РАЛЛИОчередные дваэтапа Кубка дружбы социалистическихстран не внесли существенных изменений в распределение мест какв личном, т акив командном зачете. Ч етвертый этап — р алли «Татры» в ЧССР — п ротяженностью 752 километрас 17 скоростнымиучастками выиграл польский экипаж А. Я рошевич — Р. Ж ишковский . Он шел на «ФИАТ-124спайдер-абарт». На последующих местах: 2. Б. Крупа — П. М ыстковский (ПНР), «Рено-17-гордини»; 3. И. Чубр иков — К Киров (НРБ), «Рено-12-гордини»... 5. "С. Б рундза — А. Брум (СССР), «Москвич—412»... 10. А. Спрукт — В. Ивл ев (СССР), «Москвич — 412». Командный зачет : 1. ПНР; 2. СССР; 3. ГДР. Предпоследний, п ятый этап — р алли «Вартбург» в ГДР — был проведен на бол еедлиннойдистанции , около 1500 килом етров . Из 156 стартовавших экипажей финишировалотолько 29. В личном зачете местараспределилисьтак : 1. Крупа — М ыстковский ; 2. Ч убриков — Киров; 3. В. Хавел — В. К вайзар (ЧССР), «Шкоза-120С»... 9. А. Григорьев — В. Семенов (СССР), «Москвич — 412». К омандный зачет: 1. ГДР; 2. ЧССР; 3. СССР. Перед завершающим , ш естым этапом — р алли « Р усская зима» — в командном зачете лидирует сборная СССР (22 очка), о пережающаяраллистов ГДР (19 очков) и ЧССР (15 очков). В личном зачетевпередиэкипажЯрошевича . За ним идут экипажи Чубрикова, Крупы и Брундзы. П ервенствомира 1975 года среди марок автомобилейвключалодесять этапов. Предпоследний, восьмой — р алли «Сан-Ремо» (Италия) должен был внести ясностьввопросо том, к акаяжеиз чет ырехмарок («Лянча», ФИАТ, «Опель», «Пежо»), н абравшихблизкие суммы очков, п риблизитсяк победе. П ервоеместозанялишведы Б. Вальдег аарди Торзелиус. Они выступали на «Лянча-стратос», очень легкой (750 кг) и низкой (1110 мм) м ашине , о снащеннойвесьмамощным (2418 смЗ, 245 л. с.) двигателем. Другой экипажфирмы «Лянча» — С. Мунари и С. Мануччи шел на такомже автомобиле, но с двигателем, и мевшим по четыреклапана на цилиндр имощностью 278 л. с. Однако этот экип аж из-за повреждения подвески не дош ел до финиша . Второе место заняли итальянцы М. Верини и Ф. Росетти на «ФИАТ-124-спайдер-абарт» с двигателем (1756. см 3 ), о снащеннымчетырьмя клапанами на цилиндриразвивавшим 208 л. с. при 8500 об/мин. Интересно, что Верини иРосеттиуже досрочно обеспечили себе первое место в личном чемпионате Европы по ралли , с остоящем из 23 этапов. y ctiexВальдегаардаи Торзелиуса выв елвлидерымарку «Лянча» — у нее 75 очков. Далее идут ФИАТ —58 и «Альпин» — 45.Триумф Лауды одновременно стал и победой фирмы «Феррари», цвета которой защищал австриец. В последний раз титул чемпионамирана гоночном «Феррари» был завоеван одиннадцать лет назад. XIV этап (США): 1. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312Т»; 2. Э. Фиттипальди (Бразилия); 3. И. Масс (ФРГ), оба — «Мак-Ларен-М23»; 4. Д. Хант (Англия), «Хескет308»; 5. Р. Петерссон (Швеция). «Лотос72Е»; 6. И. Ш ехтер (ЮАР), «Тайрелл-007». Итоговая сумма очков: 1. Н. Лауда (Австрия) — 64,5; 2. Э. Фиттипальди (Бразилия) — 45; 3. К. Р ейтеманн (Аргентина) — 37; 4. Д. Хант (Англия) — 33; 5. К. Регаццони (Швейцария) — 25; 6. К. Паче (Бразилия) — 24. Оценивая результатыпервенства мира. следует отметить, что за последние годы сильно укрепилисьпозиции спортсменов латиноамериканских стран (Э. Фиттипальди, В. Фиттипальди. К. Паче, К. Рейтеманн). Напротив, утратила свою ведущую роль группа «англоязычных» гонщиков, которую в недалеком прошлом