Всемерно расширять и постоянно обновлять ассортимент изделий, улучшать их качество, организовать выпуск новых видов товаров, повышать надежность и долговечность технически сложных бытовых машин и приборов, облегчающих труд и улучшающих быт населения. Из Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 годы Минские мотоциклы знакомы каждому мотолюбителю. На этих легких 125-кубовых машинах вот уже в течение двух десятков лет обучаются вождению едва ли не все начинающие «мотоциклетную жизнь». Многие сохраняют верность этой марке на долгие годы, ибо нет мотоцикла проще по конструкции и ремонту, обслуж иваниюи эксплуатации и, наконец, более доступного по цене. З а четверть вена, прошедшую с начала выпуска мотоциклов на минском заводе, неузнаваемо изменилось само предприятие и, конечно, его продукция. Коллектив на финише девятой пятилетки начал осваив ать производство сразу двух новых моделей мотоциклов — ММВЗ—3.111 «Спорт» и ММВЗ—3.115. Так минчане делом откликнулись на решения партии о необходимости постоянного обновления и совершенствования товаров народного потребления. Наш корреспондент встретился с директором завода В. Н. Кленикским и заместителем главного конструктора И. И. Дробышевым и попросил их ответить на ряд вопросов.— Всеволод Николаевич, на заводской территории идет строительство новых больших корпусов. Для чего они предназначены? — Увеличение выпуска велосипедов и мотоциклов до последнего времени шло в основном за счет совершенствования управления, механизации и автоматизации производственных процессов, в общем — п овышения производительности труда. О достижениях в этом направлении говорит тот факт, что почти на тех же площадях, которыми располагал завод, делая 50 тысяч мотоциклов в год, мы стали собирать втрое больше. Когда жевразвитие решений о расширении производства товаров народного потребл енияи улучшении их качества перед заводом была поставлена задача увеличить выпуск велосипедов и мотоциклов, мы разработали план дальнейшей реконструкции предприятия. Ныне практически закончены строительством два новых корпуса. В одном уже действует конвейе р сборки мотоциклов и идут пусконаладочные работы на велосипедном конвейере. в другом — разместился цех покрытий, часть которого также выдает продукцию. Технология и оборудование новых участков спроектированы с учетом достижений передовых предприятий автомобильной промышленности — ВАЗа, ЗИЛа, АЗЛК. В прошлом году это позволило выпустить 170 тысяч мотоциклов. —.Ваша последняя модель — 3.111 «Минск» пользуется большим успехом у мотолюбителей. ОС этом можно судить хотя бы по такому факту. Если раньше минские мотоциклы встречались главным образом в сельской местности, то теперь их все чаще видишь и на улицах городов. Чем вы это объясняете? — В первую очередь — более привле• кательным, современным внешним видом и улучшенным качеством (техничес каяхарактеристика изменилась незначительно). О растущем интересе мотолюбителей к минским мотоциклам нам говорит и то, что заявки торгующих организаций стали более крупными. Увеличивается спрос на наши Машины и за рубежом, где их ценят в первую очередь за надежность и нетребовательность к обслуживанию. — В редакцию приходит много писем от мотоциклистов, в общем-то положительно оценивающих минские машины. Но встречаются и жалобы на низкое качество некоторых узлов. Что предпринимается в этом направлении? — Вопросы повышения качества мы рассматриваем так же серьезно, к ак увеличение выпуска. На заводе многое делается, чтобы наши мотоциклы доставляли их владельцам только радость. Кстати, те новые корпуса, о которых мы говорили, существенно помогут улучшить условия труда, что вместе с модернизированным оборудованием даст возможность выпускать хорошие машины. Но не все зависит от нас. Часть деталей и узлов изготовляют смежные предприятия. Это в основном приборы электрооборудования и резиновые изделия. Технический уровень и качество большинства из них не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Например, главный узел электрооборудования — генератор Г421, выпускаемый орджоникидзевским заводом автотракторного электрооборудования, доставляет и нам и потребителям много неприятностей. Его параметры низки и нестабильны. По этой причине на одних машинах лампы освещения горят вполнакала, на других, наоборот, часто перегорают из-за слишком большого напряжения. Низкое качество комплектующих изделий вызываету нас, к акиу всех мотоциклостроителей, серьезное беспокойство. Ваш журнал уже выступал на эту тему несколько лет назад, но положение с тех пор мало изменилось. Особую актуальность этот вопрос приобретает сейчас. когда мы свою новую модель ММВЗ—3.115 запускаем в производство с расчетом аттестовать на государственный Знак качества. Надеемся, что в ближ айшее время наши поставщики сумеют преодолеть свои трудности и начнут выпускать совершенные изделия. — Вы упомянули новую модель мотоцикла. Какова она? — Мотоцикл ММВЗ—3.115, — говорит заместитель главного конструктора Иван Иванович Дробышев,— я вляется дальнейшей модернизацией модели ММВЗ —3.111, точнее