42
Из коллекции « З а рулем»Отечественное автомобилестроение в мае отметит примечательную дату — восемьдесят лет с того дня, когда на Нижегородской художественно-промышленной выставке состоялась публичная демонстрация первого в нашей стране автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, построенного Е. А. Яковлевым и П. А. Фрезе. Серию «Из коллекции «За рулем» в этом году мы посвящаем русским и советским машинам минувших лет. Открываем ее автомобилями тех марок, которые первыми начали строить в заводских условиях.1. «ЛЕССНЕР-12 л. с.»П етербургский машиностроительный завод Г. А. Лесснера с 1907 по 1910 г. строил в общей сложности пять легковых моделей. Среди них одной из наиболее распространенных была с индексом «12 л. с » . Она выпускалась с кузовами «ландоле» (на снимке ) , «лимузин», «торпедо», «дубльфаэтон». Ни одного образца «Лесснера» не сохранилось до наших дней. Модель «12 л. с.» отличалась цепной главной передачей, расположением клапанов по обе стороны цилиндров и сцеплением, осуществлявшимся посредством стальной спиральной ленты. Число мест — 4; число и рабочий объем цилиндров — 2 и 1206 см 3 ; мощность — 12 л. с. при 1200 об/мин; число передач — 3; подвеска колес — зависимая рессорная; размер шин — 8 80x105 мм; д лина — 4 440 мм; высота — 2 400 мм; база — 3340 мм; с наряженный вес — 1600 кг ; скорость — 60 км/час.2. «РУССО-БАЛТ-К12/24»Самая малая среди четырех основных легковых моделей, которые выпускало автомобильное отделение Русско-Балтийского вагонного завода вРиге . Кроме четырехместного фаэтона (см. с нимок ) , завод с 1911 по 1915 г. делал маши ­ ны модели « К 12 / 2 4 » с кузовами «лимузин», «ландо» и «родстер». Среди отличительных конструктивных особенностей этой машины — алюминиевые картеры двигателя и коробки передач, цилиндры, отлитые в один блок, рулевое колесо с пятью спицами . Единственный экземпляр модели « К 12 / 2 4 » , да и вообще всех автомобилей Русско-Балтийского завода (их было сделано 600 штук ) , экспонируется в Политехническом музее в Москве. Число мест — 4; число и рабочий объем цилиндров — 4 и 2211 см 3 ; расположение клапанов — н ижнее ; мощность — 24 л. с. при 1600 об / м ин ; число передач — 3; подвеска колес — зависимая рессорная; размер шин — 8 10x100 мм; база — 2855 мм; с наряженный вес — 1180 кг ; скорость — 65 км / ч ас ; э ксплуатационный расход топлива — 12 л/100 км .