представлялитакие асы, к ак Г. Хилл (Англия), Д. Б рэбхэм (Австралия), Д. Хьюм (Новая Зеландия). Вместе с тем на сцену вышелряд молодых спортсменов изФранции (П. Дэпелле, Ж. Ж аррье . Ж. Лафитт). Австрии (Н. Лауда) и ФРГ (Г. Штук, И. Масс). Ч емпионат 1975 года непринес особого успехамаркам «Лотос» и «Тайрелл» (конструкторы К. Чэпмен н Д. Гарднер). Но ужевконце года эти заводыначалииспытания новых моделей 1976 года. Особый интерес представляеттрехосный (I) «Тайрелл-008» Гарднера.1975 году разыгрывалось только в один этап, в голландском городе Уитгеест. Оно привлекло 64 участников из Австрии, Голландии, Италии. Норвегии, Ф ранции , ФРГ, Ш вейцариии Швеции. Титул чемпиона выиграл Б. ван Вельцен (Голландия) на карте «Мах» с Двигателем «Ямаха».На той жетрассе проходило икрайненепредставительноепервенствомира среди женщин на машинахкласса 100 смз без коробки передач. С ильнейшей среди 18 участниц из четырехстран стала голл андка Л. Деккер на карте «Ландия» с мотором «Комет».На картодроме «Поль Рикар » (длина круга 1081 м) во Франции состоялось первенствомиравклассе 100 смз без коробки передач. В пятыйразпочетный титул завоевал бельгиец Ф. Гольдштейн. Он выступал на карте «Бирель» с двигат елем «Парилла».СПИДВЕЙТ радиционныесоревнования «Золотой шлем», ежегодно проводимыев ЧССР, н еизменнопривлекаютсильнейших гарев иков из разных стран. Поскольку в кал ендаре они стоят после личного первенства мира, экс-чемпионы нередко расс матривают эти гонки каквозможностьвзятьреванш . Так было ив 1975 году, когда на треке г. Пардубице «Золотой шлем» р азыгрывалсяв 27-й раз . Н еоднократный чемпион мира прошл ых лет Иван Маугер (Новая Зеландия) п опыталсявыигратьу нового обладателя этого почетного титула Оле Ольсена (Дания). Между прочим, д атчанинв прошлом трижды (в 1970, 1971 и 1972 годах) завоевыв.ал «Золотой шлем». Соперники встретились в финальном заезде (эти гонки имеют иную систему заездов, чем другиесоревнования по спидвею). Вначале лидировал Маугер, но Ольсен все же опередил его и на последнем, шестом кругефинишировалсзаметным преимуществом. Вместе с почетным трофеем — шлемом — он выиграли главный приз — т рековый мотоцикл ЯВА--890. На послед ующихместах — И. Ш танцль (ЧССР), Э. Я нцаж (ПНР), Я. Клокочка (ЧССР). Наши Г. Иванов, Н. Корпев заняли соответс твенно 7-е и 10-е места (сильнейшие советские спортсменыв этих гонках не участвовали).КАРТИНГЗ авершилсярозыгрыш Кубка дружбысоциалистических стран. Последние триэтапа были отмечены острым соперничеством. На новой трассев Олемоуце (ЧССР) картингисты Чехословакии в командном зачете отстали на одно очко от нашей сборной, к оторая завоевала первое место. На пятом этапев г. Кошал ине (ПНР) п ервенствовалиспортсмены ЧССР ивыигралиусоветскихгонщиков тоже одно очко. Перед последним, шестым этапом, который состоялся в г. Кюстендил (НРБ), сборная ЧССР опереж аланашукоманду на 50 очков. В Кюстендил не приехалибратьяКыселы — их место заняли молодые гонщики. Это обс тоятельство предопределило исход борьбы. Советская сборнаяпровелапять заездов с большим преимуществоми обеспечила себе первое место на этапе . Последний, шестой заезддавал ей шанс свести суммарнуюразницувочкахк нулю и при благоприятном стечении обстоятельств рассчитывать на общее первое место по сумме всех этапов. Ливень, пош едшийв середине решающего заезда, спутал все планы — м ашины на скользкой дороге стали плохо управляемыми . В НРБ сборная СССР одержалатретью победу на этапе (из шести), но смогла отыгратьукартингистов ЧССР только 39 очков. IV этап (ЧССР). Л ичный зачет: 1. Ф. Дык аст (ЧССР); 2. П. Расмуссен (ГДР): 3. 