Продолжаем «запорожские беседы»«Запорожские беседы», которые велись на 133-м заседании «Клуба» («За рулем», 1975, № 7), вызвали интерес у многочисленного «клана» владельцев ЗАЗ—965. Почта «Клуба» принесла автору первого раздела Н. И. БОГОМОЛОВУ и благодарность тех, кто удачно воспользовался его рекомендациями, и разного рода недоумения тех, кто не вполне в них разобрался, и, главное, много просьб о продолжении этого разговора. Поэтому мы попросили Николая Ивановича дополнить свое выступление — еще раз поделиться опытом. Сначала несколько слов о наиболее распространенной «болезни» «запорожцев» — о перегреве двигателя в летнее время. Хотя сейчас зима и, вроде, вопрос этот неактуален, уделим ему все же несколько слов в развитие ранее данных рекомендаций, где мы решали задачу снижения температуры двигателя. Многие, воспользовавшиеся «запорожскими беседами», сразу получили желаемый эффект. Многие, но не все. В чем же дело? Причины могут быть различными. Часть их (слабое натяжение ремня вентилятора, раннее или позднее зажигание, переобедненная рабочая смесь) зависит от квалификации регулировщиков и легко устраняется при ТО. Другие (неплотности в кожухах системы охлаждения, отсутствие или повреждения резинового «воротничка», направляющего поток горячего воздуха в раструб) преодолеть несколько сложнее, хотя, в общем-то, посильно. Но есть еще одна, очень частая причина перегрева — обмасливание и загрязнение ребер цилиндров и головок и, что особенно важно, засорение воздушных проходов масляного радиатора. Как только владелец машины перестает следить за внешностью двигателя и тот покрывается корочкой пыли, прилипшей к маслу, тут же «необъяснимо» поднимается температура. Относительно легко смыть масляную грязь с ребер цилиндров и головок струей бензина, пользуясь шприцем с отогнутой вбок выходной трубкой. От14лично справится с масляной пленкой и специальный состав для мойки двигателей (он называется «Очиститель двигателя холодным способом», выпускается по ТУ 6-15-733-72 и стоит 83 копейки). Естественно, нельзя допускать, чтобы струя бензина или очистителя попала на стартер, генератор и распределитель; поэтому при такой мойке их надо закрыть полиэтиленовыми мешочками или пленкой. Для того чтобы очистить ячейки масляного радиатора, предлагаю очень простое приспособление (рис. 1). Это губка из 15-миллиметрового поролона, вырезанная по размерам радиатора и вставленная для удобства пользования в жестяную коробочку с низкими бортами. Напитав губку бензином, я с силой прижимаю ее к плоскости ребер масляного радиатора, буквально «вдавливая» из нее бензин в промежутки между ребрами. Разжиженная грязь стекает вниз. За три-четыре такие операции радиатор удается полностью промыть, и теплообмен значительно улучшается. Теперь перейдем к зимним проблемам. Наиболее часто автолюбителей беспокоит недостаточная надежность розжига и работы отопителя «Запорожца». Насколько этот вопрос важен, можно, наверное, никого не убеждать. Перейдем к конкретным рекомендациям. Решение, как говорится, лежит на виду — надо перейти от калильного зажигания бензина в отопителе к искровому. При этом потребление тока во время розжига уменьшится в 10 раз (до 2 а); это не разрядит аккумулятор при прогреве, а сам розжиг значительно ускорится — бензин начинает гореть сразу, как поступает к свече. В журнале несколько раз описывались электронные устройства искрового розжига отопителя (последний раз в 1974 году, № 9). Однако для этой схемы нужна довольно деликатная переделка катушки зажигания и другие квалифицированные работы. Известны и вибрационные варианты устройств для искрового розжига (1967, № 12). Такие схемы оказались сложными и не получили у автолюбителей большого распространения. Вот мой вариант. Может быть, он окажется легче для исполнения в домашней мастерской, а надежность устройства проверена годами. Рассмотрим -схему (рис. 2). В качестве вибратора 2 подойдет любое реле, срабатывающее от напряжения 12 в, с нормально замкнутыми контактами. Корпус его должен быть изолирован от массы автомобиля. Проволочный резистор 4 на 4 ома можно сделать из подходящего кусочка старой спирали электроплитки, поместив его в керамическую оболочку. Катушка зажигания 1и обычный автомобильный конденсатор 3 не требуют доработки и включаются в цепь, как показано на схеме. Провод питания, который раньше подходил к головке свечи накаливания, включается в цепь в точке, обозначенной « + 12 в». Самое сложное в новой системе — новая свеча 6. Я сделал ее из обычной автомобильной свечи с резьбой 18 XX 1,5 мм. Нам понадобятся от нее лишь центральный электрод и изолятор, да и тот нужно аккуратно довести при помощи карборундового бруска на токарном станке или на любом точиле до диаметра 17,5 мм по буртику (рис. 3). Чтобы закрепить нашу «раздетую» свечу в гнезде отопителя, выточим две детали: стальную внутреннюю (рис. 4) и дюралюминиевую наружную (рис. 5) половинки нового корпуса. Форма и размеры внутренних полостей в них выбираем по изолятору. А щелипрорези на конце детали 4 легко прорезать ножовкой, разместив их в шахматном порядке. При сборке проверьте: передняя часть внутренней части корпуса (деталь на рис. 4) должна выступать над концом электрода свечи на 1,5—2,5 мм. Если бензонасос, магнитный клапан и прочие узлы отопителя в порядке и, следовательно, бензин к свече поступает, розжиг происходит практически сразу же после включения. Работу вибратора 2 (см. рис. 2) легко проконтролировать по легкому гудению, которое он издает при работе. Если звук очень высокий (частые размыкания), нужно подрегулировать натяжение пружины, смыкающей контакты. Включать отопитель с искровым розжигом нужно сразу на второе поло-