Велика цена мгновения на старте мотогонок по льду. Фото В. Горлова и Г. Моисеев), одна серебряная (Г. Моисеев) и три бронзовые (И. Григорьев, В. Арбеков и В. Кавинов) медали. Все они добыты в классе «250». Началом зимних кроссов можно считать розыгрыш приза имени К. Е. Ворошилова, впервые проведенный в 1938 году. В следующем сезоне на спортивной арене появился еще один популярный приз — имени В. П. Чкалова, который до сих пор регулярно оспаривают команды Москвы и других городов. Оба эти состязания имеют ярко выраженный военно-прикладной характер, В нашей стране получили признание на официальных соревнованиях шесть классов — 50, 125, 250, 350, 500 см 3и3 650 смс коляской. Вместе со взрослыми в многочисленных районных, городских, областных, краевых, зональных, республиканских и всесоюзных соревнованиях участвуют юноши и женщины. В зимнюю же Спартакиаду включены два самых популярных класса машин — 250 и 500 см3 . В этих кубатурах до нынешнего года состоялось соответственно 21 и 24 чемпионата страны, а среди ныне действующих кроссменов больше всех побед (четыре в классе «250») на счету московского армейца В. Арбекова. После кросса следующими по «возрасту» следует считать мотогонки по ледяной дорожке. Москвич С. Бучин в 1937 году первым продемонстрировал на стадионе «Динамо» езду на «подкованном» стальными шипами мотоцикле. Затем» долго дело ограничивалось показательными выступлениями, а в 1955 году на том же «Динамо» состоялись первые официальные соревнования. Интересно, что наряду с мужчинами в них выступали и женщины. Вот фамилии победителей: Н. Сусова, А. Савельев (125 см 3 ), А. Степанов (350 см 3 ). Первенства страны ведут историю с 1959 года. Тогда чемпионами стали Р. Ивонина, Б. Панферов (125 см 3 ), Б. Самородов (350 см 3 ), Н. Абдрахманов — В. Панченко (750 см3с коляской). В том же сезоне состоялся дебют советских спортсменов в международных соревнованиях. По инициативе Федерации мотоспорта СССР стали разыгрываться личные чемпионаты мира (в классе «500»), и самый богатый урожай медалей всех достоинств собрали наши спортсмены. Только золотых у Г. Кадырова шесть, у С. Тарабанько — две, у Б. Самородова — одна. А наши всесоюзные первенства разыгрываются в четырех кубатурах: до нынешнего года в классе 125 см 3 их состоялось 17, в классе 175 см3 — 16, в классе 350 см3 — 18 и на «пятисотках» — 18. Двадцатилетнюю историю насчитывают автомобильные ралли. Первые все-/ Всесоюзная зимняя спартакиада ДОСААФРожденные оборонным ОбществомВ конце декабря прошлого года на Центральном стадионе «Динамо» в Москве состоялось два спортивных события — матч по хоккею с мячом между командами высшей лиги и мотогонки по ледяной дорожке на «Приз открытия сезона». Вторая встреча не значилась в спортивном календаре, практически не рекламировалась, но тем не менее собрала вдвое больше зрителей, чем официальный поединок мастеров хоккея. Этим частным примером мы не собираемся противопоставлять один вид спорта другому, просто хотим подчеркнуть ставший уже обычным факт — зимние (конечно, как и летние) соревнования автомобилистов и мотоциклистов на любом «уровне» неизменно привлекают на трибуны стадионов, треков и ипподромов многие тысячи болельщиков. В нынешнем сезоне им особенно повезло: любители спорта в разных районах страны смогли наблюдать старты I зимней Спартакиады ДОСААФ , посвященной 50-летию оборонного Общества. В советском спорте есть верное мерило значимости того или иного соревнования — включение его в программу всесоюзных спартакиад, самых важных событий в спортивной жизни страны. Уже само по себе это говорит о том, что география такого состязания достаточно широка, что условия для тренировок и выступлений созданы практически всюду, где позволяет климат. Начавшаяся в декабре I зимняя Спартакиада (она продлится до конца марта) включает одиннадцать видов военно-технических соревнований, в том числе пять автомобильных и мотоциклетных — ралли, картинг, трековые автогонки на ипподроме, мотокросс и мотогонки по ледяной дорожке. Все' они — детище оборонного Общества. В 1959 году руководство военно-техническим спортом в стране было возложено на ДОСААФ , и именно начиная с этого времени они обрели стройную систему, вышли на международную арену. Для тех, кто следит сейчас за ходом Спартакиады, напомним некоторые факты из биографий автомобильных и мотоциклетных соревнований. Самое старшее из них — мотокросс. Он был включен в рабочую Спартакиаду 1928 года. Тогда, да и еще четверть века спустя мотокросс мало имел общего с нынешним: гонщики преодолевали один круг протяженностью 100 километров, больше по лесным тропинкам, пашням, дорогам общего пользования. Каждый участник мог выбрать собственный путь, но с обязательным прохождением специально обозначенных пунктов. Лишь в 1957 году в Расторгуево (Московская область) состоялся первый мотокросс на короткой трассе ив три заезда. Несколько раньше советские гонщики приняли боевое крещение в международных соревнованиях. С начала шестидесятых годов они — постоянные участники чемпионатов мира. В их активе две золотые (В. Арбековсов уже перевалила контрольную отметку, а над городом по-прежнему висит звенящая тишина. Ждать пришлось еще немало. Но вот наконец где-то внизу, за стенами нремля, внезапно возник мощный гул мотора, и через несколько секунд, полоснув фарами по сонным глазницам окон, у судейской машины замер приземистый «Фиат-абарт». Это польский экипаж М. Ставовяк — Я. Чижей, выступающий под четвертым стартовым номером. Опоздание — 4 минуты. «Заработаны» они на спецэтапах, последуй из которых был под Угличем. Именно здесь находились ключи к победе в рал/|и «Русская зима». Найти их удалось далеко не всем экипажам — девять из них сошли с трассы. Самую ощутимую потерю понесла сборная Венгрии: в Ростов прибыли только два ее автомобиля. А это означало, что зачета команда не получит. По три экипажа осталось в составах сборных Болгарии, Польши и ЧССР. Теперь для них самое главное — добраться до финиша и обеспечить своим командам зачет. Без потерь продолжали борьбу лишь спортсмены ГДР и Румынии. Но никому из наших зарубежных гостей, прибывших благополучно в Ростов, не удалось избежать штрафного времени на спецэтапах. В лучшем положении была сборная СССР. Она хотя и лишилась одного экипажа (С. Брундза — Э. Повилаитис), но остальными четырьмя уверенно удерживала лидерство. Вообще спецэтапы «по нулям» прошли всего восемь автомобилей (все наши!), из них два, ведомые Н. Елизаровым и К. Гирдауснасом, представляли национальную команду. После Ростова ралли вышло на финишную прямую. Оставались, правда, те же