союзные соревнования состоялись в 1957 году, а уже в следующем сезоне — чемпионат страны. Любителям спорта хорошо известна программа ралли, они осведомлены об успехах наших спортсменов на международной арене. Нет нужды повторяться здесь. Тем более, что для Спартакиады принят вариант, имеюший ряд серьезных отличий от более распространенных летних ралли. Он ведет начало с 1959 года, когда во всесоюзном календаре появилась строка «Зимние командные ралли «Прибалтика». Новизна заключалась не только в необычных дорожных условиях, но ив характере самой спортивной борьбы: экипажи одной команды шли по трассе вместе, поддерживая постоянную радиосвязь между собой, им разрешалась взаимопомощь, включая буксировку неисправной машины. Эти ралли, получившие ныне ранг Кубка СССР, и представлены в зимней Спартакиаде. Сложную эволюцию претерпели трековые автогонки, в обиходе называемые ипподромными. Впервые они состоялись в 1961 году в Москве. Вместе стартовали гоночные, спортивные и серийные легковые автомобили. Разницу в мощности двигателей, динамических качествах уравнивал гандикап. Затем несколько лет чемпионаты страны (с 1966 года) разыгрывались отдельно для разных групп и классов машин. Одновременно шли эксперименты и поиски удобной для гонщиков и зрителей системы заездов. Теперь применяется один из вариантов таблиц, взятый из спидвея и позволяющий каждому спортсмену встретиться на дорожке со всеми соперниками. Устранено и деление на классы — «москвичи», «жигули» и «волги» (как правило, подготовленные в рамках группы 2) стартуют в объединенном зачете. И наконец, пятый спартакиадный видгонки на картах по ледяной дорожке. Летний картинг ведет свою историю с 1961 года, когда был разыгран первый чемпионат страны, а первенство СССР на ледяной дорожке дебютировало двумя с половиной годами позже — в феврале 1964 года. Время не повлияло на специфичность этого соревнования (высокие требования к форсировке двигателя, применение шипов, своеобразные особенности техники езды), поэтому далеко не все картингисты, успешно выступающие летом, выходят на ледяные треки. Д о сих пор здесь собирались, как правило, спортсмены, знающие скрытые возможности двигателей, настоящие умельцы. К счастью, их у нас достаточно. Вот почему зимние чемпионаты приходится проводить по сложной системе отборочных (четвертьфинальных, полуфинальных) заездов и решающего, в котором определяются победитель и призеры соревнований. Л. БОРИСОВНа призы журнала ,,3а рулем"Шире кругколлективами ВАЗа, АЗЛК, ИЖа и ГАЗа. Очень сложно было претендовать на хорошую сумму очков коллективам, которые в силу специфики своей продукции могут, выступать лишь в одном из этапов розыгрыша. Сюда относятся команды ЗИЛа, УАЗа и таллинского опытного авторемонтного завода. Причем ТОАРЗ заслуживает особой оценки, поскольку сегодня является единственным предприятием, которое поставляет для клубов и секций специальную спортивную технику. Отмечая успехи заводских коллективов, хочется выделить особенно результативных спортсменов. Наибольший вклад для своих команд внесли в 1976 году Ю. Теренецкий (АЗЛК) и В. Богатырев (ВАЗ) — по 27 очков. В пятерку сильнейших вошли также Н. Елизаров (ВАЗ) — 18,5 очка, Я. Лукьянов (ВАЗ) — 18 и Ю. Левченко (ГАЗ) — 16. 