Кто виноват?Без оглядкиТему сегодняшнего разговора обусловили главным образом следующие два обстоятельства. Статистика дорожных происшествий за последние годы свидетельствует, что, во-первых, около 40% всех аварий на наших дорогах составляют столкновения транспортных средств, а во-вторых, происшествия эти растут почти в два раза быстрее, чем все другие. Столкновения же, как известно, чаще всего случаются при маневрах водителей. Маневрирование всегда связано с определенными опасностями. Теория транспортных потоков, например, рассматривает маневр как «возмущение, нарушающее оптимальное движение транспортных средств». Не случайно маневры строго регламентированы Правилами. И все-таки водители, совершая в потоке «шаг в сторону», проявляют порой поразительную беспечность, действуют без оглядки. Фамилий в этот раз мы решили не называть. Ситуация, которую собираемся исследовать, описана во многих письмах в редакцию. Кроме того, те или иные суждения, с которыми хочется поспорить, принадлежат разным авторам, и лишь для упрощения дела условно приписаны одному человеку. Итак, водитель А собирался на перекрестке сделать левый поворот. Дорога, по которой он двигался, хотя и была не очень широкой — всего по одной полосе в каждом направлении, но по отношению к пересекающей обозначена какглавная. Включив световой указатель, водитель А приблизился к перекрестку и начал маневр. Начал, а вот закончить не пришлось. Оказалось, что в это время его машину обгонял другой водитель (назовем его «Б»), которого он почему-то не видел. Тот же, хотя и применил экстренное торможение, столкновения избежать не смог. Как выясняется, каждый полагал, что действует в полном соответствии с правилами движения. Но тогда почему же произошла авария? Водитель А, решив повернуть налево на перекрестке, согласно пункту 87 Правил должен был занять крайнее левое положение на своей стороне проезжей части. Перед перестроением же (и поворотом) обязательно заблаговременно подать сигнал световым указателем поворота (пункт 68). Однако этот предупредительный сигнал, как прямо указывается в пункте 70, не дает преимущественного права проезда и не освобождает от принятия необходимых мер предосторожности. Вот в отношении этих мер предосторожности мнения авторов писем и расходятся. По правилам перед началом перестроения (и всяким изменением движения) водитель обязан убедиться, что своим маневром не создаст помех для движения (пункт 85), а в процессе самого маневра — уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении (пункт 86). С этим согласны все. А дальше? Допустим, водитель А, выполнив все перечисленные выше требования, перестроился в крайнее левое положение и приготовился к повороту. Некоторые считают, будто теперь ему остается лишь убедиться в том, что его маневр не помешает водителям встречных транспортных средств. Мнение это обосновывается тем, что обгоны на перекрестках запрещены пунктом 96 Правил. Но разве на всех перекрестках? Нет, в этом же пункте приводятся исключения, в частности разрешающие обгон на дороге, которая является главной по отношению к пересекаемой. Как и происходило дело в рассматриваемом случае. Напомним также, что обгон мотоциклов без коляски разрешен и на перекрестках равнозначных дорог, не говоря уж о том, что обгоняющим может быть и специальный автомобиль, водитель которого при определенных усло-виях имеет право отступать от требований правил обгона. Во всех таких случаях для водителя, собирающегося сделать поворот, остается в силе требование пункта 93 ПраЕИЛ, который запрещает обгоняемому препятствовать обгону повышением скорости или иными (подчеркнуто мной. — В. Я.) действиями. Другое возражение водителя А сводится к утверждению, что, если он подал предупредительный сигнал, его должны обгонять только справа. Однако и здесь он ошибается. 92-й пункт предписывает обгон с правой стороны нерельсового транспортного средства, водитель которого не только подал сигнал поворота налево, но и приступил к его выполнению. А вот приступать к выполнению левого поворота водитель А может только после того, как убедится, что своим маневром не создаст помех для движения, в том числе уже обгоняющему его транспортному средству. И самое главное — требование обгонять нерельсовое транспортное средство с правой стороны относится к водителям, которые движутся следом за обгоняемым и еще не начали выезжать из ряда. Вот им-то Правила и говорят: в такой обстановке выезжай для обгона вправо. У тех же, кто предпринял обгон до подачи сигнала, уйти вправо порой и возможности уже нет. Конечно, невыполнение водителем А требований Правил вынуждало водителя Б отказаться от продолжения обгона и принимать экстренные меры. Водителю Б со своей стороны следовало руководствоваться требованиями пункта 73, который обязывает принять меры к снижению скорости или остановке транспортного средства перед любым препятствием, которое он должен был и мог предвидеть. Если водитель Б при обгоне мог понять, что водитель А начинает поворот налево, то с этого момента (при отсутствии других признаков) он мог предвидеть, что обгоняемый автомобиль станет ему препятствием. С учетом этого обстоятельства и должен решаться вопрос, виновен он в аварии или нет. Всем, кто выполняет на дороге маневр, мы повторим еще раз : не спеши, оглядись, не создавай помех для движения, в том числе и тем, кто обгоняет тебя на перекрестке. В. ЯНИН, заведующий сектором ВНИИ судебных экспертизН ААОРОГАХВСЕГО СВЕТАГДР. В Эрфурте осуществлено интересное мероприятие для разгрузки города от потока легковых автомобилей, прибывающих из других мест. На окраинах, вблизи автомагистралей и конечных станций трамвая были выбраны и оборудованы вместительные площадки для стоянок. Оставив здесь машину, каждый водитель получает жетон, дающий право бесплатного пользования трамваем на все время пребывания в городе. АНГЛИЯ. В соответствии с принятым транспортным законодательством на грузовых автомобилях и автопоездах большой длины должны устанавливаться дополнительные боковые фонари и передние габаритные огни белого цвета. Такая сигнализация будет применяться, когда длина автомобиля или автопоезда независимо от вида груза пренышает 18,2 м. 28 КАНАДА. Исследования причин дорожнотранспортных происшествий показали, что 87,3% из них составляют ошибки участников движения в восприятии и оценке дорожной обстановки, 30,4% — неудовлетворительное состояние дорог и 8,9% — неисправности автомобилей. США. На горном участке магистрали в штате Вирджиния испытывается система противотуманного освещения. Светильники установлены на невысоких опорах у кромки проезжей части через каждые 60 метров на прямых участках и через 30 метров — на поворотах дороги. Водители положительно оценили работу системы. Она позволила двигаться в любых погодных условиях со скоростью около 65 км/час. ФРАНЦИЯ. При изменении нагрузки на переднюю или заднюю ось автомобиля нарушается регулировка фар, что приводит к недостаточной освещенности дорожного полотна или, еще хуже, к ослеплению водителей встречных машин. Поэтому представляет интерес примененное на модели «Рено-20» гидравлическое устройство, которое изменяет наклон фар и обеспечивает оптимальную освещенность дороги. ШВЕЦИЯ. По мнению ученых, из выхлоппых труб автомобилей в стране ежегодно выбрасывается 1,5 миллиона тонн окиси углерода, 230 тысяч тонн углеводородов, 100 тысяч тонн окисей азота, 5 тысяч тонн окисей серы и 1,3 тысячи тонн свинцовой пыли. Существуют нормы содержания вредных веществ в отработавших газах, однако проверка комитета по охране окружающей среды показала, что 62% эксплуатируемых автомобилей не отвечают требованиям. Наиболее опасны в этом отношении БМВ-310/312, СААБ-99 и «Опель-рекорд».