ее разновидности — ММВЗ—3.111 «Спорт», которая была создана на базе «сто одиннадцатой» и превосходит ее по основным параметрам. ММВЗ—3.115 заимствовала их от «Спорта» (они приведены в конце), но по экипажной части выполнена в обычном дорожном варианте. — Расскажите, пожалуйста, сначала о «Спорте». — Эта машина, хотя и дорожная, но предназначена для мотоциклистов со спортивными наклонностями, любящими ездить по дорогам, схожим с кроссовыми трассами. В связи с этим она снабжена рулем спортивного типа, одинарным седлом, глушителем, расположенным вверху у седла. Мотоцикл приобрел спортивную современную внешность и благодаря применению новой, укороченной фары , спидометра и центрального переключателя, вынесенных на специальных стойках над фарой , боковых световозвращателей на кожухах передней вилки. У «Спорта» нет багажника и декоративных элементов. Колеса и шины могут быть размером 2,50 — 19, как на предыдущих моделях, и новые, размером 3,00 —18 дюймов. В качестве источника тока на части машин будет применен вместо знакомого генератора Г421 более совершенный — Г427. Еще одним новшеством является изменение системы зажигания — вместо традиционного контактного преоывателя (с «молоточком» и «наковальней») будут работать электронные приборы. — Чем вызвана замена типа зажигаЧтобы увеличить мощность двигателя, пришлось поднять его максимальные обороты до 6500 в минуту. Контактный прерыватель не обеспечивал при этих условиях стабильного искрообразования на свечах, поэтому мы отказались от него в пользу более прогрессивного бесконтактного зажигания. Оно способно работать даже на высокофорсированных спортивных двигателях, нетребовательно к обслуживанию, вполне надежно и достаточно долговечно.— Когда и как будут выпускаться новые мотоциклы? — Модель «Спорт» предполагалось дать раньше, чем «сто пятнадцатую», но по производственным причинам они «выходят в свет» одновременно — в первые дни этого года. «Спорт» будет собираться сначала небольшими сериями, а затем — в зависимости от спроса. — Представьте, пожалуйста, модель ММВЗ—3.115. — Коротко говоря, это дорожный (обычный) вариант мотоцикла ММВЗ — 3.111 «Спорт». У них одни и те же силовой агрегат, трансмиссия, рама, колеса с подвеской, электрооборудование. Высокий и достаточно широкий (770 мм) руль с новыми рычагами переднего тормоза и сцепления обеспечивает удобную посадку водителя и более легкое управление. Для повышения надежности и долговечности в задней части рамы введены усилители, бензобак и инструментальные ящикизакреплены посредством сайлентблоков, подшипники колес защищены резиновыми манжетами, усилена вилка заднего колеса, а в его амортизаторе применена новая пружина и дополнительно введен ограничитель хода клапана, в передней вилке установлена пружина отбоя. Чтобы уменьшить шум от выпуска отработавших газов, сконструирован новый глушитель, соединенный с рамой через сайлент-блоки. — Какое дополнительное оборудование предусмотрено для этой модели? — В комплект мотоцикла входят багажник, р ассчитанный на 12 кг груза, и зеркало заднего вида. Предусмотрена установка защитных дуг, протнвогрязевых наколенных щитков и ветрового стекла, которые можно купить отдельно от машины. — Что вы желаете будущим владельцам минских мотоциклов? — Соблюдать правила эксплуатации машины — это гарантирует многолетнюю безотказную работу и, конечно, удовольствие от поездок. Техническая характеристика мотоциклов ММВЗ—3.115 и ММВЗ—3.111 «Спорт» (в скобках) Общие данные. Длина (без багажника) — 1960 мм; ширина (без зеркала) — 770 (820) мм; высота (без ветрового стекла и зеркала) — 1200 мм; база — 1230 — 1275 мм; дорожный просвет — 125 мм; вес (сухой) — 112 (105) кг; м аксимальная скорость — 95 км/час; путь торможения (всеми тормозами) со скорости 60 км/час по ГОСТ 6253—71 — 28 м (не более); контрольный расход топлива на прямолинейном участке асфальтированной дороги пои скорости 75% от максимальной на 100 км пути по ГОСТ 6257—71 — 3.3 л; средний эксплуатационный расход топлива — 3,5—4,0 л. Двигатель. Тип — двухтактный одноцилиндровый; рабочий объем — 123 смЗ; м аксимальная мощность — 11,0 (11,5 — 12,5) л. с. при 6500 об/мин; степень сжатия геометричес кая — 1 1 —12; диаметр цилиндра —52 мм: ход поршня — 58 мм; м аксимальныйкрутящий момент — 1,2 кгм. Силовая передача. Сцепление — многодисковое в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая; задняя передача — цепная. Передаточное число от коробки на заднее колесо — 2.67; передаточные числа коробки: на I передаче — 2.924; на И передаче — 1,966; на III передаче — 1,331; на IV передаче — 1,00. Ходовая часть. Тип рамы — трубчатая одинарная, закрытого типа; передняя подвеска — телескопическая; задняя подвеск а — м аятниковаяс гидравлическими амортизаторами. Размер шин: 80 — 459 мм (3.00 — 18 дюймов) или 65 — 484 мм (2,50 — 19 дюймов). Электрооборудование. Источник электроэнергии — генератор Г421 или Г427; з ажигание — электронное: к атушказажигания — В-300 или Б-300Б; свеча зажигания — А6БС или А5БС; коммутатор — КЭТ-1 (устанавливается с генератором Г427). 21