щик, что любит, чем интересуется, помимо спорта, как, одним словом, ж и ­ вет — куда более важные качества остались незамеченными. Еще хуже, когда сами тренеры оказываются нарушителями спортивной этики. На первенстве страны минувшего года по картингу среди юношей в Вильнюсе наставник команды Ленинградского СТК «Северянин» Э. Шульман был разоблачен судьями, что называется, в нечестной игре: заявлял он одного гонщика, а на старт послал другого. Теперь благодаря ему юные картингисты полагают, что в спорте возможны различные ухищрения. Безобразную картину пришлось наблюдать в прошлом сезоне и любителям спидвея Владивостока во время встречи их родной команды с «Локомотивом» из Даугавпилса. Гости вдруг прекратили соревнование и демонстративно начали мыть мотоциклы, явно намекая соперникам и многочисленным зрителям, что намерены покинуть стадион. К этому их призвал представитель «Локомотива» Ю. Герасимов, которому показалось, что судья неправильно определил виновника падения одного из гонщиков. Хорошо известна у нас команда «Автомобилист» (Элиста). Много приятных минут доставляет она всем любителям мотобола своей интересной и зажигательной игрой. И заслуга в этом тренера команды В. Кондратенко, разработавшего и внедрившего в жизнь оригинальные тактические новинки. И тем не менее Федерация мотоспорта СССР серьезно обеспокоена взглядами В. Кондратенко на спорт, его неуважительным отношением к соперникам, поступками, в которых невооружэнным глазом виден голый практицизм. iB 1971 году, добившись победы-в чемпионате, «Автомобилист» решает не выступать в последнем матче в Риге. Зачем ехать так далеко, считает Кондратенко, дело сделано, результат встречи нас не интересует. Рижане тем временем готовились к игре как к празднику — ведь приезжает чемпион, а это большое событие для местных зрителей. И вот совсем свежий пример из прошлогоднего первенства. «Автомобилист» в Феодосии, матч со «Спартаком». Тяжелое, размытое дождями поле. Кондратенко не просит, нет, требует, чтобы встреча не состоялась. Нечего зря грязь месить, заявляет он, сразу запишем поражение «Спартаку» со счетом О : 3, это наилучший результат для него: ведь если будем играть, то забьем куда больше мячей (для справки: «Автомобилист» выиграл встречу с большим трудом 3 : 2). Что же вынесут из этого торга члены команды? Сейчас автомотоспорт в нашей стране бурно развивается, в ряды участников соревнований вливаются новые, делающие пока первые шаги на стремительных трассах гонщики. Они хотят так же умело водить автомобиль, как это делают С. Брундза и В. Мосолов, с такой же скоростью мчаться по дорожкам треков, как Г. Кадыров и В. Пазников. И очень важно, чтобы молодые гонщики сразу же поняли, что спорт — это не только аплодисменты зрителей, пьянящая голову слава. Спорт прежде всего — тяжелый повседневный труд, сознание огромной ответственности за свои поступки и действия, рыцарское отношение к соперникам. Помимо водительского мастерства каждый должен осознать, наконец, свое .моральное право садиться за руль гоночного автомобиля или мотоцикла. Право быть спортсменом, которому, выпуская на трассу, доверяют жизнь других участников. На последнем чемпионате страны по шоссейно-кольцевым автогонкам потерпел аварию москвич Ю. Андреев. Не без помощи соперника, который рвался к финишу, «расталкивая всех локтями». Судьи и тренеры не успели заметить номер нарушителя. А сам он не нашел силы и мужества после гонок назвать себя, признать вину. Так и не выяснили его фамилию. А у всех участников остался горький осадок от этого инцидента, заронившего зерно недоверия друг к другу. Наивно думать, что зрители, многие тысячи людей, приходящие на соревнования, не знают об этих случаях, о нарушителях спортивной этики. Ведь они многое видят, они полноправные участники любого состязания. Но всегда ли проявляется забота о них, о том, чтобы каждый зритель, уходя со стадиона, трека или гоночной трассы, что-то приобрел в душе, серьезно приобщился к прекрасному миру спорта. И в этом деле ничего не нужно выдумывать и изобретать. Просто руководствоваться прописными истинами, давно признанными во всех видах соревнований. Не продавать, например, на спортивных аренах ив ближайших от них магазинах водку и другие крепкие напитки в день гонок, на версту не подпускать к микрофону радиокомментатора, который призывает болеть только за «своих» и предвзято объясняет действия судей. Не должно быть на наших стадионах и трассах апелляции спортсменов к зрителям, подвыпивших болельщиков, готовых «навести порядок» в судействе и помочь своим любимцам. И не будет тогда