Два выступления на одну темуПо данным наблюдений, при такой системе значительно меньшее число водителей въезжает на перекресток во время подачи красного сигнале, чем там. где применяются только немигающие огни. Вместе с тем увеличение в экспериментах продолжительности желтого сигнала привело к росту аварийности. Следует заметить, что эти вопросы весьма актуальны для наших условий движения: ведь иу нас некоторые специалисты считают нецелесообразным применение зеленого мигающего сигнала. хотя первые опыты в Москве были успешными. В ГДР разработан нормативный материал, позволяющий правильно выбрать размеры надписей и символов на дорожных указателях и знаках в зависимости от скорости движения на данном участке дороги. Предусмотрено восемь стандартных размеров, причем минимальная высота букв составляет 140 мм. Заслуживает внимания сообщение представителя ФРГ об исследованиях условий безопасности проезда нерегулируемых перекрестков. Получены убедительные данные о необходимости самого серьезного внимания к размещению знака «Пересечение с главной дорогой». Его надо ставить так, чтобы он был виден всем водителям. В этом отношении хорошие результаты дало применение консольного крепления знаков над полосой движения. Как сообщил докладчик, в ФРГ уже разрабатывается директивный материал по креплению знаков над до рожной полосой. Советские специалисты выступили с тремя докладами: «Безопасность движения и дорожные условия» (профессор В. Ф. Бабков), «Создание системы автоматизированного управления движением в Москве» (инженер В. Н. Репин).-«Предрейсовый медицинский осмотр водителей в автотранспортных предприятиях» (инженер А. П. Антипов). Участники симпозиума познакомились с некоторыми транспортными узлами Будапешта и примерами внедрения венгерских и зарубежных технических средств для регулирования движения. За последние годы размеры дорожного движения в столице Венгрии необычайно выросли. и очень многое сделано для улучшения его организации. В частности, хорошо продумана система установки светофоров, дополнительные боковые секции в большинстве случаев заменены полными светофорами на каждое разрешенное направление. Думается, что в наших городах следует использовать опыт венгерских друзей, ибо дополнительные секции светофоров в темное время суток плохо видны. В Будапеште широко применяются пешеходные светофоры, в которых также предусмотрено мигание зеленого сигнала в конце фазы . Много внимания уделено информации водителей об основных маршрутах движения, причем указатели стоят не только на дорогах, но и на всех площадях в центре города. Принятое на симпозиуме решение подтвердило необходимость комплексного подхода к проблеме «человек — автомобиль—дорога». В то же время в нем подчеркивается. что всесторонняя работа по воспитанию участников движения остается самой сложной и важной задачей, и потому рекомендуется следующий. четвертый, будапештский симпозиум посвятить только «человеческому фактору». Среди отдельных рекомендаций, записанных в решении, следует упомянуть такие, которые, к ак представляется, особенно актуальны для условий движения в нашей стране: настойчивее внедрять ремни безопасности, быстрее выработать нормы продолжительности пребывания водителей за рулем, создать более эффективные пособия для обучения поведению на дорогах всех участников движения и, наконец, усилить специальную психологическую подготовку водителей. Оценивая результаты симпозиума в целом, необходимо отметить его безусловно положительное значение, которое проявилось прежде всего в деловых контактах специалистов ив широком обмене мнениями и опытом. Г. КЛИНКОВШТЕИН, доцент Московского автомобильнод орожногоинститута , кандидат технических наук Уже много лет я ежегодно прохожу технический осмотр и замечаю, что в последнее время это важное мероприятие приобретает какой-то формальный характер. Случается, что автомобиль даже и не осмотрят как следует, а вся процедура ограничивается отметкой в его паспорте в обмен на квитанцию об оплате техосмотра. Между тем владелец личного автомобиля или мотоцикла, за редким исключением. малосведущ в технике. Он слабо знает устройство машины и правила ее эксплуатации, не умеет своевременно обнаружить неисправность. Для таких людей крайне нужен самый тщательный технический осмотр транспортного средства, иначе резко возрастает опасность аварии с тяжелыми последствиями. Надо принимать какие-то меры. Может быть, обязать всех владельцев машин ежегодно проходить ТО-2 на станциях технического обслуживания или проводить технический осмотр на специальных диагностических пунктах? Ж итомирская область, П. КОЛОМЕНСКИЙ, t г. Коростель автолюбительНЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, А ПО ПРИБОРАМТехническое состояние автомобиля — важнейший эксплуатационный показатель. От него зависит многое, в том числе и жизнь людей. Неисправная машина таит угрозу не только для ее экипажа, но и для всех остальных участников движения. Опасность усугубляется тем. что нередко неисправный автомобиль внешне ничем не отличается от находящихся в безупречном техническом состоянии, а водитель не подозревает о возникшей неисправности. И таких машин немало. Они. например, составили половину из числа проконтролированных передвижной лабораторией Харьковского автодорожного института. Недаром одним из важнейших мероприятий в борьбе с аварийностью является годовой технический осмотр. Насколько эффективно это средство? Автохозяйства