3. К ыселы (ЧССР): 4. Р. Акопов (СССР); 5. М. Р ябчиков (СССР); 6. М. Симак <ЧССР). Командный зачет: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. ГДР; 4. ПНР; 5. НРБ; 6. ВНР. V этап (ПНР). Л ичный зачет: 1. Дыкаст; 2. П. Кыселы: 3. 3. Кыселы; 4. П. Бушлатнов (СССР); 5. Рябчиков; 6. М. Густешов (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР: 3. ГДР: 4. ПНР; 5. ВНР; 6. НРБ. VI этап (НРБ). Л ичный . з ачет : 1. А. Мирзоян (СССР); 2. Густешов; 3. Б ушланов ; 4. К. Хеншель (ГДР); 5. А. К амерхер (ЧССР): 6. Р ябчиков . Командный зачет: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. ГДР; 4. ПНР; 5. НРБ; 6. ВНР. Итоговый результат . Личный зачет: 1. Ф. Дыкаст (ЧССР) — 22 очка; 2. П. Кыс елы (ЧССР) — 36: 3. 3. Кыселы (ЧССР) — 39; 4. М. Р ябчиков (СССР) —42; 5. П. Бушл анов (СССР) — 48; 6. К. Хеншель (ГДР) — 58; 7. М. Густешов (СССР) — 61; 8. А. Таскин (СССР) — 75; 9. Р. Акопов (СССР) — 79... 11. А. Мирзоян (СССР) — 89. Командный зачет: 1. ЧССР — 386 очков: 2. СССР — 397; 3. ГДР — 680: 4. ПНР — 851; 5. Н РБ — 1287; 6. ВНР — 1309. Личное первенство Европы на машинах класса 125 смз с коробкой передач вТРАЙЕЛВ прошлом году впервые был разыгранчемпионат мира по этому виду соревнований. Он состоял из 14 этапов и привлек сильнейшихвтрайеле участников из Англии, Польши. Финляндии, Франции, Ч ехословакии . Они соревновались на специальныхмашинах класса 350 смЗ. Эти мотоциклыконструктивно близки ккроссовым , но имеют сравнительно низкую для своего класса мощность — 20 — 22 л. с. (против 38—40 л. с ) . Дело в "ом, что на соревнованиях по трайелумощностьискорость не имеют решающего значения (на 80-километровую дист анцию отводится 6 часов). Главное, чтобы двигатель имел очень гибкую характеристику: х орошо «тянул» на малых оборотах, р асполагал солидным запасом крут ящего момента. Своеобразные требованияк двигателям вытекают из самого характера трайела. Его трасса длиной 20 километров во многом напоминает кроссовую, но значит ельно сложнее. На ней выделяют 13 такназываемыхконтрольныхучастков , котор ые надо проехать , не спуская ног с подн ожек . без остановок или падений. Побеждает тот, кто при прохождении всей дистанции (четыре круга) наберет миним альную сумму начисляемых за все это штрафных очков. Таким образом, т райелпредставляет собой своего рода микромногодневку. Итоги чемпионата: 1. М. Л эмпкин (Англия), «Бультако-325»; 2. М. Р атмелл (Англия), «Монтеса-310»; 3. И. Вестерннен (Финляндия). «Бультако-350». 39АВТОГОНКИПредпоследний этап чемпионата мивтомоб ф рмулы 1 — Еа л1975 йгода рназ аКанадыи лях не осостоялся. о ьшо пи — Таким образом, последним стал четырн адцатый , п роходившийв США (трасса «Уоткинс-Глен» в 170 километрах от Нью-Йорка). На старт его 26-летний авс триец Никлаус Лауда вышел уже новым чемпиономмира . Этот титул он обеспечил себе досрочно, в ыиграв гонки на трассе «Монца» в Италии. В США Лауда подтвердил свой высокий класс и одерж алпятуювсезоне победу, опередив чемпиона мира 1974 года бразильца Э. Ф иттипальди на 4.543 секунды. Такую точность засечкивремени обеспечивало новое электронноеустройство для хронометража соревнований, установленное теперь на трассе «Уоткинс-Глен».