38
39
В МИРЕ МОТОРОВ^АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРАД-АЛЛЕЧто такое автомобильный салон? Представьте себе помещение, примерно такое же по площади, как московский Дворец спорта — и в нем легковые автомобили. Несколько сотен. Машины на зеркальных поворотных кругах, на пьедесталах, окруженные бархатными шнурами, р азрезанные вдоль словно гигантским ножом, уложенные на бок, укрепленные на изогнутых наклонных панелях, как на куске испытательного трека. Над каждым стендом — большой транспарант с названием марки: «Форд», «Лада», «Рено», «Тойота», «Феррари»... Люстры, вспышки блицев, бесконечная толпа посетителей отражаются, преломляются, скачут на сияющих лаком кузовах, хромированных колпаках колес и облицовках. Настоящий калейдоскоп! Общее впечатление от такой выставки, будь она в Париже, Лондоне или Турине, — к ак от циркового парада-алле или от ~тредновогоднего базара в универсальном магазине. Только игрушки тут посолидней, и цены повыше. Приглядимся к «игрушкам», начав по порядку. парижский салон, как и две другие традиционные выставки, на этот раз представил сравнительно немного новинок. Причем это были главным образом модели, уже объявленные ранее, и появление их в салоне являлось лишь формальным дебютом. Это «Форд-фиеста» («За рулем». 1977, № 2) и «Рено-14» («За рулем», 1976, № 11), «Москвич—2140» («За рулем», 1976. № 1) и «Шкода-105» («За рулем», 1976, № 10), «Ровер-3500» («За рулем», 1977, № 2) и «Ситроен-ЛН». Последний, пожалуй, был героем дня. Во-первых, потому, что он представлял отечественное автомобилестроение. Вовторых, потому, что этого первого ребенка от брака «Пежо» с «Ситроеном» (фирмы год назад объединились) ждали давно, а в-третьих, потому, что малый расход топлива (у «ЛН» он составляет 5,9—7,2 л/100 км) стал на выставке чуть ли не главным параметром в оценке достоинств новой модели. Повышенный интерес французских автомобилистов к экономичным машинам объясняется просто — н акануне открытия салона правительство объявило о новом повышении цен (с января 1977 года) на бензин. В такой обстановке шансы малогабаритных моделей с двигателями рабочим объемом до 1000 смЗ («Рено-5», «Пежо-104», «Фольксваген-поло», ФИАТ-127, «Форд-фиеста») резко возросли. О «Фиесте», которую международный концерн «Форд» станет выпускать вразных странах, говорят много. Считают, что именно эта модель завоюет титул «Автомобиля года». Полагают, что она потеснит на европейском рынке своих «одноклассников». Потребители отмечают малый расход топлива, низкий уровень шума. В то же время они указывают и на недостатки этого широко разрекламированного автомобиля: непрочные бамперы, недостаточную эффективность тормозов, малую пригодность для эксплуатации в холодное время года, скромную приемистость. Специалисты по сбыту очень большое значение придают репутации модели. Если с первых месяцев она не завоевывает среди автомобилистов авторитет, то создать доверие к ней бывает уже нелегко. И наоборот. Поучителен пример советской «Лады —1500». Она была хорошо принята во Франции, а недавние испытания одной машины, проведенные журналом «Ль Отомобиль», — она прошла 100 тысяч километров — вызвали настоящую сенсацию и утвердили за «Ладой» репутацию исключительно долговечного и практичного автомобиля. Вернемся, однако, к экспонатам выставки. Американцы в Париже всегда наиболее широко демонстрируют свои модели на предстоящий год. Что характерно для заокеанских машин 1977 года?. Прежде всего то, что инженеры назначили для них строгую диету. Девять больших, типично американских моделей «Дженерал Моторс» в нынешнем году стали короче в среднем на полметра и легче на полтонны. Кажется, «танки янки», к ак их зовут в Европе, постепенно сходят со сцены. Причина проста — федеральное законодательство установило в США каждой фирме для ее легковых моделей 1977 года средний показатель расхода топлива — 13,1 л/100 км. А что касается моделей 1985 года, работа над которыми сейчас начинается, то для них норма еще жестче — 8,4 л/100 км. Вице-президент инженерной группы концерна «Форд» Р. Александер, комментируя эти цифры, указал, что, если средний расход топлива «фордов» 1977 года окажется не 13,1, а 13,2 л/100 км, то «концерну придется заплатить штраф в размере 5 долларов на каждый автомобиль». Другая новость: «Дженерал Моторс» и «Крайслер Корпорейшн» внедрили на ряде своих моделей 1977 года электронную систему опережения зажигания (ЭСОЗ), которая, обеспечивая более полное сгорание топлива, сокращает его расход и уменьшает количество вредных выбросов. Вообще электроника с каждым годом находит все более широкое применение«Ситроен-ЛН»: оппозитный двухцилинд ровый (602 смз. 32 л. с. п ри 5750 об/мин) двигатель от «Ситроена-диана», трансм иссия от «Ситроена-ЖС» с приводом на передние колеса итрехдверныйкузов от «Пежо-104К» — вот из чего «приготовлена» новая модель. Длина этой типичногородскоймашины — 3,38 м, масса вснаряженномсостоянии — 706 кг , снорость — 120 км / ч ас , время разгона с места до 100 км / ч ас — 29,3 секунды .