22
23
Изучаем новые Правила дорожного движенияРЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИПод регулируемым подразумевают такой перекресток, на котором порядок движения определяют не сами водители, а сигналы светофора или регулировщика. Добавим к этому, что и знаки, которые на нерегулируемых перекрестках устанавливают право проезда (2.15 «Проезд без остановки запрещен», 1.6 «Пересечение с главной дорогой», 1.4 «Пересечение с равнозначной дорогой», 1.5 «Пересечение со второстепенной дорогой» и 4.1 «Главная дорога»), в этих условиях не действуют, как и другие признаки главной дороги. Мы рассмотрим здесь особенности проезда регулируемых перекрестков в соответствии с новыми Правилами и для наглядности приведем примеры. На рисунках цифры указывают порядок проезда. Правила дорожного движения установили отныне единое для всех транспортных средств значение сигналов светофора. Поэтому на перекрестках, где движением управляет светофор, его разрешения или запрещения одинаковы как для трамвая, так и для других транспортных средств. Однако при равном праве на движение трамвай имеет преимущество перед остальными и независимо от направления движения проезжает перекресток первым. Как ив том случае, когда сигналы регулировщика совпадают по значению для трамвая и нерельсогаых транспортных средств. При движении трамвая в направлении, указываемом стрелкой в дополнительной секции, включенной одновременно с •красным сигналом светофора, водитель трамвая никаких особых преимуществ не имеет и подчиняется общему принципу — уступает дорогу транспортнымПример 2. Движение на перекрестке регулируется светофором с дополнительной секцией. При включении стрелки «направо» одновременно с красным сигналом в данной ситуации за трамваем сохраняется преимущество только перед транспортным средством, поворачивающим направо. Поэтому водитель трамвая должен уступить дорогу транспортному средству, проезжающему перекресток с другого направления. Следовательно, первым проезжает перекресток грузовик, затем трамвай ив последнюю очередь — легковой автомобиль.Пример 1. Движение на перекрестке регулируется светофором без дополнительной секции. При включении зеленого сигнала трамвай и автомобиль получают право на движение. Однако в соответствии с пунктом 103 Правил преимуществом пользуется трамвай. Водитель автомобиля может выехать на перекресток, но продолжит движение в прямом направлении только после того, как трамвай повернет налево.средствам с других направлений, кроме, понятно, движущихся попутно с ним на включенную стрелку. В соответствии с пунктом 13 Правил, независимо от сигналов светофора, все водители обязаны, конечно, уступать дорогу транспортным средствам, подающим специальные звуковые и световые сигналы ((«скорая .медицинская помощь», пожарные и другие автомобили, оборудованные сипналом типа «сирена» и 'проблесковым маячком), а также (сопровождаемым патрульными (автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции. Необходимо иметь в виду, что Правила дорожного движения запрещают въезжать на перекресток даже при разрешающем сигнале светофора, если впереди образовался затор. В такой ситуации водители должны дожидаться возможности проехать перекресток безостановочно у линии (таблички) «Стоп», в если ее иет — перед перекрестком, не создавая помех пешеходам. Так же во- Пример 3. На простом четырехстороннем перекрестке при отсутствии на пути движения водителя линий (табличек) «Стоп» он выезжает с перекрестка независимо от сигналов светофора на выходе.должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофо ра на выходе с перекрестка. Однако если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути движения, имеются линии (таблички) «Стоп», водитель должен руководствоваться сигналами каждого светофора». В простейшем случае на пересечениях узких ; ) й цв центре устанавливают один четырехсторонний светофор, который обеспечивает попеременный пропуск транспортных потоков с разных направлений. При большой ширине перекрещивающихся дорог обычно устанавливают четыре светофора, располагая их по углам перекрестка. Они работают синхронно и как бы повторяют сигналы одного центрального светофора, который и заменяют. При такой схеме установки светофоров водитель, въезжая на перекресток для поворота налево при зеленом сигнале, на выезде с перекрестка будет, конечно, видеть перед собой красный сигнал. Но он к нему никакого отноше-дители должны останавливаться при запрещающем сигнале светофора или регулировщика. Поворачивая налево или