Уважаемая редакция! В журнале «За рулем» № в за 1972 г. опубликован материал «О порядке выдачи автомобилей с ручным управлением». У меня и моих товарищей-инвалидов возникли дополнительные вопросы. Хотелось бы знать: какой существует порядок выдачи мотоколясок и почему не всем дают автомобили с ручным управлением? Н. Корниенко, г. Тальное Черкасской областиВозвращаясь к напечатанномуЭто не единственное письмо такого рода, полученное после опубликования упомянутого материала. Авторы их затрагивают в общем одни и те же вопросы. Мы попросили ответить на них старшего инспектора Управления трудового и бытового устройства инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР А. А. АБРАМОВА. Наше государство проявляет особую заботу о воинах, потерявших здоровье при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы. Одной из форм проявления заботы об инвалидах войны, лишившихся ног в результате полученных на фронте ранений, является обеспечение их за счет государства специальным транспортом — автомобилями «Запорожец» с ручным управлением и мотоколясками. Действующим Положением предусмотрено, что инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним инвалидам из числа военнослужащих при наличии установленных медицинских показаний выдается через каждые семь лет (вместо 10 лет, как это было ранее) бесплатно без права продажи и передачи один автомобиль «Запорожец» с ручным управлением. Критерием медицинских показаний на бесплатное получение автомобиля являются ампутация обеих ног или одного бедра, а также другие тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата. Инвалидам войны, у которых ампутирована одна голень, выдается бесплатно (сроком на пять лет) мотоколяска, и в течение этого срока эксплуатации делается один раз бесплатный капитальный ремонт за счет средств органов социального обеспечения. Некоторые товарищи из числа инвалидов войны ошибочно считают, что если ранее они получали мотоколяски, то теперь им должны давать бесплатно автомобили «Запорожец*. Это не совсем так. В 1969 году был расширен Перечень медицинских показаний на получение автомобиля. В связи с этим инвалиды Отечественной войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, получивших до указанного времени бесплатно мотоколяски или купившие- по льготным ценам легковые автомобили с ручным управлением, могут получить бесплатно автомобиль «Запорожец» с ручным управлением только при определенных условиях. Во-первых, лишь после окончания установленного пятилетнего срока эксплуатации мотоколяски или по истечении семи лет с момента получения автомобиля. Во-вторых, если трудовыми экспертными комиссиями у них установлены в соответствии с новым Перечнем медицинские показания на получение автомобиля. Напомним, автомобили и мотоколяски выдаются органами социального обеспечения по заключению областных, краевых, республиканских (АССР) ВТЭК. При определении права на получение автомобиля или мотоколяски ВТЭК руководствуется и Перечнем медицинских противопоказаний к вояедению, то есть определяет, способен ли инвалид управлять автомобилем или мотоколяской. При наличии каких-либо противопоказаний к вождению автомобиль и мотоколяска инвалидам не выдаются и не продаются. В отдельных случаях инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам I группы из числа военнослужащих, имеющим медицинские показания к получению и одновременно противопоказания к вождению, автомобиль «Запорожец» может быть выдан бесплатно, если управлять им для обслуживания инвалида будет постоянно проживающий с ним член его семьи, Многих интересует такой вопрос: куда девать отслуживший положенный срок автомобиль, который -еще на ходу, если его владельцу подошло время получать новую машину? Машина с' ручным управлением выдается инвалиду войны в личное пользование, но не в личную собственность. В связи с этим инвалид не имеет права продать ее или передать другому лицу. Существует определенный порядок приема автомобилей «Запорожец» от инвалидов по истечении семилетнего срока. Для этого в каждом районе образована комиссия из представителей органов социального обеспечения, финансовых органов и предприятий Министерства автомобильного транспорта республики. Органы социального обеспечения направляют инвалидам письменные уведомления о дате представления комиссии автомобилей «Запорожец» с ручным управлением ио перечне необходимых документов, а также о днях, часах и месте работы указанных комиссий. Последние принимают автомобили