30
31
.•••"••" •. ' •" - • . . .• " . " • • •'.•...•.•.•••',•""• г"Каждое соревнование манит к себе любителей спорта своими, только ему присущими чертами. Мотокросс — атлетизмом, каскадом прыжков, кольцевые автогонки — звонкой песней мотора. вихревыми скоростями, летний и зимний спидвей — динамичностью борьбы, своеобразной театральностью. Автомобильное же ралли прекрасно... ожиданием. ...Наш «уазик» свернул с Московской кольцевой дороги и вэял курс на Ярославль. Три часа назад на Центральном стадионе вЛужниках состоялось торжественное открытие ралли «Русская зи ­ ма» — заключительного этапа розыгрыша Кубка дружбы социалистических стран. На просторной площади возле главной спортивной арены выстроились автомобилисты Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии. Всего 68 экипажей. Большинство из них наши: дело в том, что в рамках «Русской зимы» проходил чемпионат страны на автомобилях группы 2 (усовершенствованных). После короткой церемонии открытия, завершившейся возложением цветов к памятнику В. И. Ленину, был дан старт соревнованиям. И сразу же первое испытание — 600-метровая гонка по аллеям стадиона. Бригада журнала «За рулем» — фотокорреспондент, редакционный водитель и автор этих строк — пожертвовала лужниковской стартовой гонкой и сразу же перебралась в Тушино, где на аэро-шшшшСПОРТдроме клуба имени В. П. Чкалова участники преодолевали три круга по заснеженной трассе. Впрочем, и здесь мы задержались ненадолго: н ужно было спешить в район Ростова Великого, по нашим предположениям, самую горячую точку ралли. У же потом, просматривая судейские протоколы, узнали, что два московских испытания вывели в лидеры болгарский экипаж И. Чубриков — П. Церовский («Рено-17-гордини»), который выиграл гонку на стадионе и был вторым на «кольце» в Тушино. На время наши пути с участниками «Русской зимы» разошлись. Более чем 1100-километровая трасса ралли повела их на Дмитров — к очередному пункту контроля времени, а затем на Ярославль. Нечего и надеяться, что, следуя тем же маршрутом, мы сможем уложиться в общий график и быть свидетелями спортивной борьбы. Поэтому мчимся по срезке. Проплыли сказочно красивые купола Троице-Сергиевской лавры в Загорске, мощные стены монастырей •ПереславляЗалесского. А кругом — великолепие на« РУССКАЯ ЗИМА »:стоящей русской зимы. Долго нынче йе приходила она в Подмосковье. Казалось, осенней слякоти, затяжным дождям и влажным ветрам не будет конца. И вдруг, словно вспомнив о названии ралли и своих обязанностях перед участниками, з и ­ ма враз вступила в права. Три дня бушевала метель, выполнив, по утверждению синоптиков, полуторамесячную снежную программу. Но вряд ли любуются сейчас спортсмены белым нарядом лесов и полей. У ж очень коварна дорога. Д аже на скорости 80 км/час наш «уазик» беспокойно заерзал по лоснящейся от гололеда ленте шоссе, и водителю пришлось включить передний мост. Каково же гонщ икам , сидящим за рулем мощных спортивных автомобилей: ведь шипы противоскольжения на этих ралли не разрешены. У жев сумернах видим указатель «Каюровский карьер» — там должна быть трасса четвертого дополнительного скоростного испытания (всего их тринадцать плюс два спецэтапа и одиннадцать пунктов контроля времени). До прибытия первой машины больше часа, а на старте все готово к приему участников. Вот оно, волнующее ожидание. Звонкая тишина, неяркий свет в салоне судейской машины, приглушенный говорок невесть откуда взявшихся зрителей. Давно заметил, что в эти томительные минуты, предшествующие приходу экипажей , все стараются говорить тихо, словно боятся нарушить рассчитанный в секундах порядок соревнований. Поглядываем на часы, к ажется , пора... И вот вдали, за чернеющей полоской леса, я рко взметнулись в небо первые всполохи. За ними еще — и уже три-четыре слепящих солнца стремительно надвинулись