направо, водители должны пропускать пешеходов, которые переходят проезжую часть той улицы или дороги, на которую поворачивает транспортное средство. Водителям, которые при включении желтого сигнала (после зеленого) или при поднятой вверх руке регулировщика уже не могли бы безопасно остановиться перед перекрестком, Правила в виде исключения разрешают дальнейшее движение. Сделано это в связи с повышением скоростей на городских магистралях и ростом наездов на неожиданно остановившееся перед перекрестком транспортное средство. Однако водители должны понимать, что проезд перекрестка в такой ситуации всегда сопряжен с опасностью, а потому быть предельно осторожны. Пункт 106 Правил устанавливает, что «...водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора,Пример 6. На перекресток въехал для разворота автомобиль с прицепом. К моменту смены сигналов светофора, когда открылось движение в поперечном направлении, водитель этого автомобиля не успел закончить маневр. Согласно пункту 107 другие водители, которым разрешено движение через перекресток, обязаны предоставить возможность водителю автопоезда завершить разворот.N#Пример 5. В ситуации, показанной на схеме, в соответствии с пунктом 107 Правил преимущественным правом пользуетря водитель трамвая. Легковой автомобиль, поворачивающий налево, въезжает на перекресток, пропускает трамвай попутного направления, машину, движущуюся со встречного направления прямо или направо, и только после этого заканчивает маневр.шПример 4. На сложном перекрестке при наличии на пути движения линии (таблички) «Стоп» водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора. Поэтому, въехав на данный перекресток по зеленому сигналу, водитель должен стоять у линии «Стоп», пока в светофоре на выходе с перекрестка включен красный сигнал.ния не имеет. Правила, имея в виду подобную ситуацию, специально подчеркивают право водителя на завершение намеченного маневра (с соблюдением требований пункта Ю5 в отношении пешеходов), независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Когда перекресток имеет сложную конфигурацию (пересечение с несколькими проезжими частями, бульвар, площадь и т. п.), возникает необходимость в более сложных схемах организации движения — с поэтапным пропуском транспортных средств в определенных направлениях. Поэтому в местах, где водитель должен останавливаться перед светофорами, наносят линии «Стоп» или вывешивают таблички «Стоп». В этом случае водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на пути его движения светофора и при появлении запрещающего сигнала остановиться у линии (таблички) «Стоп». Поворачивал налево или |разворачиваясь по зеленому сигналу светофора без дополнительной секции, водитель не-релысового транспортного средства выезжает к центру перекрестка и, пропустив транспортные средства, движущиеся со встречного направления прямо и направо, а также трамвай попутного направления, завершает маневр, даже если произошла смена сигналов. В отличие от старых, новые Правила требуют от водителей, движущихся с поперечного направления, уступить ему дорогу независимо от сигналов светофора. Перед перекрестками, на которых установлены светофоры с дополнительнымы секциями, полосы движения, как правило, имеют разметку в виде «направляющих стрел», дополняемую дорожными знаками 4.8 «Направления движения по полосам». При отсутствии таких стрел или знаков перекресток можно проезжать в прямом направлении по любой полосе, которую разрешается занимать данному транспортному средству. Таким образом, при включенных дополнительных секциях и зеленом сигнале светофора можно двигаться через перекресток в прямом направлении и по крайним полосам. Если же левый или правый повороты выполняются на стрелку с красным сигналом светофора, положение несколько меняется. В таком случае водитель, намеревающийся двигаться в прямом направлении, оказавшись в момент включения красного сигнала на крайней левой или правой полосе, может ожидать здесь зеленого сигнала, если позади него нет транспортных средств, движущихся на поворот. Если же он стал помехой на их пути, то обязан немедленно освободить полосу, выехав с нее в направлении, указанном включенной стрелкой. Следует подчеркнуть, что когда повороты регулируются дополнительной секцией, то запрещающим сигналом для водителей транспортных средств, намеревающихся совершить поворот, будет выключенная секция, хотя в светофоре в это время может гореть зеленый сигнал. М. АФАНАСЬЕВ, член Межведомственной комиссии по Правилам дорожного движения23