ТЕХНИКАСамые маленькие в стране автобусы с маркой «РАФ» хорошо известны всем автомобилистам. Их выпускает рижский опытный автобусный завод. Свою биографию он ведет с 1949 года. Сначала ремонтировал автомобили и делал прицепы, с 1954 года строил автобусы на шасси ГАЗ—51. Затем рижский завод автобусных кузовов (так он стал называться) приступил к производству первых в нашей стране микроавтобусов 3АФ — 1 0 «Фестиваль». Это было в 1957 "оду. С тех пор год от года совершенствовались рижские машины, росла сфера их применения, увеличивался выпуск. Тесно стало в старых цехах, и вот, в девятой пятилетке в Елгаве было начато строит ельство новых производственных корпусов РАФа. В них смонтировали самое современное оборудование: мощные прессы для штамповки крупных панелей, автоматизированные сварочные устройства для сборки узлов кузова, высокопроизводительные установки для грунтовки и окраски машины. Весь комплекс зданий занимает площадь около 30 гектаров. В канун XXV съезда КПСС елгавские автомобилестроители собрали первую партию машин РАФ—2203 «Латвия». Когда новые производственные мощности в Елгаве будут полностью освоены, завод микроавтобусов имени XXV съезда КПСС даст 15,5 тысячи машин в год. А в Риге, в зданиях старого РАФа, разместились конструкторские бюро, расширяются экспериментальный цех, бюро испытаний, что позволит сосредоточить больше усилий на разработке новых машин и их модификаций. О базовой модели РАФ, выпуск которой сейчас идет на новом заводе, рассказывается на этих страницах.ЛАТВИЙСКИЕИзменение отношений габаритных размеров по сравнению с РАФ —977ДМ, снижение центра тяжести, более удачный выбор элементов подвески сделали машину устойчивее, маневреннее и благоприятно сказались на комфорте. Современный внешний вид, простота и элегантность линий автобуса в сочетании с большой площадью остекления, надеемся, удовлетворят водителей, придутся по вкусу жителям городов и поселков. Останется доволен пассажир, войдя в салон. Удобные, рационально расположенные сиденья; они раздельные. Мяггие подушки и спинки заполнены латексом и обтянуты легкомоющимся кожзаменителем. Специалист к тому же' отметит многое, что служит целям безопасности. Все выступающие детали закрыты накладками из эластичного материала. Травмобезопасными сделаны и сами сиденья, внутренние панели. Стекла — трехслойные типа «триплекс». У дверных замков предусмотрена блокировка против самопроизвольного открывания при деформации проемов, имеются устройство для регулировки наклона спинки и изменения продольного положения сиденья водителя, гнезда крепления ремней в кабине. Целям безопасности служат также двухконтурная раздельная система привода тормозов, возможность переключить все указатели поворота на режим аварийной сигнализации (постоянное мигание) во время вынужденной остановки. А теперь об отдельных особенностях конструкции. РАФ —2203 имеет вагонную компоновку. Она, как известно, позволяет наиболее полно использовать габарит, но вместе с тем затрудняет организацию рабочего места водителя, так как его сиденье расположено на кожухе переднего колеса. У новой машины рабочее место водителя удобнее, чем у РАФ —977ДМ, и удовлетворяет всем существующим нормативам. Достигнуто это тем, что силовой агрегат смещен вперед относительно оси передних колес. Одновременно уже сделан капот двигателя, благодаря чему удалось более выгодно расположить сиденье водителя. Машина оснащена таким же двигателем, как «Волга». Силовая передача (кроме крышки коробки передач и карданной передачи) тоже заимствована от ГАЗ —24. Рессоры задней подвески аналогичны рессорам «Чайки». Принципиально по-новому решена конструкция раздельного привода тормозов на переднюю и заднюю оси. Каждая из двух автономных ветвей гидропривода снабжена главным тормозным цилиндром и вакуумным усилителем, как у «Москвича —412». Педаль соединена с двумя главными цилиндрами через уравновешивающее коромысло. В рулевом управлении использован механизм ГАЗ —24 и привод, состоящий из специальных продольной и поперечной тяг, а также маятниковых рычагов и двух поперечных рулевых тяг, тоже от ГАЗ —24. А вот камерные шины 185 — 15Р типа Я-288 разработаны и освоены ярославским шинным заводом специально для РАФ —2203. Если агрегаты автобуса, как видите, в основном заимствованы от других советских автомобилей (и это правомерно), то кузов — результат самостоятельной разработки. Он представляет собой несущую цельнометаллическую конструкцию, причем главным силовым элементом является