В поход за кубкомСоветские мотоболисты — сильнейшие в ЕвропеНа спидометре нашего «Икаруса» было уже около 4 тысяч километров. Позади остались Минск, Брест, Варшава, Вроцлав, Дрезден, Франкфурт-на-Майне, Страсбург, Париж... На седьмой день путешествия из автобуса, взобравшегося на вершину холма, мы увидели Атлантический океан и несколько сотен домов под красными черепичными крышами на берегу. Ульгат — конечный пункт поездки. Этот крохотный городок можно найти только на крупномасштабных картах Франции. Приютившийся на побережье Ла-Манша, славится он своими устрицами, креветками, роскошными песчаными пляжами, отелями и сильным мотобольным клубом — чемпионом и обладателем Кубка Франции. Ему и было поручено провести в сентябре минувшего года очередной розыгрыш Кубка Европы по мотоболу. Советская команда, выигравшая ранее четыре раза этот почетный трофей, прибыла в Ульгат в своем обычном составе. Как и прежде, ее костяк образовали спортсмены элистинского «Автомобилиста». К ним добавилась еще сыгранная пара Ю. Алексинский — В. Захаров из полтавского «Вымпела». Осталась прежней и техника — девять ковровских мотоциклов класса 250 смЗ, правда, на двух из них были установлены двигатели 43 . До начала соревнований оставалось всего два дня — ровно столько, сколько требуется для отдыха после долгого путешествия и проверки мотоциклов. Но, как ни странно, ничто здесь не напоминало о предстоящих играх. Пустынный город сладко подремывал во власти мертвого сезона, и лишь один трудяга-служащий из местного клуба в который уже раз подстригал великолепную траву на стадионе. Наши соперники не спешили появляться в Ульгате. Поздно вечером, накануне открытия соревнований, все наконец завертелось. Несколько настойчивых телефонных звонков из городской ратуши призвали срочно явиться на заседание жюри. Здесь выяснилось, что нашими соперниками будут сборные команды Франции, ФРГ, с которыми не раз встречались прежде, и дебютанты розыгрыша Кубка Европы — мотоболисты Бельгии (по слухам, не очень сильные и опытные мастера). Но заседание жюри практически ничего не дало: предложенная хозяевами турнира формула матчей встретила отпор со стороны руководителей команды ФРГ. Спор между ними зашел в тупик, и решение вопроса было отложено на раннее утро — за час до открытия соревнований. Закулисной стороне любой спортивной встречи обычно не находится места в газетных и журнальных отчетах. Здесь же специально сказано обэтом подробно, поскольку проблемы, возникшие в авральном порядке, повлияли на качество игр. Вот так, в абсолютном неведении и полной боевой готовности участники соревнований явились рано утром на стадион. О том, кто ис кем будет играть в первом матче, не знали ни мотоболисты, ни зрители. И лишь за пятнадцать минут до начала встречи ясюри пришло наконец к единому мнению: команды сыграют сначала мини-матчи (два тайма по 25 минут каждый) в один круг, а затем две сильнейшие поведут спор между собой в финале, как обычно, в течение четырех 20-минутных периодов. А поскольку на весь турнир отводилось всего два дня, то соискателям почетного приза предстояло ежедневно играть дважды. Первыми в борьбу вступили сборные команды СССР и Франции. Надо отдать должное мужеству и мастерству наших мотоболистов. В этом тяжелом поединке они встретили и непривычное травяное поле, и более скоростные «бультако» и «майко» французских спортсменов, и порой непонятное судейство. Создалось впечатление, что нейтральные арбитры, проводившие этот матч, начали заново обучать наших ребят мотобольным правилам. То и дело следовали свистки за «неправильные» отбор мяча, обводку, атаку и еще за то, что объяснить было вообще невозможно. И тем не менее советские мотоболисты одержали победу. В середине первого периода В. Кравцов метров с тридцати неотразимо послал мяч в верхний угол ворот. Подлинным героем матча стал наш вратарь Н. Белявцев, трудившийся все время, что называется, в поте лица. Итак, первые два очень важных очка добыты. Несколько часов, отделявших советскую команду от следующего