Ставим новый генераторГенератор Г502А можно установить на автомобилях ЗАЗ-965А, ЗАЗ-965АВ, ЗАЗ-966АР, ЗАЗ-966 и ЗАЗ-966В вместо прежнего генератора Г501. Новый агрегат отличается от своего предшественника большей мощностью, лучшими эксплуатационными характеристиками и встроенным выпрямительным блоком, исключающим надобность в специальном, отдельно монтируемом селеновом выпрямителе. Генератор Г502А работает в комплекте с аккумуляторной батареей 6СТ-42, реле-регулятором РР310 и реле блокировки РБ-1.Модернизация автомобилей и выпуск новых моделей означают совершенствование деталей, узлов и систем машин. И естественно, владельцы «запорожцев». «москвичей», «волг» хотят, заменяя вышедший из строя агрегат, поставить вместо него такой же, как на более новых моделях. Но иногда эта замена требует переделок в схеме и дополнительных работ, одновременной замены смежных агрегатов. Сегодня мы расскажем, как заменить генератор Г501 автомобиля «Запорожец» более надежным, современным Г502А.Рнс. 1, Принципиальная схема включения генератора Г501 в общую схему электрооборудования: 1 —, реле стартера; 2 — соединитель проводов; 3 — подкапотная лампа; 4 — реле-регулятор; 5 — реле блокировки; 6 — селеновый выпрямитель; 7 — соединительная панель; 8 — крышка тягового реле-стартера; 9 — генератор; а — провод к клемме «СТ» замка зажигания; б — провод к лампе, сигнализирующей о работе генератора; в — провод к клемме «AM» замка зажигания; г — провод к предохранителю № 2 блока предохранителей; д — провод к клемме «ВК-Б» катушки зажигания; е — провод к клемме « + » аккумуляторной батареи.Вместо РР310 можно использовать реле-регулятор РР310Б. На рис. 1 показано включение генератора Г501 в схему электрооборудования автомобиля, а на рис. 2 — схема включения генератора Г502А. Сравнивая их, легко разобраться, как перейти от одной модели к другой. Новый генератор устанавливается в узел вентилятора точно таким же образом, как и старый. Надо удалить селеновый выпрямитель 6 (см. рис. 1) с кожухом и отсоединить пучок проводов, идущих к выпрямителю от реле-регулятора 4и реле блокировки 5, от клемм «В», «М», « ~ », «PC» и «ЛК», а также от соединительной панели 7 (на автомобилях ЗАЗ-966 и ЗАЗ-966В при замене Г501 на Г502А отсоединять провода от клемм « ~ », «PC», «ЛК» реле РБ-1 не следует). Затем монтируем схему по месту согласно рис. 2. Присоединив провода, собираем их в жгут, надежно изолируем и закрепляем скобками. Можно воспользоваться готовыми пучками проводов, поступающими в продажу. Для ЗАЗ-966В нужен пучок 966В-3724105-В, для ЗАЗ-966 — 968-3724105-В и для ЗАЗ-965А — 966А-3724105.В случае применения реле-регулятора РР-310Б схема еще больше упрощается: провод клеммы «В» и все три провода от клеммы «Б» реле-регулятора РР-310 соединяются между собой и изолируются. И последнее замечание. Если нужна экстренная замена (поломка в пути и др.), то генератор Г502А подсоединяют к выводам трех фаз обмотки переменного тока так же, как Г501 (вывод « + » в этом случае не подсоединяется). Выпрямительный блок нового генератора при этом окажется выключенным, а работать будет селеновый выпрямитель. Рис. 2. Принципиальная схема включения генератора Г502А в общую схему электрооборудования: 1 — реле стартера; 2 — соединитель проводов; 3 — подкапотная лампа; 4 — реле-регулятор; 5 — реле блокировки; 6 — крышка тягового реле; 7 — соединительная панель; 8 — генератор; а — провод к клемме «СТ» замка зажигания; б — провод к лампе, сигнализирующей о работе генератора; в — провод к клемме «AM» замка зажигания; г — провод к предохранителю № 2 блока предохранителей; д — провод к клемме «ВК-Б» катушки зажигания: е — провод к клемме « + » аккумуляторной батареи.голубой•ЩКолеса моделей «402», «403», «407», •408», «412», «433», «434», как известно, взаимозаменяемы. Поэтому горожане часто на своих «москвичах-407» вместо стандартных 15-дюймовых стараются поставить 13-дюймовые. Проигрывая в максимальной скорости, они немного выигрывают в приемистости. Те же, кто часто ездит за город или живет в сельской местности, упрямодержатся за 15-дюймовые колеса, которые обеспечивают больший дорожный просвет. С этой же целью иногда на 13-дюймовые колеса монтируют шины 6,40—13, с которыми удается получить почти такой же просвет, что и при 15-дюймовых колесах. Мы завели речь о всех этих вариантах шин и колес лишь потому, что в сочетании с коробкой передач . и задним мостом от модели «408» перестановки влекут более заметные ошибки в показаниях спидометра. Так, при переходе с шин 5,60—15 на шины 6,0013 показания скорости и пройденного пути увеличатся на 9—10 процентов. Если же автомобиль будет оснащен шинами 6,40—13 (от фургона), то ошибка составит 4—б процентов в сторону увеличения.17