основание. Из четырех одностворчатых дверей одна, в задней стенке открывается вверх и служит для доступа в багажный отсек, расположенный в салоне позади заднего сиденья, а также к шоферскому инструменту и запасному колесу. Для вентиляции салона сделаны форточки, опускные окна передних дверей и раздвижные окна в боковинах. Обогревают его два отопителя радиаторного типа, включенные в систему охлаждения двигателя. Наряду с базовой моделью РАФ —2203 ЗДЕОД будет выпускать две ее серийные модификации: автомобиль скорой медицинской помощи РАФ —22031 и маршрутное такси РАФ —22032. Первый из них предназначен для доставки медицинского персонала, аппаратуры и лечебных средств к пострадавшему или больному, оказания ему помощи непосредственно в салоне машины (на месте или при движении), а также для доставки в больницу. РАФ —22031 рассчитан на перевозку двух больных на носилках (в два яруса) и четырех человек персонала, не считая водителя. Салон отделен от кабины сплошной перегородкой с раздвижным окном. Для более эффективного обмена воздуха на крыше установлен дополнительный вентилятор. РАФ —22031 снабжен поворотными прожекторами спереди и сзади, двумя опознавательными фонарями красного креста, проблесковым маяком синего цвета, двухтональным звуковым сигналом и радиостанцией. Маршрутное такси РАФ —22032 проектировалось с учетом опыта эксплуатации машин такого типа в крупных городах, в первую очередь Москве и Таллине. Сейчас такси проходят там эксплуатационные испытания. Они отличаются от базовой модели круговой планировкой сидений, имеющих упрощенную конструкцию, двигателем ЗМЗ —24-01, работающим на бензине А-76, и приводом, позволяющим открывать и закрывать дверь салона с места водителя. После окончания испытаний и подготовки производства такие автомобили будут выпускаться по заказам транспортных организаций. В семейство РАФов, построенных на базе модели «2203», войдет еще несколько модификаций специального назначения. К таким машинам, уже разработанным, относятся автомобиль ГАИ для выезда на дорожно-транспортные происшествия, оперативный штабной пожарный автомобиль, а также автомобиль для централизованной перевозки крови, реанимационная машина. В разработке находится еще несколько модификаций, в том числе и для обслуживания соревнований Олимпийских игр 1980 года. Д. ШПЕКТОРОВ, главный конструктор РАФа, кандидат технических наук г. РигаКогда коллектив завода приступал к разработке новой машины, мы стремились решить четыре важнейших с нашей точки зрения задачи. Прежде всего — улучшить технико-экономические показатели микроавтобуса марки «РАФ». Далее мы ставили перед собой цель сделать новую модель такой, чтобы она в течение нескольких лет была конкурентоспособной на внешнем рынке. Кроме того, надо было предусмотреть возможность создания на ее базе большого количества модификаций. И наконец, поскольку новой конструкции предстояло новоселье в Елгаве, она должна была быть приспособлена к созданным там современным условиям производства, к более совершенной технологии. Итак, РАф — 2203 «Латвия» — базовая машина нового семейства. По уровню комфортабельности она приближается к легковому автомобилю. Основные агрегаты микроавтобуса использованы от ГАЗ —24, а по ряду узлов, деталей и нормалей унифицированы с другими отечественными автомобилями. Такое родство удешевляет и облегчает техническое обслуживание и ремонт автобуса. В то же время пришлось пожертвовать преемственностью: у новой и прежней моделей унификация незначительна.ТехническаяхарактеристикаОбщие данные. Число пассажирских мест — 11. Масса в снаряженном состоянии — 1750 кг. Скорость — 120 км/час. Контрольный расход топлива — 12 л/100 км. Запас топлива — 55 л. Р азмеры . Длина — 4980 мм; ширина — 2035 мм: высота — 1970 мм. База — 2680 мм. Колея — 1474 мм (спереди) и 1420 мм (сзади). Двигатель. Модель — ЗМЗ —24Д. Число цилиндров — 4. Рабочий объем — 2445 см 3 . Мощность — 95 л. с. при 4500 об/мин. Трансмиссия. Коробка передач — четырехступенчатая. Главная передача — гипоидная с передаточным числом 4,1. Ходовая часть. Передняя подвеска — независимая, пружинная. Задняя подвеска — зависимая, рессорная. Шины — 185 —15Р. Тормоза — барабанные, гидравлические с раздельным приводом для передних и задних колес и гидровакуумным усилителем. МИКРОАВТОБУСЫКонвейер сборки кузовов на новом заводе в Елгаве.Микроавтобус РАФ — 2 203 «Латвия»Расположение «Люкс»).сидений в салоне РАФ — 2 203(висполненииРасположение сидений в салоне РАФ — 2 2032 .2. «Зарулем» № 3