матча, были потрачены на анализ того, что вызывало претензии зарубежных арбитров к действиям наших мотоболистов. Хочешь не хочешь, а нужно приноравливаться к особенностям в их трактовке правил, менять тактику игры и, в частности, исключать из своего арсенала такое грозное оружие, как обводка — своеобразный слалом, когда ложными движениями, финтами наш игрок оставлял соперников одного за другим за спиной. Здесь же, в Ульгате, предписывалось только прямолинейное движение в штрафной площади. Но ведь мотобольное поле не улица города, где нельзя внезапно перестраиваться из одного ряда в другой, да и спортивные мотоциклы, видимо, нельзя путать с обычными транспортными средствами. Кстати, двое советских арбитров — К. Котельников и Ю. Мансветов, судившие в Ульгате по привычным для нас правилам, ни у зарубежных спортсменов, ни у организаторов не получили замечаний. Матч ФРГ — Бельгия сенсации не принес. Бельгийцы, хотя и выступали на мощных «хондах», в тактическом плане выглядели неподготовленными и проиграли без борьбы 0 : 3 . Затем их экзаменовали наши мотоболисты и победили с рекордным для соревнований счетом 8' : 0. Первый день закончился принципиальным поединком Франция — ФРГ. Хозяевам поля два очка были нужны как воздух: только тогда они сохраняли надежды попасть в финал. В равной игре они оказались болеесчастливыми: единственный мяч в ворота команды ФРГ влетел за две минуты до окончания встречи. Утро следующего дня началось матчами СССР — ФРГ и Франция — Бельгия. Наши мотоболисты, практически уже обеспечившие себе место в финале, выиграли 2 : 1 , хозяева поля тоже победили — 3 : 1 . Третий призер, таким образом, стал известен — сборная команда ФРГ. И вот финал. По настоянию советской делегации его проводили «заинтересованные» судьи — арбитры СССР и Франции. Наши мотоболисты сыграли решающий матч выше всяческих похвал: скорость, взаимостраховка, хитроумные, нестандартные атаки в конце концов расшатали оборону соперников. Счет открыл Н. Анищенко. Правда, французским мотоболистам вскоре удалось восстановить равновесие, но тут же В. Кузыченко вновь вывел нашу команду вперед. Особенно заметно стало преимущество советских спортсменов в двух заключительных периодах: на два мяча, забитых Н. Молчановым, хозяева поля сумели ответить лишь одним. Финальный свисток зафиксировал победу команды СССР со счетом 4 : 2. Капитан Н. Анищенко поднялся на трибуну для почетных гостей и из рук министра промышленности и научных исследований Франции М. д'Орнано получил почетный трофей — Кубок Европы, учрежденный Международной мотоциклетной федерацией. Наши мотоболисты в пятый раз завоевали звание сильнейших на континенте. И в кубковых матчах, и в состоявшемся затем длительном турне по городам Франции и ФРГ, во время которого было проведено еще шесть товарищеских игр с клубными и сборными командами этих стран, наглядно проявилось их преимущество во всех компонентах мотобола. Главный козырь — это очень высокая ездовая подготовка. Каждый в совершенстве владеет «гаревым» способом поворотов, причем безразлично в левую или в правую стороны. Наша команда с успехом применяет принцип взаимозаменяемости — любой игрок в зависимости от ситуации способен выполнять функции защитника и форварда. Если прибавить к этому отличную физическую подготовку, хорошо поставленные удары по воротам, умение вовремя менять направление атак, то станет ясным — советские спортсмены во всех десяти матчах, проведенных за рубежом, показывали образцы современного, зрелищно привлекательного мотобола. Не случайно общий итог этих игр — десять побед, 43 забитых и только 8 пропущенных мячей. Мотобол — игра коллективная, и, видимо, справедливо не выделять кого-то, кто внес наибольший вклад в победу. И все-таки нужно сделать исключение, потому что в команде был спортсмен — ее капитан Н. Анищенко, который цементировал игру всего коллектива, в трудные минуты увлекал товарищей вперед, показывая самый высокий класс. Б. ЛОГИНОВ. руководитель советской спортивной делегацииУльгат — Москва35