и большинство индивидуальных владельцев машин основательно готовятся к техническому осмотру: разбирают и проверяют ответственные узлы и детали, уделяя особое внимание рулевому управлению и тормозам, устраняют обнаруженные неисправности, тщательно регулируют и чистят машину. Это служит серьезной гарантией от неприятностей в будущем. Но бывает, что на техосмотр представляют заведомо неисправные автомобили. К сожалению. такой расчет на авось нередко оправдывается. Причина в том, что члены технической комиссии, скажем, автопредприятия вынуждены решать просто невыполнимую задачу. Они должны из огромной массы машин выделить неисправные, непригодные к эксплуатации автомобили и все это за 10—15 минут, без помощи какихлибо приборов или технических средств, на глаз, на слух, полагаясь на интуицию и личный опыт. Не в лучшем положении и инспектор ГАИ, к которому в один день могут пожаловать сто индивидуальных владельцев, а в другой — ни одного. А в ближайшем будущем станет еще труднее. Автомобильный парк быстро растет, и у контролера все меньше минут остается для осмотра каждой конкретной машины. Сложившаяся ситуация заслуживает самого серьезного внимания. Возьмем несколько наиболее важных показателей технического состояния автомобиля: мощность двигателя, состав отработавших газов, тормозные качества, состояние рулевого управления, и поглядим, как они контролируются при техосмотре. Мощность не измеряется совсем. А между тем от того, насколько фактическая мощность двигателя соответствует номинальной, зависят многие эксплуатационные факторы, и в том числе связанные с безопасностью движения. Состав и цвет отработавших газов. Контролируется только цвет выхлопа. Между тем. учитывая все возрастающую опасность отравления атмосферы городов продуктами сгорания автомобильного топлива, важнее установить не цвет, а токсичность. А такая оценка без специальных газоанализаторов невозможна. Их отсутствие порождает жаркие споры с технической комиссией, которая не может защитить свою точку зрения ничем, кроме категорического утверждения. Тормозные качества автомобиля проверяются разгоном и торможением на ровной сухой площадке. При этом основным показателем исправности служат следы заблокированных тормозами колес. Однако это несовершенный метод. Трудно проконтролировать скорость машины перед началом торможения, поэтому весьма сомнительным оказывается определение эффективности по длине тормозного пути. Кроме того, такой контроль не позволяет установить синхронность блокирования колес, особенно у трехосных автомобилей, не проверяется сила нажатия на педаль, не определяется время срабатывания тормозов. Техническое состояние рулевого управления тоже оценивается субъективно, по люфтам в сочленениях и по суммарному люфту рулевого колеса. Все это приводит к тому, что многие автомобили пропускаются неисправными. А часть машин, прошедших «на пределе», через некоторое время также становятся неисправными. Не исключены ошибки и обратного порядка: технически исправные автомобили могут быть забракованы, так как их параметры «кажутся» недопустимыми. В чем же выход из положения? В применении контрольно-диагностических средств. Они позволяют измерять мощность, расход топлива, тормозную силу и время срабатывания тормозов каждого колеса, многие другие характеристики. Существуют переносные приборы, позволяющие производить анализ отработавших газов буквально за считанные секунды, контролировать светотехнические параметры и углы установки фар . получать полные характеристики работы разных систем двигателя. Технические комиссии и работники ГАИ. вооруженные такими диагностическими приборами, смогут более полно решать поставленные перед ними задачи, влияние субъктивных ошибок будет исключено. Однако как обеспечить множество технических комиссий необходимыми диагностическими приборами и стендами, когда их выпуск еще не удовлетворяет спроса? Самый простой выход — проводить годовые технические осмотры с помощью станций и пунктов диагностики, которые уже есть на автотранспортных предприятиях. В перспективе для проверки технического состояния автомобилей необходимы передвижные лаборатории. Они найдут применение ив периоды между техническими осмотрами, для оперативных инспекционных проверок на дорогах. Это позволит держать под постоянным контролем эксплуатируемый парк машин. Экспериментальная модель подобной лаборатории для проверки легковых автомобилей создана в Харьковском автомобильно-дорожном институте. Это автомобиль ГАЗ-69 с энергетической установкой и комплексом измерительной аппаратуры и прицеп. на котором смонтирован стенд с беговыми барабанами. Там, где еще нет станций диагностики или специальных комплексов измерительной аппаратуры, надо срочно оснащать ГАИ и автопредприятия переносными газоанализаторами, люфтомерами, газовыми счетчиками, приборами для проверки фари другими средствами контроля за техническим состоянием автомобилей. Бесспорно, что проведение мероприятий по внедрению диагностических средств при техническом осмотре потребует определенных затрат, заставит пополнить состав технических комиссий специалистами более высокого уровня. Но ведь это даст возможность значительно уменьшить число автомобилей, эксплуатируемых с неисправностями, и сократит дорожно-транспортные происшествия по техническим причинам. Д. ФРАНЧУК, и нженертехнического отдела автотранспортногопредприятия № 1 «Киевгорстройтранса».*£, Щ^.-. ||fc, ~28