не реже одного разав квартал. Доставляет машину для предъявления комиссии сам инвалид или (на основании доверенности) его представитель. Автомобиль должен быть полностью комплектным. Не принимают машины, на которых установлены утильные или не соответствующие данным технического паспорта агрегаты. После осмотра автомобиля комиссия выносит решение о его списании или дальнейшем использовании для продажи через комиссионный магазин. Инвалиды, получившие в свое время автомобили по льготным ценам, сдают их в комиссионные магазины. После продажи владельцу выплачивается та часть суммы, которую он платил при покупке автомобиля, за вычетом амортизации, комиссионных и других расходов. Есть еще такой вопрос. Как быть с автомобилем, если владелец его умер? В случае смерти инвалида, получившего бесплатно автомобиль «Запорожец», машина остается в собственности его семьи со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, то есть с правом продажи, дарения, наследования и так: далее. Бывает, что инвалида лишают водительских прав. Что тогда? Если инвалида лишают прав на длительный срок, автомобиль, полученный им бесплатно, подлежит возврату органам социального обеспечения. Кому из инвалидов и каким образом продаются автомобили с ручным управлением? Продажа через органы социального обеспечения автомобилей «Запорожец» и «Москвич» с ручным управлением производится в порядке очереди инвалидам всех категорий, которые по заключению ВТЭК нуждаются в специальных средствах передвижения. Инвалид может обратиться в отдел социального обеспечения за повторным приобретением автомобиля независимо от срока эксплуатации ранее купленной машины. Однако должны заметить: автомобили с ручным управлением продаются инвалидам, чтобы облегчить им передвижение, а не с целью продажи или передачи здоровым людям. Поэтому, если товарищ не намерен пользоваться проданным ему автомобилем с ручным управлением, он должен сдать его в комиссионный магазин с тем, чтобы его мог купить в первоочередном порядке нуждающийся инвалид. В настоящее время для инвалидов, у которых ампутированы или парализованы ноги, но совершенно здоровы руки, выпускается автомобиль ЗАЗ-968-Б с электромагнитным сцеплением. Для инвалидов, у которых ампутирована или повреждена только одна нога, но совершенно здоровы руки, — ЗАЗ-968-Б2 с педально-механическим сцеплением и для инвалидов, имеющих одну ногу и одну руку, — ЗАЗ-968Р. Не так давно установлен новый порядок продажи легковых автомобилей с обычным управлением инвалидам Отечественной войны и инвалидам труда. Для этой цели по представлению органов социального обеспечения автомобили выделяются из рыночного фонда.Автомобиль русской маркиГ ирлянды цветов, пальмы, толпы посетителей отражалисьвлакирован ­ н ыхкузовах , п ереливались на никеле радиаторов. Свыше 70 ведущих мировых автомобильных фирм экспониров али свою продукциювмае 1913 года на IVМеждународной автомобильной выставкев Петербурге. Тогда, 60 лет назад , среди колонн Михайловского манежа наряду с маститыми уже «Гочкисс», «Пежо», «Остин» и «Лаурин-Клемент» (ныне «Шкода») м ожно было видеть и автомобили русского производства. Стенд № 18 занимали машины Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) в Риге : л имузинИ фаэтон модели «С24/40» (4603 см 3 , 40 л . с , 7 8 км/час), а также двухместн аяспортивнаямашина , ф аэтон , лимузин и ландо-лимузин модели «К12/24» (2212 см 3 , 24 л. с , 70 км / ч ас ) . О ценивая их, ж урнал «Автомобилист» в 1913 году писал , что РБВЗ «достиг громадных успехов в деле постройки автомобилей, н адежно сконструированн ыхи ,в высшей степени удачно приспособленных ктяжелымрусским дорогам, о тличавшихсяизящным видом изаконченностью отделки» и что такие автомобили за сравнительно короткий срок получилимножествосамых лестн ыхи серьезных наград . Н а стенде № 9 былипредставленымашины автомобильной фабрики И. Пузырева в Петербурге: ф аэтони лим узиннашассис 40-сильным четырехц илиндровым (6330 см 3 ) н ижнеклапан ­ н ым мотором иновинка — спортивное шасси с верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 4578см3 . К сожалению , ц арское правительство не шло навстречу попыткам русских инженеровразвернуть собственное производство автомобилей. Оно предпочитало, н апример , з аказыватьдляармиимашинывГерманиии Австро-Венгрии, х отя отечественные заводы, к ак подч еркивалакадемик Е. А. Ч удаков , м огли строить машины , не уступающие по своим эксплуатационнымкачествам иностранным. Л . ШУГУРОВ38