на нас, заливая все вокруг неестественным сиянием. С точностью голубых экспрессов метрополитена прибыли почти все экипажи . Лишь автомобиль С. Брундзы с напарником Э. Повилайтисом пришлось ждать лишних 20 минут. Направляясь к стартовой линии, Стасис успел сообщить, что менял полуоси. А на стремительных трех кругах скоростного участка вовсю шел спор за секунды. Время И. Чубрикова недолго оставалось лучшим. Стартовавший следом А. Козырчинов улучшил его на 6,7 секунды. Совсем немного проиграли ему другие экипажи из сборной СССР: К. Гирдаускас — Г. Вашкявичус, Н. Елизаров — В. Григорьев, Я. Агишев — М. Титов. Судя по всему, наша команда, если суммировать результаты, была здесь вне конкуренции. Этот предварительный прогноз стал еще более реальным после скоростной гонки в Сильницком карьере, расположенном в 15—20 километрах отку, выгружают запасные колеса. А рядом, в уютном погребке одного из соборов, тоже идут приготовления — на столы ставятся традиционные русские пироги, закуска, чаи. Здесь участники смогут отдохнуть в течение часа. Впрочем, далеко не все: вездесущие механики уже привезли новости — три экапажа сошли, больше половины опаздывают после первого спецэтапа. Так что горячие предстоят минуты, не до чая.,. В половине пятого утра — прибытие первой машины. Стрелка судейских ча-.» .. ё . -. Результаты ралли «Русская зима» Личный зачет (абсолютный): 1. Н. Больших — И. Больших («Москвич—2140*); 2. Н. Елизаров — В. Григорьев (ВАЗ2103); 3. К. Гирдаускас — Г. Вашкявичус (ВАЗ—2103); 4. А. Варенко — В. Игнатьев («ИЖ-ралли»); 5. Г. Паращенко — К. Антропов («ИЖ-комби»); 6. Я. Агишев — М. Титов («Москвич—2140>) — все СССР. Командный зачет. Национальный: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. ГДР; 4. СРР; 5. НРБ (команды ПНР и ВНР зачета не получили). Клубный: 1. «ИЖ-Планета>; 2. «Москвич»; 3. Автомотоклуб «Эстония». Заводской: 1. АЗЛК-1; 2. «ИЖмаш»; 3. «Дачия» (СРР). Итоговые результаты Кубка дружбы Личный зачет: 1 — 3. И. Чубриков (НРБ), Б. Крупа, П. Мыстковский (оба — ПНР) — по 90 очков; 4 — 5 . С. Квайзар, И. Коттек (оба — ЧССР) — по 89; 6. М. Ставовяк (ПНР) — 84,.. 12 — 13. Я. Агишев, М. Титов (СССР) — по 67 очков (очки за результаты на этапах водителю и штурману начисляются отдельно). Командный зачет: 1. ЧССР — 29 очков; 2. ПНР — 26; 3. НРБ — 20; 4. СССР — 19; 5. ГДР — 15; 6. СРР — 10; 7. ВНР — 9.ПОБЕДА НА ФИНИШЕКаюровского. И тут советские спортсмены показали очень быстрые секунды. После пятого дополнительного испытания мы на несколько часов расстались с участниками ралли ^Русская зима». Они ушли на Ярославль, Рыбинск, Углич. Ночью у них самое трудное — два спецэтапа. Для непосвященных расшифруем: так называют участок, как правило, сложный по профилю и дорожному покрытию, расположенный между двумя пунктами контроля времени. Средняя скорость здесь устанавливается трудно достижимая — 90 км/час и более. Не уложился хотя бы на секунду в отведенный лимит времени — получай штрафную прибавку в виде целой минуты. Отыграть ее на дополнительных скоростных испытаниях почти невозможно. И вновь ожидание. Пустынны улицы ночного Ростова. Только возле ансамбля соборов — архитектурной жемчужины древнего города — оживленно. Механики с прибывших «техничек» готовят свар-Очередной экипаж готов уйти на скоростной участок (фото вверху слева). Ночная гонка (внизу слева). в Каюровском карьереПольский экипаж Б. Крупа — П. Мыстковскнй на «Рено-17-гордини» (№ 2) на кольцевой гонке в Тушино. Перед отметкой на контрольном пункте времени в Загорске. Справа (№ 8) автомобиль К. Гирдаускаса — Г. Вашкявичуса. Контрольное время 9 часов 49 минут — экипаж прибыл без опоздания. Болгарский гонщик И. Чубриков (на переднем плане) и механик советской команды Л. Евсиков в погребке ростовского собора, где был устроен буфет для раллистов. Фото В. Князева