мы едем наЖИГУЛЯХ«Владельцы «жигулей» — люди любознательные. Почти всякий раз, когда наша машина ВАЗ-2101 с номером «Проба» останавливается на улице, она привлекает многочисленных водителей. И сразу' же вопросы. После обычных — сколько прошла, какие были неисправности и т. п. — обязательно следуют свои, чисто практические. Некоторые вопросы повторяются ив редакционной почте, поэтому нам представляется полезным ответить на них всем одновременно на страницах журнала. Часть этих ответов подготовлена специалистами Волжского автомобильного завода. Можно ли применять для «Жигулей» бензин АИ-98 или «Экстра»? Названные марки бензина, обладающие более высоким октановым числом, то есть лучшей способностью противостоять детонации, вполне подходят для «Жигулей». Однако их применение практически бесполезно, поскольку правильно отрегулированный двигатель отлично работает и достигает расчетной мощности на АИ-93. Мы можем лишний раз подтвердить это положение после того, как заправляли редакционный автомобиль бензином «Экстра» и АИ-98. Бензин «Экстра», помимо более высокого октанового числа, отличается отсутствием тетраэтилсвинцовой антидетонационной присадки, то есть он менее ядовит. Как отличить новые рычаги поворотных кулаков и шаровые опоры (о них рассказывалось в ноябрьском номере журнала «За рулем» за 1972 год) от старых? У нового рычага тот конец, который соединяется с тягой, имеет более крутой изгиб, чем у старого, в результате изменения его полоясения относительно отверстий крепления рычага к кулаку (см. рисунок). Новые и старые опоры внешне одинаковы. Различить их можно при помощи напильника: у новых — закалена только внутренняя поверхность полукорпусов, у старых полукорпуса закалены полностью.Почему при увеличении «газа» в двигателе слышны стуки? Обычно это происходит при слишком раннем зажигании, когда давление газов в камере сгорания достигает максимального значения до прихода поршня в верхнюю мертвую точку. Кроме стуков, сила давления газов, направленная в этот момент против хода поршня, вызывает уменьшение мощности двигателя. Правильная установка момента зажигания (согласно указаниям в инструкции) восстанавливает его нормальную работу. Отчего после выключения зажигания двигатель еще продолжает работать короткое время, сотрясая всю машину? «Калильное зажигание» — так именуют это явление, потому что отдельные вспышки смеси в цилиндрах вызываются в данном случае раскаленными частицами, находящимися в камере сгорания. Обычно это нагар на нижней части свечи или клапанах, образующийся из-за слишком богатой смеси в основном при больших оборотах холостого хода. Устранить калильное зажигание удается регулировкой состава смеси и уменьшением оборотов холостого хода после очистки свечей. Если отрегулировать карбюратор должным образом невозможно, следует промыть его, обращая особое внимание на систему холостого хода. После снятия головки блока цилиндров с отказавшего двигателя на днищах всех поршней обнаружены забоины от клапанов. Как они могли произойти? Если бы был поврежден один поршень, можно предположить, что неисправен механизм газораспределения данного цилиндра. Повреждение же всех поршней указывает на значительное превышение допустимых оборотов коленчатого вала. Это не может произойти при нормальном движении машины, а вот при буксовании на льду, песке или глине, когда включена первая или задняя передача, — случается. Если водитель видит, что застрявший автомобиль начинает, чуть-чуть двигаться, он нажимает на педаль «газа» до упора, чтобы скорей выбраться на твердую дорогу. Скорость вращения коленчатого вала при буксующих колесах и «полном дросселе» достигает такой величины, что клапаны, посланные рычагом в цилиндр, продолжают движение по инерции, касаясь днища поршня. Стрелка спидометра, о которой водитель забывает, при этом далеко уходит за красный штрих на шкале. Разумеется, гарантийному ремонту такие двигатели не подлежат. Чем вызвано требование в инструкции, запрещающее выключать зажигание при движении машины? Значит, не рекомендуется двигаться накатом? К «накату» это требование никакого отношения не имеет, поскольку двигаться по инерции можно на нейтральной передаче, не трогая зажигания.Выключать зажигание нельзя потому, что ключ при этом может повернуться в положение «стоянка» и освободиться. Если его нечаянно вынуть, то рулевая колонка окажется запертой и автомобиль станет неуправляемым. Последствия могут быть самыми страшными. Обязательно ли менять масло и охлаждающую жидкость ло истечении сроков заправки, если автомобиль в этот период почти не эксплуатировался? Масло и охлаждающая жидкость теряют необходимые для нормальной работы систем свойства как вследствие эксплуатации, так и при хранении. Масло в картере двигателя требует замены после пробега 10 тысяч километров или по истечении шести месяцев после очередной заправки, а охлаждающая жидкость — через 60 тысяч километров пробега или каждые два года. Несоблюдение этих требований может привести к повреждению двигателя. В начальный период эксплуатации, когда идет интенсивная приработка деталей, сроки смены масла сокращены, как указано в инструкции. Если масло меняют после соответствующего пробега, то следует ставить и новый фильтр. В последнее время завод изменил порядок регулировки клапанов. Расскажите о нем подробнее. В процессе эксплуатации «жигулей» было выяснено, что лучшие результаты дает одновременная установка зазоров не обоих клапанов одного цилиндра, а двух клапанов разных цилиндров. Такой порядок регулировки завод применяет уже около двух лет, и он внесен в последние издания инструкции.Угол поворота коленчатого вала, градусыУстановить зазоры клапанов в цилиндрах (номера) выпускного 4213 впускного 34210 180 360 540Формы старого (показан пунктиром) и нового рычагов поворотного кулака.Вот его суть. Снимают крышку механизма газораспределения. Вращают рукояткой коленчатый вал, как при пуске двигателя, до тех пор, пока метка на цепной звездочке распределительного вала не совпадет с меткой на его корпусе (поршень четвертого цилиндра находится в верхней мертвой точке). Это положение коленчатого вала считают нулевым. Затем регулируют зазоры клапанов и поворачивают коленчатый вал в последовательности, приведенной в таблице. Впускной и выпускной клапаны определяют по тем коллекторам, которые к ним подходят: от карбюратора — впускной, к глушителю — выпускной.18