1976 год подвел итоги «Трофея заводов» в шестой раз. Дважды обладателем становился коллектив АЗЛК и четырежды — ВАЗа. В 1977 году, когда на первенстве страны по кроссу будут разыграны чемпионские титулы на багги, откроется путь к участию в борьбе за «Трофей» запорожскому автозаводу и ленинградскому заводу объединения «Патриот». Думаем, что пришло время создать спортивную команду и на заволжском моторном заводе, поставляющем ГАЗу двигатели для «волг». Круг соискателей «Трофея заводов» может стать шире. Итоговый результат: 1. ВАЗ — 96 очков; 2. АЗЛК — 84; 3. ИЖ — 44; 4. ГАЗ — 36; 5. УМЗ — 2 1 ; 6 — 7. ТОАРЗ и ЗИЛ — по 18; 8. УАЗ — 6. Ход борьбы за «Трофей заводов» в 1976 году среди лидирующей четверки команд Сумма очков Чемпионаты СССРМX«Трофей заводов» в четвертый раз достался ВАЗуПравда, в 1976 году его преимущество в отдельных чемпионатах СССР не выглядело столь убедительным. Мало того, после двух этапов — первенства страны по трековым гонкам и зимних командных ралли — таблицу розыгрыша «Трофея» возглавлял коллектив ижевского автомобильного завода, а главные претенденты — АЗЛК и ВАЗ шли уже за ним. «Кольцо» на гоночных автомобилях и машинах группы А2 позволило волжанам несколько улучшить дела. Но все же в классе 1600 см 3 они выступали ниже своих возможностей. Что же касается АЗЛК, то на старте чемпионата по кольцевым гонкам в группе А1 его представителей вообще не было. Именно этот этап сыграл решающую роль в определении победителя «Трофея». Чемпионаты СССР по ралли в обеих группах — А1 и А2 — принесли выигрыш в очках команде АЗЛК. Однако его оказалось недостаточно, чтобы выправить положение, и приз вновь достался коллективу ВАЗа. Спортсмены ижевского завода стартовали почти во всех чемпионатах, где допускались легковые автомобили групп А1 и А2. Третье место в розыгрыше переходящего приза нашего журнала — это успех. А вот результаты гонщиков уфимского моторостроительного завода настораживают. Ни в трековых гонках, ни на чемпионатах по «кольцу» или ралли представители УМЗ не заняли хороших мест. В 1976 году основная борьба шла между членами «большой четверки» —<WЧИ<£ <3 371. Трековые гонки на ипподроме (Москва) 2. Зимние ралли (Вильнюс) 3. Кольцевые гонки на гоночных машинахи легковых группы А2 (Рига и Таллн") 4. Кольцевые гонки на машинах группы А1 (Рига) 5. Ралли на машинах группы А1 (Выру) 6. Кросс (Кировоград) 7. Ралли на машинах группы А2 (Москва)15"8 11 2116 2061 59 3478 59 34 23 84 64 35 28 84 64 35 36 96 84 44 36Примечание. Очки начисляются за первые десять мест в каждом классе по следующей шкале: 15. 12. 10 8, 6 5, 4, 3, 2, 1.карьерные гонки и дорожная под Переславлем, но они уже были знакомы участникам. А дальше — через Загорск в Москву. Здесь снова кольцевая трасса в Тушино и, наконец, заключительная гонка на столичном ипподроме. Она не могла уже существенным образом повлиять на командные и личные результаты, но интерес подогревался тем, что в последнем сноростном испытании разыгрывались призы, учрежденные журналом «За рулем». Сначала синий «Рено-17-гордини» И. Чубрикова зафиксировал на трех кругах ипподрома 3 минуты 33,5 се-кунды. Но этот результат не стал высшим: его на 1,9 секунды улучшил В. Гольцов на «Москвиче —412ИЖ». Третий приз достался гонщику из Москвы А. Варенко. Сборная СССР добилась на ралли «Руссная зима» убедительной победы, выиграв, таким образом, заключительный этап Кубка дружбы. Да ив личном зачете первые тринадцать мест достались нашим экипажам. А лучшими неожиданно оказались Николай и Игорь Больших — братья-близнецы, работающие в экспериментальном цехе ЗИЛа. Они впервые стали призерами ралли. Победители высту-пали на «Москвиче — 2140» и защищали спортивную честь первой команды АЗЛК, которая была сильнейшей среди заводских коллективов. Итоги «Русской зимы», хотя и приятные для советских гонщиков, не продвинули их ближе к Кубку. Солидный запас очков, сделанный на предыдущих этапах сборной ЧССР, оставил ей общую победу. В личном зачете первое место в Кубке впервые разделили сразу трое спортсменов. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем»