Крупнейшие города во всех странах имеют развитую систему пригородов и предместий. Градостроители называют ее агломерацией и подразделяют на ядро город, корону — плотно заселенные окрестности и более отдаленную внешнюю часть. Население агломерации всегда тяготеет к городу — административному, промышленному, нультурному и торговому центру, ездит сюда на службу, на отдых, за покупками. В то же время многие жители города отправляются на работу ив дни отдыха за его пределы. Все это требует четко налаженных транспортных связей. Вот краткий обзор того, к ак решаются эти вопросы в столицах стран социалистического содружества.В столице сосредоточено 40 процентов всех транспортных средств страны. В связи с этим намечается существенная реконструкция магистральной сети и мостов, сооружение улиц и дорог высших технических категорий, в том числе 70 километров скоростных и 130 — экспрессных. Должно быть построено 70 многоярусных развязоки 30 пересечений вразных уровнях на железных дорогах. Наиболее сложны транспортные проблемы центра Будапешта. Особенно трудно с местом для стоянок автомобилей. Их суммарную емкость здесь планируется довести до 30 тысяч мест, из котор ых 12 тысяч придется на 15 многоэтажных • гаражей-стоянок. Но и при этом истинную потребность удастся удовлетворить лишь наполовину.БУХАРЕСТСтолица СРР — быстро развивающийся город с населением свыше полутора миллионов человек. В течение последнего столетия число его жителей удваивалось каждые 25 лет. Прогноз на 2000 год предусматривает снижение темпа роста населения столицы в два раза . В связи с этим большое значение имеют предварительные научные разработки и предложения по формированию на территории Румынии семи крупных городских групповых систем, способных конкурировать с Бухарестом как промышленные, культурные и научные центры. К их числу отнесены Клуж, Брашув, Констанца, Галан-Браила. Тимишоара, Крайова и Яссы. Если 10 лет назад житель Бухареста совершал в год около 350 поездок, то сейчас эта цифра выросла до 800. В утренние часы «пик» (с 6 до 8) пассажиропоток на некоторых направлениях достигает 20 тысяч человек в час. 15-минутные сдвиги во времени начала работы отдельных цехов крупных предприятий позволили снизить предельную пиковую нагрузку на 11 процентов. Для разработки модели транспортных связей было проведено обширное анкетное обследование, охватившее 800 тысяч жителей Бухареста. Перспективные планы решения транспортных проблем Бухареста принимают за норму автомобилизации 350 легковых автомобилей на каждую тысячу жителей. Создание новой транспортной структуры города является главной задачей его реконструкции на ближайшее десятилетие.БЕРЛИНСтолица 1ГДР отличается очень развитой и сложной по составу агломерацией. В нее входят многочисленные пригороды, расположенные в Потсдамском и Франкфуртском округах республики. Территория Берлина (ГДР) имеет форму вытянутого прямоугольника шириной 10 —12 и длиной 33 километра. Это затрудняет транспортное обслуживание в столице, тем более что городской центр расположен с сильным смещением относительно геометрического центра территории. В Берлине (ГДР) действуют две линии метрополитена, намечается дальнейшее его развитие. Каждый берлинец совершает в среднем 300 поездок в год (на метро, автобусе, троллейбусе и трамвае) на расстояние 3,6 километра. Значительное число пассажиров пользуется железной дорогой и легковыми автомобилями — такси, личными и служебными. В частности, на такси в 1970 году было перевезено 9,2 миллиона пассажиров, на личных автомобилях 6,3 миллиона. Обеспеченность моторными средствами передвижения в Берлине, как ив целом по стране, быстро растет, что ставит перед градостроителями сложные транспортные проблемы. Они успешно решаются. Недавно, например, в столице ГДР завершены крупные реконструктивные работы на площади Александерплатц. Здесь сооружены подземные туннели для автотранспорта, большое число автомобильных стоянок.ски население Праги стабилизировалось: за последние 10 лет оно возросло лишь на 7 процентов, в то время как в Братиславе, например, за 15 лет удвоилось. Пассажирские перевозки осуществляются в Праге главным образом автомобильным транспортом. Легковые машины сконцентрированы в ядре агломерации, мотоциклы — в короне, автобусный транспорт распределен равномерно и по уровню развитияв полтора раза (в расчете на тысячу жителей) превосходит показатели остальных областей республики. В Чехословакии весьма разветвленная ^сеть автомобильных дорог — 72,9 тысячи Wкилометров. И при этом совершенствованию дорожной скти уделяется большое внимание. Намечается строительство 1700 километров скоростных дорог высшей технической категории. Кроме того, 4000 километров реконструируется в четырехполосные магистрали. Расчетная скорость движения на скоростных дорогах составит 150 км/час, на главных — 100 км/час. Запланированное улучшение сети автомобильных дорог, прежде всего в пражской агломерации, а затем в агломерациях других больших городов и между ними соответствует масштабу и темпу роста автомобильного парка ЧССР. За последнее пятилетие он удвоился. В дальнейшем этот высокий темп сохранится. , К концу века по прогнозам на каждую тысячу жителей будет 400 автомобилей. Особой сложностью транспортные проблемы отличаются в центре Праги, где высокая плотность застройки и большие ансамбли ценнейших архитектурных памятников. Здесь решили строить метрополитен, отказавшись от первоначального проекта скоростного трамвая. Быстрый рост парка легковых автомо- <, билей сказался на общественном транс- Щ порте, объем работы которого уменьшился за пять лет на 11 процентов. Больше всего это отразилось на трамвае, потерявшем 61 миллион пассажиров в год. Автобусные перевозки несколько возросли. Из-за трудностей с пропуском автомобильных потоков в центре города, особенно в районе Вацлавской площади, т рамвайные линии, вероятно, будут сняты еще до окончания строительства метрополитена.СОФИЯСофийская агломерация находится еще в начальной стадии формирования. Она имеет весьма компактное ядро и равномерно разреженную корону, плотность населения в которой ниже, чем "в среднем на остальной территории страны. Согласно генеральному плану развития число жителей Софии возрастет к 1980 году до 1,1 миллиона человек ик 2000 году — до 1,6 миллиона. В пределах внутренней короны со- ,*-. фийской агломерации расположено 43 Щ, населенных места, а во внешней — 510, в том числе 17 городов. Всего в столицу из пригородов ежедневно приезжает на работу 21 тысяча человек. Основным видом общественного транспорта является трамвай, которым в 1970 году перевезено 379 миллионов пассажиров. За последние 10 лет трамвайные перевозки стабилизировались. Объясняется это низкой эксплуатационной скоростью. Поэтому долгое время обсуждался вопрос о сооружении в Софии скоростного (подземного в центральной части города) трамвая. Сегодня вопрос уже ставится о метрополитене. Но для обеспечения его эффективной загрузки город еще не достиг необходимых размеров. Рост перевозок пассажиров в софийской агломерации ив целом по Болгарии обеспечивается увеличением автобусного парка. В городах автобусом перевозится около 1 миллиона пассажиров в год со средней дальностью поездки 5,1 километра. Междугородные автобусы перевозят ежегодно 335 миллионов пассажиров. О. КУДРЯВЦЕВ, кандидат технических наунВАРШАВАЕсли Варшава крупнейший город Польши, то варшавская агломерация уступает первенство верхне-силезской промышленной городской агломерации, которая на относительно меньшей территории сосредотачивает больше населения и большую долю производства промышленной продукции страны. Всего в Польше имеется 16 крупнейших промышленно-городских агломераций, считающихся главными элементами общественной и хозяйственной жизни. Наличие нескольких равнозначных центров концентрации населения и производства весьма благоприятно сказывается на решении транспортных проблем в масштабе всей страны. Несколько слов об особенностях варшавской агломерации. Трудовыми поездками из пригородной зоны в столицу охватывается почти вся территория Варшавского воеводства. Почти три четверти этих поездок совершается на расстояние меньше 30 километров при относительно небольшой затрате времени, что объясняется хорошим соответствием расселения и системы дорог. Внутренние районы города обслуживаются автобусом, трамваем и троллейбусом, причем роль автобусов возрастает, а троллейбус тер яет пассажиров. Столица ПНР принадлежит к числу городов с наиболее высоким уровнем подвижности населения. Только на общественном транспорте житель ее совершает около 900 поездок в год. Поэтому назрел вопрос о строительстве метрополитена.БУДАПЕШТАгломерация столицы ВНР включает 45 отдельных поселений, 37 из них расположены ужелезных дорог, ведущих в го§од, и восемь — на автомагистралях. В удапешт ежедневно прибывает на работу 200 тысяч человек, ж ивущихв радиусе 80 километров, а в пригороды выезж ает 10 тысяч городских жителей. Две трети пригородных пассажиров обслуживается железными дорогами, треть — автобусами. Столица республики характерна тем, что одновременно являетсяи крупным курортом, привлекающим до 100 тысяч гостей одновременно. Только иностранных туристов в стране за последний год побывало 4,3 миллиона человек на 500 тысячах легковых автомобилей и 18 тысячах автобусов, и львиная доля их прошла через Будапешт. Поскольку летом они курсируют в основном между Будапештом и Балатоном, на этом участке построена первая в Венгрии скоростная автомобильная дорога высшего класса (ее протяженность 90 километров). Гордость Будапешта — дунайские мо. сты. Их шесть в черте города. Суммарную пропускную способность мостов, которая составляет сегодня 10 тысяч автомобилей в час, планируется увеличить в три раза. Общая длина всех улиц и дорог Будапешта составляет 3500 километров, однако более 80 процентов всей транспортной нагрузки сосредоточено менее чем на пятой части этой сети.ПРАГАУтвержденный недавно генеральный план развития пражской агломерации рассчитан на 1985 год и учитывает перспективы роста до 2000 года. Практиче28