Руль слева — невероятно («Форд-Т», 1908 г.).Если водитель выполняет функции экспедитора, то руль удобнее поместить справа («Москвич-412П»). дется. Еще совсем недавно не было абсолютного предпочтения правостороннему движению. Англия и ряд ее бывших колоний, Япония до сего дня придерживаются левой стороны, Швеция перестроилась «слева—направо» лишь в сентябре 1967 года, Австрия, Венгрия и Чехословакия — в тридцатых годах. Лет пятьдесят назад в Милане ездили по левой стороне, тогда как на остальной территории Италии — по правой. При такой пестроте не могло быть единого взгляда на расположение рулевого колеса. На ранних автомобилях оно вообще было неким неопределенным, средним (см. «За рулем», 1973, № 3). «Баранка» справа! В странах с левосторонним движением соображения были примерно такие же, как теперь с правосторонним (хотя говорить о частых встречах и обгонах было, пожалуй, рановато!). В остальных же рассуждали следующим образом: пешеходов и повозок больше всего справа, около тротуара, им-то и должен уделять основное внимание водитель. Единодушие нарушил Генри Форд, первым из крупных фабрикантов выпустивший в 1907 году массовый автомобиль с «левым управлением». В проспектах Форда подчеркивалось удобство входа пассажиров в кузов с тротуара. Но главное заключалось в том, что его «Форд-Т» знаменовал наступление новой эры, эры дорог, заполненных автомобилями, а не повозками и пешеходами. Акция Форда вызвала опасения и бурные протесты. Тем не менее уже лет через десять «левым управлением» были оснащены все американские автомобили, а еще через десять — почти все европейские. Опасения не оправдались. Переход .на «левый руль» происходил повсюду безболезненно. Это могут засвидетельствовать и советские водителиветераны. (Ведь та первых отечественных автомобилях руль находился справа, но уже на последующих моделях — слева. Левое расположение руля, так ли уж оно незыблемо? Нет-нет да слышны голоса «против». Может быть, самое лучшее — установить руль посередине? Тогда водитель сможет одинаково ориентироваться на обе стороны. Американский конструктор П. Такер вскоре после второй мировой войны пытался организовать массовое производство автомобилей принципиально нового типа; среди прочих оригинальных особенностей его машины — «средний руль». Такер обанкротился, а среднее расположение руОкончание — на стр. 35В технической характеристике автомобиля теперь редко встретишь когда-то обязательную строку о расположении рулевого управления — слева или справа. Само собой разумеется — слева. Так же разумеется, что водитель изменяет направление движения машины поворотом рулевого колеса, «баранки». Эти, как будто незыблемые, представления складывались годами и не лишены оснований. Руль слева установлен в расчете на правостороннее движение, для которого типичны определенные ситуации и соответствующее поведение водителя: слева от него встречное движение; выход на обгон с оглядкой влево—назад; частые левые повороты. Что касаетсяИЛИ СПРАВА«баранки», то она полюбилась рулевым, операторам, вожатым, водителям, машинистам. Вспомните судовой штурвал, тормоз на рельсовом транспорте, маховички в системах управления станками. Но не всегда рулевое колесо, притом _ расположенное слева, было непременным элементом автомобиля, элементом изучаемой нами системы ВАД. Начать хотя бы с того, что строгое деление проезжей части на левую и правую половины возникло только в XX веке, а на улицах и дорогах с не слишком оживленным движением ездили как приСтатья первая ре журнала. в мартовском номе-Статья втораяпоявилась в самом конце прошлого века. До этого, а 1на многих машинах и еще лет пятьдесят после, ставили изогнутый поводок, метко названный водителями «коровьим хвостом». Он был навеян конструкторам формой «е то кормила лодки, не то велосипедного руля, а скорей всего, дышла конной упряжки. Водитель перемещал верхний конец «хвоста» (как лошади — дышло), а нижний зоздействовал на рулевую тягу. В отличие от поводка рулевую колонку и «баранку» неудобно было располагать посередине, они должны были находиться непосредственно перед сиденьем водителя. Тут конструкторы проявили редкое единодушие: руль — только