеров и старателей. Трасса эта — главная кормилица здешнего края. ...Дорога вьется меж крутых сопок, поросших редкой тайгой. Их вершины, кажется, подпирают низкое белесое небо. З ИЛ то с надрывом стонет, взбираясь по серпантинам на очередной перевал, то мирно урчит на крутых спусках. 8 кабине, обитой толстым войлоком, тепло и уютно. Позади уже многие километры, но все с таким же удивлением слушаешь рассказ о сегодняшнем дне Колымы, о ее тысячекилометровой трассе, о трудных буднях местных шоферов. М ой попутчик — водитель Анатолий Ор ­ лов уже много лет работает здесь, род ом он из Ивановской области, шофера скому делу научился в Ковровском автомотоклубе ДОСААФ . Сейчас везет продовольствие в поселок Омсукчан, что в 600 километрах от Магадана. К аки любой местный водитель, Анатолий отлично знает этот северный край. Вот поселок Палатка. Когда-то здесь была база геологов, размещавшаяся в палатке, теперь выросли благоустроенные дома, но название сохранилось. Возле самой дороги высятся горы досок — это начинается строительство нового поселка рядом с только что открытым месторождением рудного золота. Еще одно название — Атка. Так шоферы окрестили местечко, где находилась первая на Колыме АТК — автотранспортная контора. А навстречу непрерывным потоком идут машины разных марок и назначения — автопоезда, рефрижераторы, бензовозы, автобусы. Все в этой доро ­ ге — и память о тех, кто прокладывал здесь первые тропы, и удивительная новь, преображающая суровый край благодаря мужеству и упорству людей. — 'Побывал я недавно у себя на родине, — рассказывает Орлов. — Думал даже остаться там. Но заскучал. И отпуск не догулял, вернулся сюда. Приросли мы к Колыме. На дороге здесь всякое бывает. Потому и шофера тут — народ особый. Всякое бывает... Только говорят об этом неохотно, как о чем-то простом и обыденном. К ак приходилось, например, преодолевать белые километры вше ­ стидесятиградусные морозы, крутить баранку и одновременно подкидывать уголек в «буржуйку», установленную прямо в кабине. Как не раз на перевалах невесть откуда принесшаяся пурга целик ом погребала автомобиль под плотным снегом, и приходилось ждать, пока прибудут бульдозеры со спасателями. Таких4Белые километры зимниковНеясные, трепещущие на ветру блики костра выхватывают из ночи серые контуры брошенного зимовья, увенчанного огромной снежной шапкой. В котле закипает вода, и через несколько минут пельмени, знаменитые сибир-Ч10 Срочный заказ на пельмени — значит собираются в дальний рейс по зимникам водители автомобильного предприятия «Аямтранс».Идет техника на один из золотых приисков Якутии. Почти месяц придется провести в дороге водителям этой автоколонны.Фото В. Тетери наН ЫXт рассахпочти на берегу моря Лаптевых — больше трех тысяч километров. Почти месяц уходит на такой рейс. И на каждом шагу опасность. То в снегу застрянешь, то машина откажет. А еще хуже — наледь. Скованные льдом реки нет-нет, да и выплеснут на поверхность находящуюся под огромным давлением воду. Наледь всегда неожиданна: за считанные секунды все окрест покрывается водой, в густом пару теряешь ориентировку. Промедлил — и автомобиль прочно вмерзает в лед. Тут уж самому не выбраться. — Косько едет обычно первым, — говорит Борис Гаранин. — Он выбирает путь, находит надежные объезды. Что-то спортивное есть в его характере. Не раз попадали в наледи, и он мгновенно принимал верные решения, выбирался на твердую дорогу. В таких случаях только успевай за ним. .Много друзей у Гаранина и Косько на якутской земле. Это врачи из профилактория «Аямтранса», перед каждым рейсом внимательно осматривающие водителей, это инспекторы ГАИ из Усть-Неры, одного из которых Гаранин и Косько спасли на зимнике, это многие водители, не раз приходившие на помощь моим новым знакомым. Нигде, наверное, не ценится так тепло, как здесь. И жар от .костра, у которого мы сидим, а главное — тепло дружбы, взаимовыручки, внимания, помогающее осваивать бескрайные просторы Севера нашей страны. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем» Магадан — Янутскские пельмени, будут готовы. Я понимаю, костер этот больше для экзотики: удобнее воспользоваться газовой плиткой, которая осталась в машине. Просто Косько и Гаранин — два Бориса, два неразлучных друга демонстрируют с некоторой долей картинности один из эпизодов своих странствий по дорогам Якутии. Встретились они еще на колымской трассе. Косько приехал двенадцать лет назад из Хмельницкого, Гаранин — из Куйбышева. А теперь, вот уже семь лет работают в Якутии, на автомобильном предприятии «Аямтранс», которое базируется в Алдане. Оба — шоферы первого класса, наездили многие тысячи километров и по трассе Невер—АлданЯкутск (основной автомобильной магистрали Якутии), и по бесконечным зимникам. Как и на Колыме, здесь нет железных дорог. В летнее время грузы доставляются по реке Лене, а зимой только автомобиль да авиация поддерживают связь с городами и поселками. Вот и сейчас Косько и Гаранин отправились в далекий путь по зимникам. Два ЗИЛ-130 с прицепами, каждык везет 12 тонн груза — для рабочих прииска Амга. Пробираться придется по руслам замерзших рек, где порой многие километры не встретишь ни поселка, ни зимовья. Поэтому все что можно захватывается с собой: запасные части, горючее и, конечно, еда — мороженые пельмени, вареники, борщ, приготовленные заботливыми руками кулинаров из «Аямтранса». Едут они всегда вдвоем. Во-первых, веселее, а во-вторых, одному легко подпасть в беду. Поездки 'иногда приходится совершать сверхдальние. От Невера, например, до прииска Кулар, чтоГруз, который везет этот КрАЗ, особый — золотоносная руда.