Не только признаниеII чемпионат страны по комплексному мотомногоборью на личных мотоциклах на призы «За рулем»На штрафной круг. Команда РСФСР (слева направо): В. Соловьев, Г. Науменко, В. Петров и И. Шевченко.Это был как бы завершающий аккорд в соревнованиях высшего ранга по мотоспорту: ведь проходили они после финальных стартов VI Спартакиады. Местом встречи мотоциклистов был избран город-герой Волгоград. Сюда собрались представители многочисленной армии мотолюбителей из двенадцати союзных республик и города Москвы. Здесь были люди разных профессий. Тракторист латыш М. Пукстс, машинист земснаряда из Туркмении К. Айлыев, электрик из Грузии Г. Войткевич, слесарь из Казахстана Г. Ремпель, шофер А. Архипов из Белоруссии и другие владельцы личных мотоциклов приехали в Волгоград, чтобы показать свое мастерство в комплексном многоборье—• мотокроссе, стрельбе из пневматической винтовки, метании гранаты. Многим принесла огорчения стрельба. Участники выходили на огневой рубеж сразу после первого круга, и нелегко было, проехав трудные 18 километров, попасть в мишень диаметром 31 миллиметр. Редко кому удавалось сразу продолжать дорожные соревнования по основному кругу (его требовалось пройти трижды). Иным приходилось направляться на малый круг (около 2 километров) и мчаться по нему столько раз, сколько было промахов. Штрафным кругом наказывались и те, кто бросал гранату менее чем на 35 метров. Правда, потерянное можно было еще наверстать на основной дистанции. И надо сказать, что таких участников нашлось немало. Примечательно, что почти две трети стартовавших — кандидаты в мастера спорта и перворазрядники, причем многие из них добились этих званий в соревнованиях на личных мотоциклах. Для этих людей мотоспорт стал любимым занятием в часы досуга, помогающим лучше трудиться и готовить себя к защите Родины. Мастерство спортсменов определило плотность результатов, показанных на чемпионате: финишировавший десятым в классе 175 см 3 проиграл победителю менее 6 минут. Словом, спортивная сторона чемпионата, борьба на трассе и на этот раз была очень интересна. К сожалению,о 9мы увидели на соревнованиях в Волгограде и то, что заставляет нас вернуться к вопросам, которые и ранее поднимались на страницах «За рулем». Как известно, выбор трассы — непростое дело. Не всюду удается найти такую, которая подходила бы для выступления на личных мотоциклах. Вот и здесь, в Волгограде, она была без достаточного количества поворотов, спусков, подъемов, предъявляющих повышенные требования к мастерству участников. Видимо, целесообразно иметь две-три постоянных, проверенных и хорошо подготовленных трассы, как, скажем, в биатлоне, с местом для стрельбы из малокалиберной винтовки (от пневматической следует отказаться — это единодушное мнение) и площадкой для гранатометания. Теперь о самом существенном в соревнованиях на личных мотоциклах. Помнится, прошлогодний наш отчет о первом чемпионате заканчивался оптимистическим выводом, что у него большое будущее. И зависит оно в первую очередь от того, насколько массовыми и популярными станут старты владельцев личных мотоциклов в первичных организациях колхозов и совхозов, заводов и учреждений, в районах, городах, областях и республиках. Этот вывод актуален и сегодня. Массовые соревнования — фундамент чемпионата. Именно с их помощью можно привлечь многие и многие тысячи мотоциклистов к спорту. К этому призывают и решения последнего пленума ЦК ДОСААФ СССР. Нельзя не признать, что в минувшем году соревнования на личных мотоциклах получили еще большую популярность. Разве не свидетельство тому, что почти все команды, приехавшие в Волгоград, состояли из победителей и призеров республиканских встреч. Не редкость теперь и областные старты, как, например, на Украине, в Белоруссии. Но так не во всех республиках. На чемпионате мы не видели команд из Эстонии, Таджикистана, Армении, Ленинграда. Трудно поверить, что здесь нет мотоциклистов, желающих заниматься спортом. И в заключение о том, что серьезно огорчило участников второго чемпионата. Финалы спартакиады, прошедшие в минувшем году, отличались четкой организацией, торжественностью, теплым приемом спортсменов. Увы, в Волгограде размещение участников, питание оставляло желать много лучшего. Чемпионат владельцев личных мотоциклов давно уже вырос «из детских штанишек». И давно пора организаторам — комитетам ДОСААФ, местным федерациям да и Центральному автомотоклубу ДОСААФ СССР относиться к нему какк одному из самых важных спортивных мероприятий во Всесоюзном календаре. От этого выиграет весь мотоспорт в целом. А. ЛУБЕНСКИЙ, спецкор «За рулем» г. Волгоград Результаты соревнований Личный зачет. Класс 175 см3 : 1. И. Шевченко (РСФСР); 2 В. Манукян (Грузинская ССР); 3. 3 П. Гражданинов (Москва). Класс 350 см : 1 Г. Науменко (РСФСР); 2. М. Михеев (Москва); 3. А. Кренделев (Украинская СССР) Командный зачет: 1. РСФСР; 2 Москва; 3. Латвийская ССР.34