От съезда н съездуРасширять сеть магазинов,., обратив особое внимание на оснащение предприятий торговли современным оборудованием. Всемерно развивать прогрессивные формы торговли... Из Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 годыУ автомобильного прилавкаОдна из черт интенсивной автомобилизации — быстрое развитие новой отрасли — автосервиса. На смену полукустарным мастерским приходят оснащенные самым современным оборудованием станции технического обслуживания и автоцентры. Строятся механизированные склады запасных частей. В общем, автосервис получает индустриальную основу. Но начало свое он должен брать, что называется, у автомобильного прилавка, и поставленная XXIV съездом КПСС задача по улучшению всех форм торгового обслуживания населения имеет самое непосредственное отношение к организации торговли автомобилями и запчастями. Ведь при продаже автомобилей в построенных для других целей и кое-как приспособленных помещениях, а то и прямо на товарном дворе железнодорожной станции или речного порта о предварительной подготовке, тщательном выборе, проверке машины трудно и речь вести. Магазин по продаже автомобилей — торговое предприятие особого рода. Ему нужны помещения и оборудование для технического осмотра машин, склад-стоянка и многое другое, что сближает его со станцией технического обслуживания и гаражом. Не случайно проблема торговли автомобилями в небольших городах решается в комплексе с предприятиями автосервиса. Например, в составе типовых станций технического обслуживания на 25 рабочих постов предусмотрены торговые залы и все необходимое для продажи шести автомобилей в день. Автоцентры ВАЗа рассчитаны на продажу 20 машин в день.Выполняя задания пятилетки, ЦНЙИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов разработал для средних и крупных городов с населением от 180 до 600 тысяч человек «Номенклатуру типов магазинов», в состав которой входят магазины для продажи автомобилей с торговой пло2 щадью 1500, 2500 и 3500 м . В них предусмотрена продажа легковых автомобилей всех отечественных марок и моделей, тяжелых мотоциклов с коляской, торговля запасными частями, прием на комиссию и продажа подержанных автомобилей и мотоциклов. Ознакомимся с типовым проектом одного такого магазина с торговой пло2 щадью 2500 м , предназначенного для городов с населением 300—400 тысяч человек. Он рассчитан на продажу 50 автомобилей и 20 мотоциклов с коляской в день. ] Магазин (внешний вид его показан на рисунке) представляет собой сложный комплекс технических сооружений и состоит из отдельного основного здания и вспомогательных сооружений. В этот комплекс входят хозяйственный двор, автодром для опробования покупаемой машины, автостоянки для грузовых и легковых такси и машин покупателей. В основном здании размещаются торговые залы, разгрузочное помещение, склад запасных частей, склад-стоянка автомобилей и мотоциклов, зона подготовки их к продаже, экспедиция, административно-хозяйственные и бытовые помещения, кафе. Предусмотрено, что автомобили будут доставляться в магазин с заводов партиями по 300—500 штук. При перевозке по железной дороге и водным транспортом от железнодорожных станций и пристаней они идут в магазин своим ходом. На специальных трайлерах они попадают прямо с завода на хоздвор магазина, где есть необходимые разгрузочные механизмы. Здесь прибывшие машины проходят предварительный наружный осмотр. Мотоциклы доставляются в магазин в упакованном виде на грузовиках. Все поступающие с заводов автомобили проходят закрытую механическую мойку и техосмотр. Если при этом обнаружатся заводские дефекты, их с рекламацией возвратят изготовителю. Машины без дефектов поступают на закрытую стоянку, в отапливаемый и вентилируемый склад магазина, располагающий комплексом инженерного оборудования. Здесь же после техосмотра размещаются в специально отведенной для них зоне ч мотоциклы. Площадь склада-стоянки рассчитана на 400 автомобилей и 100 мотоциклов с коляской. Незначительные поврежде нпя, полученные автомобилями при транспортировке, исправляют в магазине, в помещениях для предпродажной подготовки и косметического ремонта. Торговая площадь разделена на несколько зон. В первой — образцыимеющихся сегодня в продаже автомобилей и мотоциклов с коляской. Здесь покупателей встретят продавцы-консультанты. К услугам посетителей разнообразная графическая информация и выставка специальной литературы. Для выбора машины по тину кузова и цвету предлагаются каталоги и образцы цветов. Затем покупатели направляются в бюро обслуживания и оформления покупок. Проданный автомобиль, мотоцикл плунжерными подъемниками подают в зал осмотра, где будущий владелец подробно знакомится с покупкой ив сопровождении водителя-перегонщика может опробовать машину на автодроме, расположенном на территории магазина. По желанию покупателя автомобиль или мотоцикл может храниться несколько дней в магазине в помещении экспедиции проданных машин или будет доставлен на дом шофером-перегонщиком. Зона выставки и продажи запасных частей располагается отдельно. В магазине также предусматривается посылочная торговля, для чего имеются помещения оформления, комплектования, упаковки и отправки товаров по почте и отдельно кладовая для материалов и инвентаря. Кр.- .ie того, в магазине размещается служба ГАИ, оформляющая выдачу паспортов и номерных знаков. Есть и комната для страхования машин. Конструктивно магазин представляет собой двухэтажное каркасно-панельное здание с сеткой колонн 9x9 м, обеспечивающей необходимую прочность и достаточное пространство для расстановки и маневрирования машин на складе-стоянке. Автомобильный магазин — современное высокомеханизированное предприятие. Вот какой техникой он оснащен: на хоздворе рамы для выгрузки автомобилей, лифты грузоподъемностью 2000, 1000 и 100 кг; кран-штабелер грузоподъемностью 250 кг на складе запасных частей; круглые вращающиеся стенды для демонстрации машин в торговом зале; плунжерные подъемники в зоне техосмотра; механическая мойка; станки и другое оборудование для косметического ремонта, приборы для диагностики в зоне подготовки автомобилей и мотоциклов к продаже. Таким образом, в магазине предусмотрены максимальный комфорт для покупателей и все удобства для обслуживающего персонала. В более крупных городах автомобильные магазины будут сооружаться по индивидуальным проектам. Такое строительство уже ведется в Москве, Тбилиси, Краснодаре. Торговля готовится встречать покупателя. И. КАЗАНСКИЙ, кандидат архитектуры«За рулем» JNI- 1.13