фактов, подобных тому, когда Федерации [мотоспорта пришлось разбираться в причинах, говоря языком милицейского 'протокола, нанесения побоев игрокам команды «Кубань» и з Усть-Лабинска во время их матча в Вознесеноке (Николаевская область). Пусть не сложится у читателей впечатление, что речь здесь шла о вещах обычных, повседневных для нашего автомотоспорта. Такие случаи, к счастью, редки. И все же они есть. А это значит, что не все спортсмены, тренеры, судьи, организаторы соревнований понимают ту огромную воспитательную роль, которая заключена в их выступлениях, в работе. Не в распределении медалей и мест на пьедестале почета главный смысл любого спортивного события. Спорт привлекает к себе прежде всего тем, что воспитывает высокие моральные качества, что излечивает от духовной и физической дистрофии. Здесь можно и проиграть, но проиграть достойно, отдав борьбе все силы и умение. И добиться значительно большего — уважения, признательности новых друзей за минуты и дни общения. Как сказано в том письме, присланном советским мотоциклистам — участникам шестидневных международных соревнований. Н. ГЛУМОВ, председатель Всесоюзной коллегии судей по автоспорту, Г. АФРЕМОВ, председатель Всесоюзной коллегии судей по мотоспортуПо письму приняты мерыЖитель Петрозаводска А. Солнцев прибыл с сыном в отпуск в г. Мичуринск Тамбовской области. Отсюда им предстояло проделать путь еще в 50 километров — до поселка Дмитриевка. Автобус ушел пятью минутами раньше. Ж дать . следующего надо было несколько часов, и пассажиры решили воспользоваться такси. Шофер сразу поставил условие: заплатишь 25 рублей — повезу. Подошли к другому водителю — и он заломил несусветную сумму. Между прочим, такой же торг происходил на стоянке ис другими пассажирами. Видя такое дело, А. Солнцев решил попросить помощи в диспетчерской. Не тут-то было. Ответ диспетчера, назвавшейся Ивановой, был краток: надо — поедете. Не найдя управы на рвачей, гости вынуждены были дождаться автобуса. Однако и здесь продолжались нарушения. Когда часть пассажиров вышла на очередной остановке, в поселке Юрловка. водитель почему-то потребовал проданные уже в дороге билеты обратно. То же самое, по словам А. Солнцева, наблюдал он и на обратном пути — от Дмитриевки до Мичуринска. Шофер автобуса получал деньги за билеты полностью, а билеты выдавал кому на половину, кому на треть полученной суммы. Письмо редакция направила в Мичуринское автотранспортное предприятие. Как сообщил нам директор этого предприятия А. Стрельников, «жалоба была разобрана на двух бригадных собраниях легковых такси и на общем собрании работников автовокзала». Факты признаны правильными. Руководством предприятия было принято решение о 15-дневной проверке работы пригородных автобусов и легковых такси. На маршруте Мичуринск — Дмитриевка автобус ПАЗ-052 заменен более вместительным ЛиАЗ-158. Выявленные нарушители финансовой дисциплины наказаны . Дежурным дис петчерам центральной диспетчерской и линейного пункта строго указано на бездушное отношение к пассажирам. Администрация автопредприятия благодарит А. Солнцева за то, что он не оставил без внимания фактов нарушения в обслуживании пассажиров и сообщил о них. Наш читатель П. Полищук из г. Хмельника Винницкой области сообщил, что на станции технического обслуживания в Виннице часто нарушается очередность приема автомобилей, ремонт проводится небрежно, не в полном объеме. Как сообщил нам директор станции Л. Сивко, замечания автолюбителя справедливы. Принимаются меры к улучшению работы. Установлен контроль за соблюдением очередности. Для повышения квалификации работников станции введены регулярные занятия по изучению особенностей конструкции и обслуживания автомобиля «Жигули». В течение недели такие занятия проводил передвижной учебный автокласс, специально приглашенный из Тольятти. В мастерской № 1 имеется полный набор плакатов по всем узлам и деталям автомобиля ВАЗ-2101. На постах обслуживания вывешен перечень необходимых работ для каждого исполнителя — моториста. электрика, слесаря по ходовой части. В каждом заказе-наряде на обслуживание исполнители расписываются, удостоверяя качество и полный объем работ. Если поступает жалоба, можно точно узнать, кто допустил брак. Такой случай рассматривается, виновные наказываются, в том числе лишением премии.ПОПРАВКА В номере 1 журнала за 1973 год на вкладке в схеме электрооборудования «Моеквича-412» допущена ошибка. Знаки « + » и «—» на выводах аккумуляторной батареи следует поменять местами (с «массой» должен быть соединен отрицательный вывод). Редакция приносит извинения читателям.19