товленными к новым, более маневренным и скоростным автомобилям, таким, как, скажем, «жигули». В минувшем году, хотя парк «жигулей» еще сравнительно невелик, эти машины участвовали в 107 дорожных происшествиях, причем в половине из них виноваты сами водители «жигулей». В этой обстановке мы предприняли прежде всего самые доступные нам шаги для повышения квалификации автолюбителей — провели с ними семинары и консультации по технике вождения автомобилей и новым Правилам дорожного движения. Разумеется, не только для членов общества, а для всех автомотолюбителей. Разница в том, что для членов «Аутома» эти занятия проводились бесплатно. Как видите, они имеют уже определенные преимущества. К февралю нынешнего года 10-часовой курс по Правилам дорожного движения в Таллине прослушали 1100 человек, в Раквереском районе — 2000, в Йыгеваском — 2500, а .всего в республике — около 10 000 человек, Наряду с групповыми семинарами мы практикуем индивидуальные консультации по всем вопросам, связанным с управлением автомобилем или мотоциклом. Скажем, за рубль автолюбитель или мотоциклист может прослушать часовую беседу на любую выбранную им «автомобильную» тему, а заплатив еще один рубль — получить и один час практической езды под руководством опытного инструктора по .вождению. , Надо сказать, что с самого начала эта «просветительская» деятельность пришлась по душе членам «Аутома» и вовлекла в его ряды значительные массы автомотолюбителей. Только за январь и февраль нового года в общество вступило около двух тысяч человек. Эту работу мы будем вести и дальше. Когда «Аутом» окрепнет и обзаведется материально-технической базой, оно сможет многие вопросы повышения водительского мастерства решать на более высоком уровне. Мы рассчитываем, в частности, построить специальные автодромы, на которых можно было бы шлифовать технику вождения. Уже сейчас клубы в Тарту и Йыгеве получили участки для строительства специальных учебнотренировочных комплексов и заключили договоры на разработку проектов. В Тарту, разработали проект и приступили к строительству собственного пункта мойки автомобилей, эксплуатация которого даст средства «а проведение других мероприятий. Напомню, что «Аутом» существует на началах хозрасчета и должно «кормить» себя само. Значит, надо уметь и зарабатывать (в статье доходов на 1973 год у нас записана цифра 80 тысяч рублей). Потому мы поддержали, например, инициативу тартуского клуба, оборудовавшего мастерскую, где делают несложные учебные наглядные пособия по правилам движения, утвердили в перспективных планах работы общества создание мастерских, которые будут оказывать техническую помощь членам клубов, организацию проката автомототуристского снаряжения, проведение платных вечеров, выставок, .издание маршрутных карт и т. п, Но это все в будущем. Главное сейчас — организовать, сплотить общественный актив, направить его усилия на нужное всем нам дело. И результаты, мы уверены, не замедлят сказаться. Интервью вел Г. ЗИНГЕРачался сезон у мотоциклистов. Для многих — первый сезон. Новичка, только что получившего удостоверение мотоциклиста, можно сравнить с человеком, научившимся более или менее сносно держаться на поверхности воды — до настоящего пловца ему еще очень далеко. Конечно, опыт — вещь сугубо индивидуальная. Но существует и много общих положений, которые каждый мотоциклист должен знать как свои пять пальцев. Начнем с техники, ибо если для безопасной езды на автомобиле достаточно порой безупречного состояния рулевого управления и тормозов, то у мотоцикла важно все, любая его неисправность может стать катастрофической. Об опасности разрыва или разъединения замкового звена ведущей цепиН40 км/час. Особенно опасно наезжать передним колесом на «борта» грунтовой дороги, покрытые толстым слоем пыли или крошкой из сухого грунта. Когда вас в пути застанет дождь, то скорость даже на асфальте не должна превышать 50—60 км/час, так как на мокром покрытии не видны пятна масла или дизельного топлива, которые с водой образуют скользкую эмульсию. На таком участке дороги движение с высокой скоростью невозможно, происходит немедленная «подсечка» мотоцикла. Такая опасность грозит в дождь и на пересечениях с грунтовыми дорогами. Выезжающие на асфальт тракторы и автомобили несут на своих колесах грязь. Скользким бывает даже чистый асфальт, когда дождь только начинается и смачивает поверхностный слой пыли. Поэтому лучше немного пе-Первое мотоциклетное летоуже писали в журнале. Добавим, что иногда кожух срывает и неповрежденная цепь. Скажем, на «Яве», когда цепь сильно провисает или нет резиновых вкладышей, гасящих ее колебания. В этом случае она захватывает выступающими заклепками боковые поверхности в передней части нижнего кожуха. В целях профилактики после первой же разборки следует слегка разогнуть плоскогубцами края кожуха в обе стороны от цепи. С такой же тщательностью надо следить за исправностью тормозов, смазкой колес, состоянием шин. Если лопнет или ослабнет стяжная пружина тормозных колодок переднего колеса, может произойти его заклинивание. Тросы тормозов нужно тщательно смазывать и вовремя менять. Причем на мотоцикле обязательно должны быть исправны и передний и задний тормоза. Помните, что при частых торможениях на горных дорогах или когда, как говорят, «затирают» колодки, тормозные барабаны сильно нагреваются и смазка вытекает из подшипников. От быстрой езды «сухие» подшипники перегреваются и могут привариться к оси, что влечет за собой заклинивание колеса. Поэтому не забывайте проверять смазку колес, особенно переднего. Причиной почти неизбежного падения бывает мгновенный разрыв шины от прокола или даже от перекачки. Недопустимо ставить ненадежную шину или камеру на переднее колесо. Известны и случаи падения мотоциклиста на больших скоростях вследствие заклинивания поршня в цилиндре при перегреве необкатанного двигателя или неправильной установке цилиндра, когда замок кольца не совпадает со стопорным штифтом на поршне. Правда, здесь можно спасти положение, быстро выжав сцепление. Тогда заднее колесо не заклинит. Вот мы незаметно подошли к технике вождения, умению ездить безопасно по любым дорогам ив любых условиях. Мотоцикл чаще, чем автомобиль, движется в стороне от дорог с усовершенствованным покрытием. А езда по грунтовой да еще пыльной дороге намного сложнее и опаснее, чем по асфальту. Не превышайте здесь реждать и двигаться дальше после того, как дождь хорошо промоет асфальт. Не висите на хвосте у впереди идущих машин. Правильную дистанцию (в метрах) подскажет спидометр: половина числа, указывающего скорость. Если вы находитесь в автомобильном потоке, не выбирайте особый, свой режим движения, старайтесь попасть в общий ритм, идти в ногу со всеми. Но это еще не вся наука. Надо находиться с другими водителями в постоянном контакте, хотя бы зрительном. Поэтому не прячьтесь «за спину», выбирайте такую траекторию движения, чтобы водители, следующие впереди, сбоку или навстречу, видели вас. Этим вы предупредите их неожиданные маневры.Агитплакат художника С. Лапицкого В заключение скажу, что основным в искусстве безопасного вождения является способность мотоциклиста своевременно предугадывать опасную ситуацию, а значит, и избегать ее. Это умение придет не сразу. Но придет обязательно, если вы приучите себя к постоянному наблюдению за меняющейся на дороге обстановкой, постоянному анализу действий других водителей и, конечно, своих собственных.В. ВИЛЬЧЕНКОВ,мотолюбитель, шофер 1-го класса г. Ростов-на-Дону25