В Лондоне поражал футуристический «Астонмартин», к оторый оказался по кармануиран ­ с комушаху да трем шейх амизбогатых нефтью стран Аравийского полуострова. Новый «Астон-мартин»: V-образный восьмицил индровый (5340 смз, 300 л. с.) двигатель с двумя распределительными вал ами , а люминиевый блок цилиндров. Пятиместная машина длиной 5,28 м, весом 1700 кгразгоняется до 100 км / ч ас за 7 секунд и развивает ско ­ рость до 230 км / ч ас .на автомобилях. Названная система ЭСОЗ, появившаяся на «олдсмобилях» 1977 года, например, включает микропроцессор — это первый случай использования такого прибора на автомобиле. В 1978 году планируется начать внедрение электронной системы для регулирования скорости. Не меньший интерес представляет панель приборов нового английского легкового автомобиля «Астон-мартин», дебют которого состоялся в Лондоне. Ее обслуживает небольшой компьютер. Приборов как такопых нет. Перед водителем — черное стекло, на котором дигитальные (цифровые) указатели высвечивают скорость, пробег машины, число оборотов. температуру масла и воды, давление масла, з аряженность аккумулятора, а также среднюю скорость, средний расход топлива и длительность поездки относительно установленного водителем момента. Та же модель обладает еще одной необычной особенностью — системой «тач кантрол». Легкого прикосновения пальца (не нажатия!) к клавишам достаточно, чтобы привести в действие «дворники», звуковой сигнал, переключатель света фар, электрические стеклоподъемники, дверные замки. Разумеется, эти устройства находят место лишь на очень дорогих роскошных машинах. Но идет время, совершенствуется технология, удешевляется производство, меняются, наконец, запросы потребителей. Ведь совсем недавно обогрев заднего стекла, красные сигнальные лампы в торцах дверей, регулировка наклона спинки сиденья, омыватели ветрового стекла, стеклоочистители фар встречались главным образом на автомобилях высшего класса. Сегодня видим их уже на целом ряде моделей среднего класса, а порой и на малолитражках. Некоторые машины популярного класса 1500 —1600 смЗ ныне располагают интересным оборудованием, которое обещает получить всеобщее признание. Вот трехдверная «Хонда-аккорд», которая была представлена как в Париже, так ив Лондоне. У нее затемненные стекла окон, з апирающиеся изнутри машиныкрышка капота и третья дверь, световая сигнализация, предупреждающая о неисправности стоп-сигнала, о неплотно закрытой третьей двери, о подошедшем сроке перестановки шин и замены масла в двигателе, масляного фильтра. Может быть, со временем найдут применение обогреваемое наружное зеркало заднего вида («Порше», «Форд») и «система подсветки входа», которую можно видеть на отдельных моделях «Форда»: когда водитель или пассажир нажимают наружную дверную ручку, в салоне загорается свет Стоило появиться на рынке «Форду-фиесте», к ак итальянская кузовная фирма «Гиа» (теперь собственность «Форда») разработала на его базе двухместную спортивную модель «Коррида». Оригинальна конструкция дверей — они поднимаются и складываются как боковины капота у автомобилей тридцатых годов. Роль крышки багажника играет заднее стекло, не имеющее рамки, а ее петли крепятся непосредственно к стеклу. Золотисто-желтая «Коррида» является опытным образцом, изготовленным в одном экземпляре.ли в Турине «деривацьони» (вариации) на тему ФИАТ-126. Среди них был желтый с черными сиденьями джип «Кавалетта» («Лошадка») с колесной формулой 4x2 . Он выглядел как игрушка. Другой маленький джип «Минимакси». тоже укомплектованный узлами ФИАТ-126. стоял на стенде фирмы «Моретти». Кузовщик Микелотти после многолетнего сотрудничества с английской фирмой «Триумф» вновь начал «частную практику». Он показал двухдверное четырехместное купе «Коджиола» оранжевого цвета на шасси ФИАТ-126 и городское такси на базе агрегатов «Волво». Надо сказать , что на этот раз в Турине наметился известный крен в сторону такси. Наряду с Микелотти опытный образец такой машины подготовил и Джуджаро. чье имя ассоциируется с кузовной фирмой «Итал Дизайн». Его машина — вагонного типа, четырехместная, четырехдверная, с массивным бампером, приводом на передние колеса и двигателем «Альфа-ромео» (два распределительных вала, 1300 смЗ). ФИАТ выставил новый семиместный микроавтобус «Пульмино». тоже подходящий для службы такси. В отличие от конструкций Микелотти и Джуджаро это серийный образец с 900-кубовым мотором. Кузовная фирма «Пининфарина» демонстрировала «Пежетту» — машину на базе узлов малолитражки «Пежо-104-ЗС». Интересна конструкция ее кузова. Из двухместного закрытого (купе) он легко благодаря быстросъемной металлической крышепревращаетсяв открытый (род-Для экспериментального такси «Волво» заботу о конструкции кузова и общей компоновке взял на себя итальянский кузовщик и дизайнер Микелотти. Он снабдил эту очень высокую (удобно входить и выходить) и сравнительно короткую (маневренность для такси — одно из главных качеств) машину сдвижными дверями, оснастил массивными бамперами и боковыми защитными поясами из эластичного материала. Интересно расположение решетки для забора свежего воздуха в салон — в самой высокой точке кузова, над лобовым стеклом. Среди ФИАТов наибольшим спросом сегодня пользуется модель «128». Ее модернизированный вариант можно узнать по новой облицовке радиатора и прямоугольным фарам. У него передние ведущие колеса, длина — 3,84 м, масса — 825 кг при четырехдверном кузове и 810 кг при двухдверном. Машина может быть оснащена 55-сильным (1116 см 3 ) или 80-сильным (1290 см 3 ) двигателем. При этом время разгона с места до 100 км / ч ас составляет соответственно 17,5 и 15,1 секунды, а скорость — 140 и 145 нм/час.и высвечивается гнездо под ключ в замке. «Хонда-аккорд» длиной 4,12 м (как наши «Жигули») с 80-сильным (1583 смЗ) мотором не могла, однако, з атмить передовой по конструкции «Ровер-3500». Он, по мнению руководства «Бритиш Лейланд», должен показать, и прежде всего заокеанскимзаказчикам , на что способна английская автомобильная промышленность. Правда, в этом году она не могла похвастать обилием новинок: кроме «Ровера» — спортивный «Бристоль-603» (между прочим, в 1946 году первая модель фирмы, была копией БМВ-327), пятиступенчатая коробка передач для «Триумфа-ТР7» («За рулем», 1976, № 8) и новая облицовка для «Мини» — вот почти и все новинки лондонской выставки. На этом фоне выделялся сверхдорогой автомобиль фирмы «Астон Мартин», которую теперь называют британской соперницей «Феррари». Кузов клиновидной формыс алюминиевыми панелями разработал для него один из ведущих английских дизайнеров Уильм Таунс. Оснащенный ультрасовременной панелью приборов, о которой шла речь выше, богато отделанный, «Астон-мартин», имеющий такую же астрономическую цену, как «Феррари», для подавляющего большинства посетителей лондонского салона представлял чисто теоретический интерес. На туринской выставке форменныйкарнавал устроили итальянские кузовные фирмы . Словно сговорившись, они показали множество опытных образцов, экстравагантных и недоступных для приобретения. Автомобилисты по достоинству оценили изделия «Пининфарины», «Бертоне». «Загато». «Гиа», но наиболее внимательно отнеслись к двум модернизированным малолитражкам ФИАТ-126 и ФИАТ-128. Последняя для наших автомобилистов интересна тем, что во внешнем виде сохранила многие черты, общие с моделью «124», близкой родственницей «жигулей». Многие кузовные фирмы экспонирова-стер). Среди других особенностей машины: диагональная взаимозаменяемость крыльев (переднее левое с задним правым) и приборы, установленные перед водителем в самостоятельных прямоугольных корпусах — к ак четыре порт ативных телевизора. В кузовах для спортивных машин и на этот раз в Турине не было недостатка. Золотисто-желтое купе «Коррида» ф ирмы «Гиа» удивило многих необычными дверями. «Фруа» выступила с кузовом типа «купе-фастбек» на базе БМВ-633. а «Загато» облекла «Лянчу-стратос» в непривычной формы кузов «Зета-80», который осторожно назвала моделью 1980 года. Конечно, в Турине была представлена и «тяжелая артиллерия»: например. «Мазерати-медичи» работы «Итал Дизайн», кремовый кузов «Бертоне» под названием «Рейнбоу» («Радуга») на базе 250-сильного «Феррари-дино-308ГТ». Париж, Лондон и Турин погасили огни своих автомобильных салонов. Некоторые их экспонаты уже выпускаются массовым тиражом, другие так и остались прототипами. А что нового ждет автомобилистов завтра? Ответ на этот вопрос. может быть, дадут очередные выставки в начале года — амстердамская и женевская. Л. ШУГУРОВ, инженер